При взрыве термоядерного заряда мощностью 10Мт на глубине несколько сот метров корпус подводной лодки, рассчитанный на избыточное давление 10 кг/см2, поражается в зоне, радиус которой исчисляется несколькими десятками километров. Показательно, что при взрыве на небольшой глубине термоядерной бомбы той же мощности радиус зоны поражения сокращается почти в три раза или, другими словами, радиус поражения увеличивается с возрастанием глубины взрыва. Так, радиус поражения подводных лодок, действующих в районах с глубинами менее 90 м, составляет при взрыве атомной противолодочной авиационной бомбы 0,4 максимального радиуса поражения.©
Величина безопасного радиуса для проекта 949А при атомном подводном взрыве мощностью в 10 кТ по ударной волне составляет 1100 м (для прочного корпуса и основных устройств) и 1300 м (для главной энергоустановки). Радиус разрушения принят как 80% от величины безопасного радиуса. А.С. Попов. Ударная сила флота. Подводные лодки типа "Курск". Общее устройство
Ударная волна в воде при подводном ядерном взрыве качественно напоминает ударную волну в воздухе. Однако подводная ударная волна отличается от воздушной своими параметрами. На одних и тех же расстояниях давление во фронте ударной волны в воде гораздо больше, чем в воздухе, а время действия—меньше. Например, максимальное избыточное давление на расстоянии 900 м от центра ядерного взрыва мощностью 100 кт в глубоком водоеме составляет 19 МПа, а при взрыве в воздушной среде—около 100 кПа.
26 октября 2006 года. Маневрирует, значит, американская авианосная ударная группа во главе с АВУ (CV-63) "Китти Хоук" в Тихом океане. Казалось ничто не предвещало беды. Оборудование на кораблях работает штатно. Охранение ордера несет службу согласно расписания и в соответствии с должностными инструкциями. Тишь да гладь.
И тут вдруг, в пяти милях от авианосца всплывает китайская дизель-электрическая подводная лодка Тип 039 (кодовое имя НАТО класс Song). В лучших традициях. С включением всех положенных морскими нормами ходовых огней и подъемом флага принадлежности к ВМС НОАК. Разве что торжественного построения экипажа в парадной форме не произвели.
Сказать, что командование, как самой АУГ, так и американского флота в целом, оказалось в аху..., простите, в чрезвычайно глубоком изумлении, значит не сказать ничего. Еще с советских времен США официально подчеркивали, что нападение на американскую АУГ равнозначно нападению на США, что может, и будет, трактоваться военно-политическим руководством страны как Casus belli. Кроме того, особенно после распада СССР, американский флот, Пентагон и Белый дом прямо говорили, что в мире больше не существует страны, вообще способной преодолеть систему противолодочной обороны американского корабельного ордера в море, тем более - авианосного ордера. Флот все видит, флот все знает, флот в любой момент может любую угрозу отразить.
Периметр соединения кораблей охранялся в режиме реальной боевой задачи. Все обнаруженные подлодки, если они приближались даже к дальней зоне безопасности, немедленно засвечивались сонарами и другой аппаратурой, прямо работающей в режиме активного целеуказания и наведения оружия. Тем самым противолодочники явным образом показывали, что лодка обнаружена и может быть в любой момент атакована, если не свернет в сторону и не свалит куда-нибудь по-дальше.
А тут вдруг, буквально из ничего, посреди океана, на дальности кинжального удара, гарантированно отправляющего авианосец на дно, материализуется подводная лодка. Которой внутри трех полос периметра просто не может быть, потому что не может быть никогда. И ладно бы русская, это не так обидно, но китайская! Китайских подводников американцы еще как-то были согласны воспринимать лишь строго в континентальных прибрежных водах КНР, да и то лишь в качестве относительно легких мишеней. Но никак не в открытом океане. И уж тем более не на расстоянии вытянутой руки от наиболее охраняемого корабля ордера - авианосца. Но лодка, вот она. И фиг подкопаешься. Демонстративно "никому не угрожает". Просто занята какими-то своими китайскими подводными делами. Вахта, типа, секстаном по солнцу уточняет свое положение на карте. Сверились. Удовлетворенно кивнули. Задраили люк. Погрузились и потопали в сторону.
