ED>> Да и не суть что (или как его назовём). Ведь идея (как я понял) - лететь куда-то там.
s.t.> я понял так, что не падать в радиусе сотен км, а на более или менее ограниченную площадку. Тогда летать далеко не надо.
Точность посадки зависит от 3 вещей:
1. Точность выдачи тормозного импульса на орбите
2. Точность управляемого спуска капсулы с небольшим АДК
3. Точность комплекса средств приземления
Так вот в результате от последнего - меньше всего зависит. На первом этапе промах может быть плюс-минус страна, а на втором - плюс-минус область. И что нам после этого даст боковой маневр на матрасе или реактивной системе 20-30-50 км?
Еще раз - ввод обычного, проверенного и надежного неуправляемого парашюта на высоте, скажем, 2 км дает точность посадки 2-3 км от точки прицеливания. Этого уже достаточно, чтоб просто на машине подъехать через несколько минут после касания. Тем более, что полет СА отслеживается еще с большой высоты, направление ветра легко определяется и еще на этапе снижения можно достаточно точно определить, где именно произойдет посадка.
ПТДУ должна была обеспечить очень мягкое касание, а не те м/с, что сейчас. Это комфорт и безопасность для экипажа, это нагрузка на конструкцию МНОГОРАЗОВОГО ВА и одно из средств обеспечения этой самой многоразовости. При использовании матрасов появляется горизонтальная скорость, которая порождает целую кучу проблем, начиная с необходимости чего-то типа шасси, требований к поверхности и заканчивая проблемами при аварийной посадке в неподходящих районах типа лесов, гор и т.п. Та же ПТДУ с вертикальной мягкой посадкой в таких случаях намного выгоднее.
И еще.
Эти все комфорты и вкусности актуальны для плановых, регулярных полетов на орбиту, где пассажирами могут быть туристы, ученые, какие-то иные "коммерческие участники космических полетов", которые не являются профессиональными космонавтами. Но полеты на Луну в обозримой перспективе будут полетами экстремальными, летать будут специально подготовленные люди и бессмысленно предъявлять к ним какие-то особые требования к точности посадки. Тут хорошо бы вообще сесть на планету Земля.
Поэтому те возможности, которыми обладает ТПК Союз являются необходимыми и достаточными для выполнения таких полетов. И нех туда пихать ЛИШНИЕ сущности.
ЗЫ.
И еще один нюанс.
Параплан или что-то подобное имеет точно такой же недостаток, как ПТДУ - отказ может быть выявлен только на такой высоте, где запасной обычный парашют вводить уже будет поздно. Система неустойчива к единичному отказу. Сейчас основной парашют вводят на 7-8 км тоже не из злого умысла, чтоб ПСО по степи погонять.
Это сообщение редактировалось 22.01.2019 в 14:42