[image]

Проблемы первого пилотируемого полёта «Востока»

флейм о шансах Гагарина вернуться живым
 
+
-2
-
edit
 

U235

старожил
★★★★★
Сообщение было перенесено из темы Правдоподобность "Марсианина" ("The Martian").
Справедливости ради, шансов у Гагарина приземлиться живым, да и вообще приземлиться было немного. Полет был тот еще. Там почти все, что могло пойти не так, пошло не так, но в конце концов все же Гагарину повезло. Правда остальные полеты Востоков вроде уже спокойно прошли
   46.046.0
+
-
edit
 

st_Paulus

опытный

Это бесспорно так. Проблема в том, что автор вообще все советские ракеты так окрестил. Никаких "в то время" или чего-то подобного. Я могу допустить, что он сделал это по недомыслию и не нарочно, но тем не менее это все не очень приятно.
   

U235

старожил
★★★★★
Кстати как раз "душегубка" случилась именно на американском "Апполоне" при возвращении после совместного полета с Союзом: там при спуске на землю прямо в спускаемый аппарат тетраоксид азота из топливной системы попал. Двое астронавтов потеряли сознание, третий успел надеть кислородные маски себе и товарищам
   46.046.0

PSS

литератор
★★
U235> Справедливости ради, шансов у Гагарина приземлиться живым, да и вообще приземлиться было немного. Полет был тот еще. Там почти все, что могло пойти не так, пошло не так, но в конце концов все же Гагарину повезло. Правда остальные полеты Востоков вроде уже спокойно прошли

Справедливости ради, если сравнить с аналогами, как раз много. Так как там была достаточное резервирование. Что там пошло не так? Орбита была немного выше и отсеки не разделились по датчику. Так для этого ТДУ была зарезервирована как и система ориентации. Собственно как раз высота орбиты и была дополнительным резервом на самый крайний случай, который, как надеялись, никогда не будет использован. Если же просто сравнить тестовые полеты, то это больший уровень отработки чем был у Меркурия, Джеминая или Союза.

Можно и от обратного, то же самое хорошо показал опыт полета совершенно всех Востоков. Все пилотируемые полеты прошли без действительно серьезных проблем. И проблемы начались только после модернизации в Восход-2. Так что не надо желтой прессы.
   33
+
+1
-
edit
 

PSS

литератор
★★
s.P.> Это бесспорно так. Проблема в том, что автор вообще все советские ракеты так окрестил. Никаких "в то время" или чего-то подобного. Я могу допустить, что он сделал это по недомыслию и не нарочно, но тем не менее это все не очень приятно.

Просто как видно из его интервью человек весьма плохо разбирается в космонавтике. Вся его информация была почерпнута из обучающих роликов НАСА.
   33

PSS

литератор
★★
U235> Кстати как раз "душегубка" случилась именно на американском "Апполоне" при возвращении после совместного полета с Союзом: там при спуске на землю прямо в спускаемый аппарат тетраоксид азота из топливной системы попал. Двое астронавтов потеряли сознание, третий успел надеть кислородные маски себе и товарищам

Вы историю программы "Меркурий" почитайте. Вот где драма, трагедия и комедия в одном флаконе. Если бы у Востока была бы хоть половина проблем, то уже в 80х прочно бы вдолбили бы мысль, что Королев, Хрущев, Черток, Феоктистов и т д полные звери которые относились к космонавтам исключительно как к расходному материалу.
   33
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
PSS> Если бы у Востока была бы хоть половина проблем,

У "Востока"было проблем не меньше, осложнявшихся маниакальным намерением не давать в руки космонавтам ничего кроме карандаша.
   50.0.2661.10250.0.2661.102

+
-
edit
 

U235

старожил
★★★★★
D.Vinitski> У "Востока"было проблем не меньше, осложнявшихся маниакальным намерением не давать в руки космонавтам ничего кроме карандаша.