В сообщении также отмечается, что у «Ярослава Мудрого» уже сложилось что-то вроде «репутации», поскольку этот корабль не в первый раз следит за «Гарри Трумэном». В статье ITV упоминается происшествие двухлетней давности, когда один из эсминцев пересек курс движения фрегата «Ярослав Мудрый» по носу на опасной дистанции. Командование США посчитало тогда, что российский корабль пошел на опасное сближение, пытаясь помешать действиям авианосной группы.
Итогом данного диспута может быть стать простой и логичный вывод: руководству советского флота следовало перенять зарубежный опыт и начать создание авианосных ударных группировок по образцу ВМС США.
Разумеется, находясь в идеальном «сферическом вакууме», самолеты с авианосца должны первыми обнаружить противника, и первыми нанести удар
ВМФ СССР практиковал слежение за кораблями «вероятного противника» - ракетные крейсера и подлодки все время дежурили где-то поблизости от американских АУГ и соединений боевых кораблей НАТО, готовые в упор открыть огонь на поражение. В таких условиях палубная авиация теряла свое главное преимущество: бОльший радиус действия. Советские «Скаты», «Орланы» и «Антеи» надежно держали «пистолет» у виска американского флота.
Остается лишь добавить, что помимо боевых кораблей, с ударным вооружением, за военно-морскими силами США и НАТО непрерывно следили многочисленные морские разведчики ВМФ СССР – большие, средние и малые суда связи (ССВ), в количестве более 100 штук. Скромные кораблики, внешне почти неотличимые от рыболовецких траулеров и сухогрузов, в чьи задачи входила визуальное наблюдение за «вероятным противником», радиотехническая разведка и ретрансляция сигналов. Несмотря на отсутствие оружия, советские ССВ бесцеремонно прогуливались рядом с грозными «Нимитцами» и «Тикондерогами», замеряя электромагнитные поля и отмечая текущие координаты американского соединения.
Янки скрежетали зубами от досады, но обижать «малышей» в мирное время запрещено – безопасность ССВ обеспечивалась военной и политической мощью Советского Союза. В случае войны, ССВ становились чистыми смертниками, но перед своей гибелью они успеют связаться с ударным соединением и передать координаты «неуловимой» американской эскадры. Возмездие будет жестоким.
В случае войны, ССВ становились чистыми смертниками, но перед своей гибелью они успеют связаться с ударным соединением и передать координаты «неуловимой» американской эскадры. Возмездие будет жестоким.
С точки зрения конструкции корабль развивал идеи, заложенные в более ранних советских авианосных кораблях: не располагая сопоставимой с ВМС США группировкой надводных сил, которая могла бы обеспечить охранение авианосцев, СССР строил авианосные крейсера, рассчитанные на минимальные силы прикрытия и способные защитить себя самостоятельно. Более того, наличие мощнейшего ударного вооружения (20 крылатых ракет «Гранит» на проекте 1153 - столько же, сколько и на тяжёлых атомных ракетных крейсерах типа «Киров») придавало советским авианосцам уникальные возможности против кораблей противника: если классическому авианосцу для атаки по вражескому соединению необходима длительная подготовка[18], то атака противника с помощью крылатых ракет требует на порядок меньшего времени.
Должен признаться: даже во время «холодной войны» я рассматривал авианосцы США в качестве «сидячих уток», которых Советы довольно легко уничтожат. Это мнение у меня сформировалось на основе моего изучения советской авианосной тактики и общения с друзьями, реально служившими на американских авианосцах.
