Администрация президента США Дональда Трампа объявила о намерении приватизировать свою часть Международной космической станции: после 2024 года финансирование МКС по линии NASA планируется остановить и передать американский сегмент станции в частные руки. Идею коммерческого использования МКС рассматривают и в России. О планах создания орбитального космодрома и о желании взять российский сегмент МКС в концессию в интервью «Известиям» рассказал генеральный директор компании «S7 космические транспортные системы» Сергей Сопов.
...
— Расскажите об «орбитальном космодроме», который вы предлагаете построить «Роскосмосу». Что это?
— «Роскосмос», NASA и другие космические агентства планируют создать на окололунной орбите посещаемую станцию. Соответственно средств на эксплуатацию сразу двух станций — МКС и у Луны — не хватит ни у России, ни у США. В этой связи все государства — участники проекта МКС заинтересованы в привлечении частных компаний к работе на низкой околоземной орбите. Мы готовы сотрудничать с «Роскосмосом» в этом вопросе. Для нас российский сегмент МКС представляет интерес как научная и промышленная площадка, где можно наладить уникальные производства, сборку космических аппаратов, организовать «хаб» для дальнейшей экспансии — освоения Луны и Марса.
При наличии на околоземной орбите космической инфраструктуры нет необходимости создавать сверхдорогие сверхтяжелые ракеты, чтобы запускать межпланетные корабли и зонды. Их сборку из более мелких модулей можно проводить прямо на МКС или рядом с ней. А экипажи сначала доставлять на станцию и оттуда перевозить на корабль, который летит, допустим, к Луне. Во-первых, это окажется экономичнее. Можно использовать имеющуюся ракетно-космическую технику. Во-вторых, безопаснее. Шанс потерять всё из-за аварии меньше при запуске элементов конструкции по частям.
— Получается, что вы хотите стать оператором российского сегмента МКС?
— Да, мы намерены выйти к «Роскосмосу» с предложением сдать российскую часть станции нам в концессию.
— Когда это может произойти?
— После восстановления пусковой деятельности проекта «Морской старт», то есть в 2022–2024 годах. Сейчас речь идет о возможном сворачивании работы МКС в 2024 году, и мы предлагаем один из возможных путей дальнейшего использования станции — как альтернативу затоплению.
— При этом МКС вы предлагаете использовать как перевалочную базу перед полетом в дальний космос?
— Да, именно это и закладывается в понятие «орбитальный космодром». Он должен стать стартовой площадкой для полетов в дальний космос. Расположение МКС на низкой околоземной орбите делает ее уникальной для этих целей. Здесь можно проводить сборку, заправку, техобслуживание космических аппаратов и кораблей. Доставку грузов к Луне и Марсу также проще осуществлять отсюда — с помощью буксира с ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭРДУ) мегаваттного класса. Опыт создания подобных систем есть только у нашей страны. Транспортный модуль сможет медленно, но без серьезных затрат топлива и в нужный срок доставить груз к Луне и Марсу. Если для пилотируемых кораблей главное — надежность, комфорт и скорость полета, то грузы нужно доставлять просто вовремя, тогда, когда они необходимы. Но для обслуживания буксиров необходима пилотируемая орбитальная база. Орбитальный космодром и буксир не имеют смысла друг без друга. В этом и заключается наше представление о своем бизнесе как о первой космической транспортной компании мира: наличие дешевого и надежного носителя с запусками с экватора по программе «Морской старт», а также с Байконура по программе «Наземный старт», наличие инфраструктуры на низкой околоземной орбите в виде МКС плюс транспортные средства для межорбитальных и межпланетных перевозок с ЯЭРДУ.
— Современное международное право запрещает использование ядерных систем на низкой околоземной орбите.
— Да, именно поэтому мы предлагаем в перспективе увеличить высоту полета МКС до 600 км. Это минимальная высота использования ЯЭРДУ, но при этом сама станция остается еще внутри магнитосферы Земли, защищающей экипаж от радиации.
