Пропавший без вести
"Черный орел", или "Объект 640", — проект перспективного основного боевого танка четвертого поколения. Полноразмерный макет впервые продемонстрировали в 1997-м. Он был выполнен на базе танка Т-80, а изюминкой стала башня необычной конструкции. Ее внутренняя компоновка сильно отличалась от предыдущих поколений бронемашин — с виду плоская и почти сливается с шасси в одно целое.
Конструкторы попытались частично применить здесь принцип необитаемости и максимально защитить экипаж. Так, место механика-водителя сдвинули назад, а сиденья командира и наводчика, хоть и находились внутри башни, регулировались по высоте. В боевом положении танкисты опускались вниз и размещались не выше погона башни, что, по задумке конструкторов, сильно увеличивало шансы экипажа выжить при попадании по танку. Боекомплект укладывался в заднюю часть башни, отделенную от обитаемых отсеков бронеперегородкой. Если снаряд влетал в отсек с боеприпасами, энергия взрыва высвобождалась через специальные вышибные панели, нанося минимальный урон экипажу.
Вооружение "Объекта 640" — стандартная гладкоствольная 125-миллиметровая пушка, предлагались также орудия калибра 135, 140 и 152 миллиметра. Вспомогательное оружие — 7,62-миллиметровый спаренный пулемет и дистанционная зенитная установка на базе крупнокалиберного пулемета "Корд".
До принятия "Черного орла" на вооружение дело так и не дошло: разработчик — Омский завод транспортного машиностроения — в 2005-м признан банкротом.
Серьезный размер
Опытный основной танк "Объект 292" построили на базе Т-80 незадолго до распада СССР. Главное отличие от большинства стоявших на вооружении собратьев — внушительный калибр гладкоствольного орудия: 152 миллиметра. При этом по габаритам пушка почти не отличалась от стандартной 125-миллиметровой.
Стрельбовые испытания прототипа начались в 1991-м и дали положительные результаты — по баллистике орудию не было равных. Примечательно, что шасси Т-80 не потребовало существенных доработок, кроме изменений в механизме заряжания. Причем боевые отделения танков Т-80 и "Объекта 292" были взаимозаменяемыми. В дальнейшем конструкторы планировали разработать нарезной 152-миллиметровый ствол.
Тяжелое финансовое положение в 1990-е российской промышленности и (танкостроения в частности) поставило крест на перспективной разработке. Многие специалисты утверждают, что "Объект 292" имел все шансы быть принятым на вооружение. Единственный построенный "в железе" "Объект 292", долгое время остававшийся секретной разработкой, хранится в музее в подмосковной Кубинке.
"Бедный родственник"
Основной боевой танк Т-95 ("Объект 195") — самый близкий и молодой родственник "Арматы". Его башня полностью необитаема, экипаж — три человека — размещается в бронированной капсуле в передней части. Боекомплект — в отдельном отсеке, что повышало уровень безопасности экипажа.
Главный калибр — 152-миллиметровая пушка. Ей в помощь устанавливались 30-миллиметровая автоматическая 2А42 и 12,7-миллиметровый пулемет "Корд". Т-95 выделялся сложной системой управления огнем. Экипаж получал информацию о целях и обстановке на поле боя по оптическим, тепловизионным и инфракрасным каналам, все данные отображались на мониторах в обитаемом отделении. У танка было многослойное комбинированное бронирование, имелись активная защита, системы оптико-электронного противодействия. Машина весила порядка 55 тонн, но благодаря мощному 1600-сильному двигателю разгонялась до 70 километров в час.
К сожалению, танк получился слишком дорогим и технически сложным. Финансирование заморозили, а в 2010-м Минобороны объявило о закрытии проекта. Но очевидно, что наработки по "Объекту 195" конструкторы использовали при создании более совершенной и унифицированной платформы "Армата".
Союзная разработка
Еще один экспериментальный танк, схожий по компоновке с "Арматой", — "Объект 477" "Боксер". Этой разработкой в середине 1980-х занялось Харьковское конструкторское бюро при участии ленинградских и нижнетагильских танкостроителей. Башня "Боксера" с 152-миллиметровой пушкой была необитаемой.
Экипаж состоял из трех человек. Механик-водитель располагался в передней части танка, причем справа от него за стальной перегородкой находился топливный бак. Командир и наводчик размещались под вынесенной башней, за их спинами — боеукладка и уникальный автомат заряжания, увеличивавший скорострельность до 14 выстрелов в минуту. Остальной боезапас изолировали от боевого модуля и разместили в отдельном отсеке в задней части машины.
Для "Объекта 477" разработали продвинутую информационно-управляющую систему, которая могла послужить основой для создания разведывательно-ударного комплекса с использованием беспилотников и даже радиоуправляемого танка. В 1992-м работы по перспективному танку прекратились. Россия пыталась получить от Украины техническую документацию для продолжения проекта, однако Киев отказался сотрудничать.
Гость из будущего
В середине 1980-х специалисты КБ Кировского завода приступили к разработке не отдельного танка, а универсальной платформы для целого семейства бронетехники. Компоновка "Объекта 299" кардинально отличалась от всех существующих на тот момент танков. Так, двигатель и трансмиссия располагались не как обычно, сзади, а спереди. В следующем отсеке находился экипаж в полностью изолированной бронекапсуле. Башни как таковой не было — выносное орудие крепилось в задней части машины, под ним — боекомплект и автомат заряжания.
Конструкторы планировали создать на этой платформе линейку вспомогательных машин, БМП, самоходную артиллерийскую установку и машины гражданского назначения. Один из интересных и необычных вариантов боевой машины на платформе "Объект 299" — ракетный танк. В кормовой части бронемашины размещалась вертикальная установка на 30 ракет. Снаружи на корпусе устанавливался пулемет с дистанционным управлением и системой наведения. На начальном этапе проект признали успешным, в том числе с экономической точки зрения, за счет унификации.
После распада СССР финансирование заморозили. Построить успели только макет.