Ну Гагарин по крайней мере в воде в набирающем воду скафандре не барахтался, гадая успеют ли его вытащить, или нет, как бедолага Гриссом. Вот ведь ирония судьбы: сначала он чуть не погиб из-за случайно сработавшего аварийного отстрела люка, а потом погиб из-за того, что, учтя этот опыт, на Апполон-1 систему аварийного отстрела люка не поставили. Наверно самый невезучий космонавт в истории :(
   46.046.0
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
PSS> Так для этого ТДУ была зарезервирована как и система ориентации.

ТДУ на Востоке не была зарезервирована.

PSS> Собственно как раз высота орбиты и была дополнительным резервом на самый крайний случай, который, как надеялись, никогда не будет использован.

Орбита Востока-1 оказалась существенно выше рассчётной и корабль не успел бы естественным образом затормозиться до окончания ресурсов СОЖ.

А "резерв на крайний случай" чуть не оказался использован внепланово. Быковского (?) пришлось посадить досрочно так как орбита корабля быстро снижалась и он мог сам сойти с орбиты до следующего посадочного окна.
   50.0.2661.10250.0.2661.102
RU Старый #06.06.2016 14:03  @U235#06.06.2016 13:26
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
U235> Ну Гагарин по крайней мере в воде в набирающем воду скафандре не барахтался, гадая успеют ли его вытащить, или нет, как бедолага Гриссом.

У нас тоже были весёлые случаи. Титов (?) при посадке едва не зацепился парашютом за идущий поезд. Если б зацепился вот это было б кино, покруче чем если б Гриссома сожрала акула. После этого на время посадки стали останавливать все поезда в округе.
   50.0.2661.10250.0.2661.102
+
+1
-
edit
 

PSS

литератор
★★
PSS>> Так для этого ТДУ была зарезервирована как и система ориентации.
Старый> ТДУ на Востоке не была зарезервирована.

Орбита была резервом. Плюс, по сути, тройное дублирование системы ориентации. С отдельными системами для ручного и автоматического режима.

Старый> Орбита Востока-1 оказалась существенно выше рассчётной и корабль не успел бы естественным образом затормозиться до окончания ресурсов СОЖ.

Но сама идея была экстремальной. Для чего отрабатывали ТДУ несколько лет испытав более десятка двигателей.
   33
+
-
edit
 

PSS

литератор
★★
PSS>> Если бы у Востока была бы хоть половина проблем,
D.Vinitski> У "Востока"было проблем не меньше, осложнявшихся маниакальным намерением не давать в руки космонавтам ничего кроме карандаша.

Хм. Можно примеры? Даже Гагарин мог получить доступ к ручному управления просто введя код. В следующих даже подобной акробатики с кодом не было.

Вот у Союза эта проблема была. Но не у Востока.
   33
Это сообщение редактировалось 06.06.2016 в 15:12

PSS

литератор
★★
U235> Ну Гагарин по крайней мере в воде в набирающем воду скафандре не барахтался, гадая успеют ли его вытащить, или нет, как бедолага Гриссом. Вот ведь ирония судьбы: сначала он чуть не погиб из-за случайно сработавшего аварийного отстрела люка, а потом погиб из-за того, что, учтя этот опыт, на Апполон-1 систему аварийного отстрела люка не поставили. Наверно самый невезучий космонавт в истории :(

Поверьте, это не единственная проблема Меркурия. Хоть и самая раскрученая. Там почти в каждом полете были проблемы. Начиная с относительно мелких, скажем, связанных с отсутствием мочеприемника, до весьма и весьма серьезных.

Например, у Карпентера в полете сначало произошел отказ датчика из-за чего он чуть не изжарился, потом из-за его ошибки был дикий перерасход перекиси из системы ориентации. Но это выяснилось только перед самым включением ТДУ. Каким-то чудом система проработала до завершения торможения (хоть и с ошибкой по рысканью) но сразу после этого перекись в основных баках закончилась и корабль остался без основной системы ориентации.

А она была нужна для правильной ориентации при входе в атмосферу. Опять же каким -то чудом он смог сориентироваться на аварийном баке но режим, были полностью нештатным. В результате этой акробатики недолет до расчетной точки был четыреста километров, а он потерял связь с Землей. Что еще. Ах да. Когда перелазил в надувную лодку тоже чуть не утонул.