Эта тактика включала использование стай ракет воздушного и морского базирования, летящих с разных направлений. Некоторые из них будут лететь над самой поверхностью воды; другие — будут с громадной скоростью падать с очень большой высоты. Дополнительно к этому под водой будут тоже атаковать ракеты и даже торпеды.
Мои друзья в ВМС США остро осознавали все это и смеялись над своей же собственной американской официальной пропагандой (у власти тогда был Рейган), которая утверждала, что ВМС США «принесут войну к русским» авианосцами передового базирования. В противовес этой пропаганде мои друзья говорили мне: первое, что ВМС должны сделать, так это немедленно убрать свои авианосцы подальше с просторов Северной Атлантики в воды поспокойнее — на юг, на так называемый Фареро-Исландский рубеж (англ. GIUK gap, «ГИШ», линия противолодочной обороны НАТО в северной Атлантике между Гренландией, Исландией и Великобританией — С.Д.).
Так вот в чем состоит сермяжная правда: авианосцы созданы и предназначены для того, чтобы насаждать правление англо-сионистской империи малым и, в основном, беззащитным государствам (типа Ирака Саддама Хусейна). Никто в ВМС США, по крайне мере, в конце 1980-х годов, всерьез не рассматривал вероятность передового базирования авианосных групп вблизи Кольского полуострова для того, чтобы «принести войну к русским». Это было чистой пропагандой. Общественность этого не знала, но весь личный состав ВМС США все это знал.
Но даже если у ВМС США нет никаких намерений применять свои авианосцы против России, это не означает, что русские не могут активно выявлять американские авианосцы и уничтожать их, даже на очень большом удалении от России. В конце концов, даже если они и устарели для войны между сверхдержавами, авианосцы все еще представляют собой фантастически дорогие цели, символическая ценность которых остается громадной.
Правда состоит в том, что американские авианосцы — самая привлекательная цель, о которой только может мечтать противник. Они (относительно) небольшие, их (относительно) легко уничтожить, они разбросаны по многим точкам земного шара. Т.е. американские авианосцы — почти «части США, только намного ближе».
Еще один аспект, который часто игнорируют. Западные аналитики все время говорят о российской стратегии «сдерживания путем отказа» (deterrence by denial) и «отказа от доступа к зоне доступа» (Anti-Access Area Denial, A2AD). Это — язык, который дает вам повышение по службе и прибавку к жалованию в «исследовательских» организациях США и стран НАТО. Правда же в том, что высокотехнологичные российские ракеты дают России относительно недорогой способ угрожать фантастически дорогим американским активам. Хуже того, Россия готова (и очень хочет!) экспортировать эти (относительно дешевые) ракеты в другие страны. Мне забавно видеть, как американские политики бьются в истерике, голося о риске ядерного распространения, но не хотят понять, что обычные противокорабельные ракеты представляют собой намного более реальную, угрозу.
Суть в том, что до тех пор, пока сдерживание срабатывает, для России нет абсолютно никакого смысла наносить удар по американским авианосцам. Однако, как только сдерживание срабатывать перестанет, удар по авианосцам даст России возможность гибкого и мощного «эскалационного доминирования». В ответ США не смогут противопоставить ничего подобного.
43. Основу вооружения подводных и надводных сил и береговых войск Военно-Морского Флота на период до 2025 года составят высокоточные крылатые ракеты большой дальности.
44. После 2025 года на вооружение подводных и надводных сил и береговых войск Военно-Морского Флота будут поступать гиперзвуковые ракеты и роботизированные средства различного назначения, в том числе автономные необитаемые подводные аппараты.
45. Планируется создание морского авианесущего комплекса, перспективных боевых надводных кораблей и подводных лодок (боевых платформ), глубоководных морских систем нового поколения, развертывание морских роботизированных систем для выполнения большого комплекса боевых и обеспечивающих задач.
ГАРАНТ.РУ: Указ Президента РФ от 20 июля 2017 г. № 327 “Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года”