Boeing and the USAF have been in talks for a year and a half about replacing the aging F-15C/D with a brand new advanced Eagle derivative, the F-15X.
// www.thedrive.com
Боинг пытается разродиться новой версией Ф-15. Кто автор инициативы - неизвестно, известны только такие детали:
Самое главное - обещают контракт по фиксированной цене (без права роста) ниже, чем текущая цена Ф-35 (95млн). То есть, любые косяки - за счет боинга. Не вариант "сначала заключаем контракт а потом ввс всё равно заплатит больше, чтоб не терять бабло".
Кто оплатит в боинге? А большинство нововведений уже оплачено зарубежными заказами и воеными операциями последних 15 лет. За счет этого цена снижается.
Кто оплатит в ввс? Там есть программа масштабной модернизации текущего флота Ф-15С/Д для возможности эксплуатации до 2038 года. Однако на выходе ввс получат всё равно старый самолет, который дорого содержать ввиду ремонтов. В случае же Ф-15Х - ввс получают новый самолет с назначенным сроком -20 000 (двадцать тысяч!) часов. Или при текущем налёте - 80 лет службы.
Во избежание войн истребительной мафии подчеркивают, что флот никоим образом не конкурирует с заказом на Ф-35, он может только дополнять его.
Любопытен сам разворот: ВВС США с 2001 года не покупали истребителей 4 поколения, ставя целью только пятое. Даже программы модернизации 4-ок не особо шли, фокусировались на стабилизации программы ф-35. И даже поджатие бюжетов не изменило положение.
Однако со временем стало ясно, что ф-35 не пригоден быть единственным типом для всех задач ввс. Это не плевок в сторону пингвина, а просто реальность, что ввс требуются виды воздушной мощи, которые не только не увеличатся, но и могут пострадать от чрезвычайно дорогих и уникальных возможностей ф-35.
Таки образом, Ф_15х - не "холодный звонок", а результат обсуждений ввс и промышленности.
Источники описывают 15Х как одноместное развитие F-15QA для катара, однако включающий множество дополнений, запланированных для модернизации американского флота 15С/Д. То есть, это НЕ новая упаковка для десятилетней давности идеи сайлент игла, машина не будет иметь стелс-фич.
Итак, что ожидается:
- flat-panel glass cockpit
-
JHMCS II helmet mounted display (HMD)
- полностью новое крыло
- полное ЭДСУ
- APG-82 AESA radar,
- активизацию (возможность вешать УРО) на крайние крыльевые станции 1 и 9
- усовершенствованный компьютер миссий
- низкопрофильный HUD (индикатор на лобовом стекле)
- обновленные системы радио и спутниковой связи
- новый комплекс РЭБ и РТР highly advanced Eagle Passive Active Warning Survivability System (EPAWSS) electronic warfare and electronic surveillance suite,
- монтируемый на пилоне
IRST
и т.д.
Кроме того, много внимания уделено числу АСП.
При помощи новых AMBER пилонов планируется, что машина сможет нести в одной миссии
22 УРВВ.
Или 8 УРВВ и 28 SDBII
Или 7 бомб в 2000 фнт (1тонна) плюс 8 УРВВ
Текущие версии иглов могут нести максимум 8 урвв, а саудовский в перегрузочном варианте - 12.
Производить хотят на боинговском заводе в Ст Луисе, что также откроет двери для экспортных заказов.
Кроме того тот же завод мог бы производить и замену для полувекового возраста армейских УТС T38 Talon в зависимости от того, кто выиграет конкурс, что станет известно не ранее конца лета
Сейчас флот Ф-15 в основном расположен вдоль морского побережья сша в
5 частях нацгвардии. Зарубежные базы - эскадрилья
squadron at RAF Lakenheath в англии и
2 эскадрильи на АБ Кадена - дополняют "переднюю линию".
Малое число учебных и испытательных машин в
Kingsley Field in Oregon доводит общее число иглов до 235.
Судьба флота Ф-15 решается в плане или масштабно модернизировать, или полностью заменить флотом новых Ф-16. Прелиминарно говорят, что решили от флота избавиться. Подобная замена создаст недостачу по большинству параметров, однако предлагаемая замена на Ф-15Х - лишена таких недостатков.
Новые 15Х, как и писалось, предполагается, будут иметь 20 000 ч. назначенный ресурс.
Стоимость часа вылета оценивается в 27 тыс долл, что значительно меньше текущей цены Ф-15С/Д - 42 тыс долл/час, и примерно на 6 тыс больше, чем ввс платит за стареющий флот Ф-16.
Одноместность машины ткже снизит потребность ввс в персонале до сравнимых с флотом Ф-16 или 35 значений.
Обещают снижениие расходов на поддержку ввиду того, что товар хорошо известный (с 1986 года), что наземное оборудование можно будет пользовать то же самое, конвертация пилотов потребует толкьо малого числа часов на тренажере, и никаких новых проблем логистики, тактики, оффисов программ (ага, ща!)). КРоме того, вариант позволит чистому истребителю мигрировать в роль МФИ и применять любое имеющееся в распоряжении пентагона оружие. like JSOW, Harpoon, and even HARM.
В варианте подавления/уничтожения пво противника 15Х сможет войти в семейство "серых орлов" со стелс-бомбами JSOW, ракетами харм и комплексом РЭБ/РТР.
Кто помимо сша может купить:
катар сейчс получает свою первую партию из 36 F-15QA и возможно захочет еще. Саудиты обновляют флот ф-15 и наверняка захотят новых. Израиль также ожидается в качестве клиента. Прочие ожидания сдвигаются из европы в азию.
Подобная тяжелая платформа хорошо вписывается в многие баззворд концепты. В частности,
man-machine teaming, где будет платформой для роя дронов. Или в качестве "
оружейного склада" для ф-35 и 22 в очень горячем небе благодаря возможности вешать урвв
ультрабольшой дальности.
Кроме того, важны системы помех, ограничивающие поле боя работой только узких диапазонов, в которых американские истребители чрезвычайно малозаметны. Сейчас эту работу выполняют гроулеры, но 15Х смогут выполнять её лучше при помощи более вместительных конформных подвесок
Также предполагают, что эти конформные подвески подойдут для энергетического оружия (лазеров), и собственно баков, поскольку танкеры на поле боя чрезвычайно уязвимы.
Кроме того предполагают, что машина сможет тягать даже баллистические ракеты или что-нибудь типа пэтриота для задач ПРО над территорией противника.
(с фениксом на подвеске)