Также не надо забывать, что творилось в это время на Земле. Они получают информацию, что кончается перекись в системе ориентации (а это не Восток где весь шарик, по сути покрыт теплоизоляцией), после чего связь с кораблем прекращается. Тишина..

Без шуток многие тогда были уверены, что они потеряли первый корабль с астронавтом. Сколько у них появилось седых волос знают только они.

Но почему-то именно Восток песочат как ненадежный и пишут, что у Гагарина было мало шансов вернуться живым. Обидно. :(
   33
RU U235 #06.06.2016 15:30  @Старый#06.06.2016 14:03
+
-
edit
 

U235

старожил
★★★★★
Старый> У нас тоже были весёлые случаи. Титов (?) при посадке едва не зацепился парашютом за идущий поезд. Если б зацепился вот это было б кино, покруче чем если б Гриссома сожрала акула.

Вот если б Леонова с Беляевым под Пермью волки сожрали, то вот это действительно был бы номер :-/ . Вот полет "Восхода-2" действительно был жестью сравнимой с полетом Апполона-13. А может и хуже: медведь - не Хьюстон, ему пофиг, что у тебя проблемы, у него обед по распорядку. Будь это с американцами, в Голливуде бы просто сногосшибательный блокбастер бы забабахали. Там тебе и "Марсианин" и "Гравитация", и "Аполлон-13" и "Выживший" в одном флаконе.
   46.046.0

U235

старожил
★★★★★
PSS> Но почему-то именно Восток песочат как ненадежный и пишут, что у Гагарина было мало шансов вернуться живым. Обидно. :(

Тем не менее Гагарину действительно несколько раз подряд повезло, что живым вернулся. На заре космонавтики у всех косяков хватало, дело все таки новое и техника сырая, но до поры до времени всем везло.
   46.046.0

PSS

литератор
★★
PSS>> Но почему-то именно Восток песочат как ненадежный и пишут, что у Гагарина было мало шансов вернуться живым. Обидно. :(
U235> Тем не менее Гагарину действительно несколько раз подряд повезло, что живым вернулся. На заре космонавтики у всех косяков хватало, дело все таки новое и техника сырая, но до поры до времени всем везло.

Так можно пример такого ужасного косяка?
Более высокая орбита к этому явно не относиться. Разделение отсеков? Прошло по термодатчику. Но даже если и он не сработал, они бы разделились когда перегорели ленты их скрепляющие. Кажется такое даже где-то было. То ли у Зенитов, то ли еще где. Нужно поднимать архив.

Что еще? Выход аварийного парашюта вместе с основным? Хм. По сравнению с остальными возможно самая серьезная проблема, но не для опытного парашютиста. Было что-то еще, про что я забыл? Ведь нужны что-то совсем ужасное, чтобы "повезло, что живым вернулся".
   33

PSS

литератор
★★
U235> Вот если б Леонова с Беляевым под Пермью волки сожрали, то вот это действительно был бы номер :-/ . Вот полет "Восхода-2" действительно был жестью сравнимой с полетом Апполона-13. А может и хуже: медведь - не Хьюстон, ему пофиг, что у тебя проблемы, у него обед по распорядку. Будь это с американцами, в Голливуде бы просто сногосшибательный блокбастер бы забабахали. Там тебе и "Марсианин" и "Гравитация", и "Аполлон-13" и "Выживший" в одном флаконе.

Насчет Восхода, не спорю. Авантюра серьезная. Но мы же про Гагарина говорим. А на его Востоке был другой подход к надежности (как не странно это звучит)
   33

U235

старожил
★★★★★
PSS> Так можно пример такого ужасного косяка?