— Соответственно вам понадобятся свои пилоты и инженеры?
— Да, это следующий шаг. Мы думали об этом. Сегодня подготовка космонавтов — прерогатива государства. На наш взгляд, это уже не соответствует требованиям времени. Должен быть свой отряд космонавтов-испытателей у РКК «Энергия», как это было при Сергее Королеве. Собственные отряды должны быть у других операторов космической техники. Центр подготовки космонавтов должен иметь функции их обучения и сертификации. Пока, правда, этот вопрос не является критическим для нас. В первую очередь мы должны возобновить пуски по программе «Морской старт».
Меню российских экипажей на МКС с осени прошлого года обновлено, многие из появившихся в нем блюд относятся к традиционной русской кухне. В частности, как рассказали «Известиям» в НИИ пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии, впервые в условиях космоса можно будет попробовать кисели.
Рацион космонавтов пополнили клюквенный, яблочно-брусничный и яблочно-вишневый напитки густой консистенции.
Разнообразие в ассортимент напитков должен внести и молотый кофе. Раньше он присутствовал на станции только в гранулах. Теперь же космонавты смогут полюбоваться через иллюминатор рассветом за «чашечкой» (а точнее — пакетом из полимерной пленки) натурального кофе с молоком и сахаром. Для его приготовления в пакет необходимо будет лишь залить кипяток.
Помимо этого, в меню космонавтов появились новые первые, вторые блюда и десерты: щи зеленые, суп из шампиньонов, грибы по-старорусски, фруктовые палочки из яблок, абрикосов, слив и вишен. До конца 2018 года рацион должна пополнить пшенная каша с тыквой.
— Грибы в питании космонавтов используются с 2003 года, но теперь они будут присутствовать также в виде супа и «по-старорусски», — рассказала «Известиям» начальник отдела космического питания НИИ пищеконцентратной промышленности Людмила Павлова. — Используются только шампиньоны, выращиваемые в защищенном грунте, в условиях, свободных от тяжелых металлов и радионуклидов. Шампиньоны являются источником многих питательных веществ, необходимых для поддержания здоровья космонавтов.
Пилотируемый корабль «Союз МС-08» успешно пристыковался к модулю «Поиск» российского сегмента МКС. В 00:35 мск состоится открытие переходных люков, встреча экипажей и первый телевизионный сеанс с Землей
Экипаж Международной космической станции в полном составе!
МОСКВА, 11 апреля. /ТАСС/. Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ) "Наука", который планируется отправить на Международную космическую станцию, будет доставлен на космодром Байконур в этом году. Об этом сообщил в среду журналистам гендиректор Центра им. М. В. Хруничева Алексей Варочко.
"Наша задача - поставить. Он будет поставлен на космодром в этом году", - сказал он.
МЛМ изготавливается Центром Хруничева совместно с РКК "Энергия".
Подробнее на ТАСС:
Модуль "Наука" для МКС доставят на Байконур в 2018 году
Многофункциональный лабораторный модуль изготавливается Центром Хруничева совместно с РКК "Энергия" // tass.ru
27.04.2018 10:47
Сотрудники летно-испытательного отдела РКК «Энергия» (входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») совместно с представителями Института медико-биологических проблем Российской академии наук (ИМБП РАН) и Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина завершили эксперимент по моделированию бортовой деятельности экипажа в эргономическом макете научно-энергетического модуля (НЭМ).
Испытательная бригада состояла из двух экипажей и группы специалистов, которая выполняла функции Центра управления полетами (ЦУП). Условный «план полёта» космонавтов и оснащение макета в данном эксперименте были подобраны таким образом, чтобы оценить взаимодействие между экипажем, оборудованием и функциональными зонами модуля.
В ходе эксперимента, который проводился 24 и 26 апреля, был смоделирован рабочий день экипажа из трех человек: имитировались ручной режим стыковки с грузовым кораблём, работа с научной аппаратурой, техническое обслуживание и ремонт модуля.
