SashaMaks> (Запуски ракет и испытания [SashaMaks#08.09.18 11:40])SashaMaks> Испытание двигателя РДМ-60-11 №95 с удлинением L/D = 11:
Двигатель РДМ-60-11 №96 уже готов к испытанию, точнее был собран, ещё 13.09.2018, но до сих пор так не испытан, так как возникла проблема с устранением одного из трёх отказов, возникших в последнем испытании:
1. Отказ в виде пониженной тяги и давления возник из-за новых радиальных трещин в районе критического сечения. Причина отказа - это ещё большее увеличение габаритов сопла, связанное с переходом на критический диаметр 12[мм] вместо 11[мм]. Это потребовало пересчёта всей формы и профиля, что несколько увеличило габаритные размеры + корректировка толщины стенок сверхзвуковой камеры. так же увеличили массу сопла почти в 2 раза. Увеличение габаритов привело к проблеме обжига такого уже весьма большого керамического сопла на газовой плите, пламени горелок которой никак не хватает уже для равномерного прогрева всего объёма керамики, что и послужило причиной перегрева критической части и появления там трещин вновь. В этот раз было решено пока отказаться от направленного обжига критической части сопла со стороны расширяющейся части камеры, чтобы не перегревать её изнутри. Был проведён обжиг только наружных поверхностей - это позволило не допустить появления трещин в области критического сечения. Но очевидно, что нужна уже печка для обжига, для чего уже заказано соответствующее электронное оборудование, так как очевидно, что конструкция керамических сопл будет использована и далее.
2. Отказ связанный с прогаром ТЗП топлива, который не успел проявиться во время работы двигателя №95, но оставил следы после себя на корпусе в конце догорания. Причина - неудачная попытка упрощения технологического процесса сборки ТЗП топлива. Отказ был легко устранён с помощью перестановок технологических операций до того, как это делалось при сборке двигателей РДМ-60-6 №90 и №91...
3. Самый сложный отказ оказался в виде основной причины прогара корпуса, которая связана с неполной степенью пропитывания стеклоровинга смолой (причина - попытка уменьшения содержания смолы в стеклопластике до 2-х раз), в результате чего возникла местная "грыжа" из-за активизации радиальных напряжений в корпусе при высоком давлении и степени нагружения корпуса. Данный отказ появился после перехода от двигателей с удлинение L/D = 6 на двигатели с удлинением L/D = 11 и из 4-х образцов проявился только в одном из них. Причина отказа - излишнее уменьшение расхода смолы на пропитку внешнего слоя намотки + несовершенная технология этой самой пропитки. Для уменьшения расхода смолы не в 2 раза, а хотя бы в 1,5 раза необходимо было придумать совсем другой способ пропитки, который был найден опытным путём не сразу, а, к сожалению, лишь после того, как новый двигатель РДМ-60-11 №96 уже был полностью собран. Фактически он тоже стал образцом для экспериментов с пропиткой, результат которого ни сколько не отличается по качеству от предыдущего двигателя. Успешный результат был получен на втором образце корпуса уже после сборки двигателя. Подумав два дня, я всё-таки решил сделать если не второй слой намотки по кольцу, то хотя бы сделать слой для подмотки по критическим зонам, где нет пропитки первого слоя, чем очень порадую местных любителей "хардкора"
Ведь я наконец-то применил решение из разряда "чугунков" - увеличил массу материала для решения проблемы. Но это "шоу" будет лишь однажды
и только, чтобы предотвратить очевидный прорыв газа и лишний раз не подставлять под опасность уничтожения испытательное оборудование.
П.С. А тем временем день становится всё короче и испытывать днём уже некогда, а подсветка для стенда так до сих пор ещё и не готова.