Имеется в виду все вместе. Там была большая череда больших и малых неприятностей. Причем иногда они накладывались, усугубляя друг друга. Например кроме того, что у Гагарина вместе с основным открылся запасной купол парашюта, что ограничило управляемость, Гагарина еще и на реку несло. А кроме того - еще и вентиляционный клапан в скафандре не открылся, из-за чего Гагарин чуть не задохнулся.
   46.046.0
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
U235>Там была большая череда больших и малых неприятностей.

Гагарину ещё ухитрились крышку люка установить с ошибкой, что показывает уровень подхода к надежности.
   50.0.2661.10250.0.2661.102

PSS

литератор
★★
PSS>> Так можно пример такого ужасного косяка?
U235> Имеется в виду все вместе. Там была большая череда больших и малых неприятностей. Причем иногда они накладывались, усугубляя друг друга. Например кроме того, что у Гагарина вместе с основным открылся запасной купол парашюта, что ограничило управляемость, Гагарина еще и на реку несло. А кроме того - еще и вентиляционный клапан в скафандре не открылся, из-за чего Гагарин чуть не задохнулся.

Так ни одно из этих событий не было действительно смертельным или опасным. Даже в комплексе. Более того, они не стали бы смертельными если бы он упал бы в реку, а клапан вообще бы не открылся. Так как везде были резервные варианты даже на случай куда более опасных ситуаций.

При этом, подчеркиваю, события даже рядом с такими не были.. Просто из-за того, что полет прошел весьма неплохо, для первого раза, потом стали гиперболизировать те мелочи которые на самом деле мало слабо влияли на его безопасность.

Вот для примера. Вы упомянули, как что-то опасное, что его несло на реку.
Ну да он приземлился рядом с Волгой. Аж в нескольких километрах. Очень близко... Но даже если бы он сел в воду. Вы думаете ему что-то угрожало?
Подобная посадка была штатным вариантом.

Более того всю систему прорабатывали на возможность посадки в океане, а не в реку средней полосы России. И я даже не про то, что рядом с ним летела надувная лодка. Сам скафандр тщательно прорабатывался на этот случай. Сзади СК-1 был прикреплен специальный спасательный ворот которой автоматически должен был, при попадании в воду, наполниться углекислым газом из баллона и обеспечить плавучесть. Не прошло автоматическое включение? Космонавт мог включить его вручную. Вообще не сработал бы баллон? В таком случае, космонавт мог надуть его самостоятельно. Ну и на совсем крайний случай рядом и лодка спускалась, как я уже и писал.

Видно, что идет глубокое резервирование. И попадание в воду вовсе не означает что-либо смертельное. Оно может быть только при еще достаточно большом числе нештатных ситуаций от которых Гагарин был очень и очень далек.

Что там еще? Клапан. Опять же полностью надуманная проблема. И я даже не про то, что он его открыл. Реально просто немного расстегнул молнию и нащупал шнурок. Вы прослушайте самого Гагарина ( в сети есть отчет). Он даже голосом не выдает, что это было что-то серьезное. Сложно было открыть клапан. Шесть минут возился..

Просто опять опасности не было. В чем она по вашему была? Задохнуться он точно не мог. При спуске дыхание космонавта шло от аварийного баллона (штатно). И этого запаса гарантировано хватило бы до Земли. Он вовсе не бился с из последних сил с клапаном, дыша только тем воздухом, что был в скафандре, как это пытаются представить.
Более того, клапан даже был не единственным способом получить доступ к воздуху. Кроме этого космонавт мог просто открыть остекление шлема. А потом и закрыть. И опять открыть. Это был совершенно штатный режим.

Просто открытие клапана опять же было прописано в штатных требованиях. Он был необходим при попадании в воду.

Но опять давайте представим, что шлем заело. Хотя до этого он уже его несколько раз открывал и закрывал. Он стоит на земле и ему нечем дышать. Хм, как минимум он мог просто расшнуровать скафандр. По норме снимать его космонавт мог без посторонней помощи. Но ладно, клапан заело, шлем заело, шнуровка запуталась. Что делать? Может просто проткнуть, разрезать? Опять в состав СК-1 штатно входил нож. Конечно для других целей (впрочем, может быть и этих).