В дальнейшем на макете планируется проводить экспериментальную отработку бортовых инструкций и методик по этому модулю, а также документации по интеграции его в Российский сегмент МКС. Оценка эргономики будет проводиться уже на следующем этапе создания НЭМ - на лётном изделии.
Марк СЕРОВ, организатор эксперимента, начальник летно-испытательного отдела РКК «Энергия»: «Мы сформировали экипажи из тех, кто участвовал в подготовке эксперимента: командир из ЦПК, инженер из «Энергии», исследователь - из ИМБП. Это модель экипажей будущего, наиболее эффективно работающих, когда каждый выполняет свою функцию. Результаты эксперимента убедительно доказывают, что проектанты грамотно подошли к разработке конструкции модуля, учли и предложения космонавтов, и вопросы технической эстетики. Предложений и замечаний, по сути, оказалось не так уж и много, и все они войдут в отчетную документацию. На переходе к стадии изготовления летного изделия можно смело сказать, что эргономическое обеспечение НЭМ проведено нами в полном объеме».
Андрей БОРИСЕНКО, лётчик-космонавт: «Задача командира экипажа и на Земле, и в космосе одна и та же: выполнить все, что необходимо сделать по целевой программе дня. Наши пожелания будут направлены на совершенствование работы членов экипажа и взаимодействие с ЦУПом. Будет очень здорово, если мне выпадет счастливая возможность работать на этом модуле. Очень хотелось бы увидеть его в составе Российского сегмента МКС».
Евгений ПРОКОПЬЕВ, инженер лётно-испытательного отдела РКК «Энергия»: «Мы работали по циклограмме типового дня. Выполняли когнитивные, психологические тесты по оценке состояния членов экипажа, визуально-инструментальное наблюдение Земли и так далее. Также нашей задачей было в буквальном смысле мешать друг другу, чтобы выявить слабые места совместной деятельности. Меня как инженера-конструктора больше всего интересовала проблема доступности оборудования, удобство монтажа и демонтажа, прокладки кабелей».
Евгений МИКРИН, генеральный конструктор РКК «Энергия»: «Такие эксперименты – неотъемлемая часть процесса создания изделия, их обязательно следует своевременно проводить. Я наблюдал за ходом эксперимента – смотрел, как работает экипаж, поскольку руководитель обязан досконально понимать, как идёт развитие проекта на любой его стадии. Иначе космическая техника и не делается».
"Предварительно обсуждается предполагаемый запуск на Международную космическую станцию туриста в короткий десятидневный полет в период с 5 по 15 апреля. Для этого на МКС будут созданы технические условия", - сказал источник.
Он сообщил, что в связи с переносом запуска многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) "Наука" принято решение пока не увеличивать экипаж российского сегмента МКС с двух до трех человек. Поэтому корабль "Союз МС-10" в октябре отправится к МКС с одним "свободным" креслом.
При этом между запуском "Союз МС-12" и возвращением "Союз МС-10" в апреле 2019 года будет десятидневный промежуток.
"Как ожидается, один космонавт Роскосмоса и один астронавт НАСА займут на "Союз МС-12" два из трех мест, третье как раз и может занять турист, который вернется вместе со спускаемым аппаратом "Союз МС-10" 15 апреля", - сказал он.
Москва. 11 мая. INTERFAX.RU - Россия отправит на Международную космическую станцию летом 2019 года первый грузовозвращаемый беспилотный корабль, сообщил "Интерфаксу" источник в ракетно-космической отрасли.
"Грузовозвращаемый корабль "Союз" отправится в свой первый полет к МКС 28 августа 2019 года. Предполагается отработать на нем технологию пуска таких кораблей", - сказал источник.
На МКС корабль пробудет полгода.
"Возвращение корабля на Землю запланировано на февраль 2020 года", - сказал он.
Ранее сообщалось, что РКК "Энергия" планирует создать грузовозвращаемый транспортный корабль на базе пилотируемого корабля "Союз", который обеспечивал бы доставку на Землю до 500 кг грузов с орбиты. Для запуска этого корабля будет использоваться ракета "Союз-2". Он сможет находиться в космосе до 370 суток.
"Первым в пилотируемый полет на ракете с российской системой управления "Союз 2.1а" отправится корабль "Союз МС-15". На его борту будут два российских космонавта. Третье место, возможно займет космический турист",- сказал источник.
Полет запланирован на октябрь 2019 года в случае успеха беспилотного старта корабля "Союз МС-14" в связке с ракетой "Союз 2.1а" в августе того же года.[параллельно это тот самый автоматический грузовозвращающий Союз]
Рассматриваются несколько кандидатов на место космического туриста для полета в 2019 году. Среди них есть россияне. Между тем, позднее в более длительный полет на МКС могут отправиться представители Бахрейна и ОАЭ, "которых лишь отчасти по формальным признакам можно отнести к туристам".
"Скорее всего, они отправятся на МКС не в 2019, а в 2020 году на другом корабле. Представители арабских стран пройдут полноценную подготовку по программам астронавтов на родине и в России, и в случае полета будут выполнять весь спектр задач членов экипажа и получат статус первых астронавтов в своих странах", - сказал источник.
Между тем в российской ракетно-космической отрасли продолжают переговоры с американскими коллегами об обмене местами на пилотируемых кораблях. "Если соглашение о бартере мест будет заключено, то место туриста может достаться американскому астронавту в обмен на места на американских пилотируемых кораблях Starliner или Dragon. Однако пока пилотируемые запуски этих кораблей не осуществляются", - сказал источник.
Старт транспортного корабля «Союз МС» на ракете-носителе «Союз-2.1а» запланирован на август 2019 года. Полёт корабля пройдёт в беспилотном режиме, что позволит в несколько раз увеличить полезную нагрузку за счёт отсутствия части приборов и агрегатов, необходимых для обеспечения работы экипажа. В настоящее время беспилотный вариант корабля «Союз МС» находится на стадии сборки отсеков.
Генеральный конструктор РКК «Энергия» Евгений МИКРИН подчеркнул, что беспилотный корабль «Союз МС» - это не новая модификация пилотируемого корабля: «От обычного серийного корабля этот вариант «Союза МС» отличает модернизированная система управления движением и навигации (СУДН) c соответствующей доработкой отдельных бортовых систем. Наша задача - испытать эту систему, а также проверить интеграцию корабля с ракетой-носителем «Союз-2.1а».
Результаты полётных испытаний модернизированной СУДН могут быть использованы при производстве нового космического транспортного грузовозвращаемого корабля «Союз ГВК», который РКК «Энергия» разрабатывает на базе корабля «Союз». В «Союзе ГВК»: более глубокая доработка бортовых систем, другой головной обтекатель (без системы аварийного спасения). На орбиту грузовик сможет доставлять 2 тонны грузов, а возвращать на Землю – 500 кг, при этом в отделяемом отсеке корабля можно будет разместить еще около тонны предназначенного к утилизации груза, который будет сгорать в плотных слоях атмосферы. Для запуска корабля планируется использовать ракету-носитель большей грузоподъемности - «Союз-2.1б». Создание корабля «Союз ГВК» планируется завершить в 2022-м году.
Москва. 22 мая. INTERFAX.RU - Американский космический грузовик Cygnus в июле впервые в истории "приподнимет" орбиту Международной космической станции (МКС), сообщил "Интерфаксу" источник в ракетно-космической отрасли.
"Американский грузовой корабль Cygnus, стартовавший 21 мая, в июле впервые выполнит тестовый подъем орбиты МКС. Он состоится в период с 10 по 15 июля - между стыковкой российского грузового корабля Прогресс МС-09 и расстыковкой Cygnus", - сказал источник.
По его словам, если испытания пройдут удачно, коррекция орбиты будет производиться поочередно российскими и американскими кораблями.
В последние три года маневры МКС выполнялись исключительно российскими средствами - грузовыми кораблями "Прогресс" и модулем "Звезда".