Ну что страшно опасные ситуации? Просто повезло, что живым вернулся?? Или полностью надуманная проблема?

И так, реально, практически по каждому моменту. Полет Гагарина прошел на редкость нормально для первого раза и, что немаловажно, был очень и очень хорошо подготовлен и протестирован. Уровень подготовки и надежности, как я и писал, был точно выше Меркурия или Союза..

Эх.. Нет я даже понимаю почему журналисты это раскручивают. Сенсацию делают. Хотят показать насколько героический был полет. А лучше всего это делать через преодоление трудностей, показывая как герой стоял одной ногой в могиле. Для чего и вытаскивают все возможные пришествия в полете, даже самые незначительные, представляя их как что-то очень и очень опасное. Буквально на смерть послали, космонавта. Сенсация на пустом месте. Но зачем им уподобляться? Вы пока едете на работу можете попасть в более опасные моменты, чем попадал Гагарин во время спуска.
   33
+
+1
-
edit
 

PSS

литератор
★★
U235>>Там была большая череда больших и малых неприятностей.
D.Vinitski> Гагарину ещё ухитрились крышку люка установить с ошибкой, что показывает уровень подхода к надежности.

Во первых это было не так. Просто сбился контакт который и должен был показывать герметичность.

Во вторых, даже по этой легенде, это выяснили до старта, по показаниям датчиков, что опять же показывает подход к надежности. ;)
   33

PSS

литератор
★★

Маленькая энциклопедия космонавтики.

История освоения космического пространства. Автор - Шубин Павел // web.archive.org
 

Cкафандр CK-1.

СК-1.(СССР) Скафандр Космонавта СК-1. Для полетов по программе "Восток" был создан скафандр СК-1 (скафандр космонавта 1 модель). Он доложен был защитить космонавта при разгерметизации корабля и для защиты при катапультировании. Этим скафандром пользовались все пилоты кораблей "Восток", за исключением Терешковой, для нее был разработан СК-2 с учетом физиологических особенностей женского организма. Оболочка многослойная. Силовой слой: прочная синтетическая ткань, внутренний герметичный слой из тонкой резины. Подкладка из легкой ткани для скольжения при надевании и защиты герметичной оболочки. // Дальше — web.archive.org
 
   33

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
U235>> Гагарина еще и на реку несло. А кроме того - еще и вентиляционный клапан в скафандре не открылся, из-за чего Гагарин чуть не задохнулся.
PSS> Так ни одно из этих событий не было действительно смертельным или опасным. Даже в комплексе....
PSS> Подобная посадка была штатным вариантом.
PSS> Более того всю систему прорабатывали на возможность посадки в океане, а не в реку средней полосы России. И я даже не про то, что рядом с ним летела надувная лодка. Сам скафандр тщательно прорабатывался на этот случай. Сзади СК-1 был прикреплен специальный спасательный ворот которой автоматически должен был, при попадании в воду, наполниться углекислым газом из баллона и обеспечить плавучесть.

И вот ведь что удивительно - как живучи навязанные журналамерами стереотипы!
Про эту саму ситуацию с возможной посадкой Гагарина в реку U235 уже писал год или два назад, и я ему так же говорил, что нет, не опасно, что штатно и предусмотрено, надувной воротник и всё сопутствующее показывал - но вот подиж ты... :)
   46.046.0

PSS

литератор
★★
В параллельной теме выложили такую схему

Хотя это скорей всего прототип СК-1
   33
+
-1
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
PSS> Более высокая орбита к этому явно не относиться. Разделение отсеков? Прошло по термодатчику.

Скорее всего всётаки успел доработать интегратор. На импульсе последействия.

PSS> Что еще? Выход аварийного парашюта вместе с основным? Хм. По сравнению с остальными возможно самая серьезная проблема, но не для опытного парашютиста. Было что-то еще, про что я забыл? Ведь нужны что-то совсем ужасное, чтобы "повезло, что живым вернулся".

Самый опасный вариант - приводниться в Волгу и утонуть.
   51.0.2704.8451.0.2704.84

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru