Реклама Google — средство выживания форумов :)
ЦК КПСС
В соответствии с постановлением ЦК КПСС от 17 мая 1974 года для решения военных, народнохозяйственных и научных задач Минобщемашем совместно с Минобороны СССР и Академией наук СССР разработана комплексная ракетно-космическая программа (НПО "Энергия" — головной исполнитель по программе в целом), предусматривающая создание в 1975-1990 годах:
— базовой модульной двухступенчатой ракеты-носителя РЛА-120 максимальной грузоподъемностью 28-30 т на северо-восточную орбиту и 24-25 т на южную (синхронно-солнечную) орбиту;
— постоянной орбитальной станции массой до 150-170 т, собираемой на орбите из модулей, автономно выводимых ракетой-носителем РЛА-120;
— многоразовой транспортной космической системы МТКС грузоподъемностью до 35-40 т на северо-восточную опорную орбиту, до 20-23 т на синхронно-солнечную орбиту и обеспечивающей возвращение из космоса на Землю объектов массой до 20 т;
— тяжелой двухступенчатой ракеты-носителя РЛА-150, собираемой из шести блоков первой ступени РЛА-120 и кислородно-водородного блока МТКС с его двигателями и обеспечивающей с кислородно-водородным разгонным блоком:
выведение спутника массой до 40 т с мощной ядерной энергетической установкой на геостационарную орбиту;
выведение на орбиту спутника Луны комплекса массой 60 т для высадки на Луну 3-х космонавтов, с запасом расходуемых компонентов на 5 суток пребывания на Луне, и возвращения космонавтов на Землю, а также доставку на Луну дополнительными пусками РЛА-150 запаса расходуемых компонентов и технических средств, обеспечивающих длительное пребывание экспедиции на Луне.
В течение десяти лет 1975-198гг. обеспечивается выполнение основной части программы, решающей также приоритетные вопросы и восстанавливающей ведущую роль СССР в космонавтике. При этом имеется в виду начать летно-конструкторские испытания:
— базовой двухступенчатой ракеты-носителя РЛА-120 в 1979 году;
— постоянной орбитальной станции, обеспечив сборку на орбите первых двух модулей в 1980 году и функционирование станции полного состава в 1982 году;
— многоразовой транспортной космической системы 1-го этапа MTKC-1, выводимой на опорную орбиту ракетой-носителем РЛА-130в 1983 году;
— тяжелой двухступенчатой ракеты-носителя РЛА-150 в 1980г.
Осуществить экспедицию на Луну и начать военно-поисковые и научные исследования на постоянной лунной базе-станции в 1982 году.
Предусмотреть в дальнейшем развитие комплексной ракетно-космической программы, обеспечив:
— создание в 1988 году геостационарного спутника с мощной энергетикой;
— создание первой ступени ракеты-носителя типа тяжелого самолета многоразового использования для многоразовой транспортной космической системы II-го этапа МТКС-II к 1990 году.
Для минимизации средств и времени, необходимых для выполнения программы, создается единая система тяжелых ракет-носителей на базе модульных конструкций, что обеспечивает минимальное количество подлежащих разработке ракетных блоков, последовательность их отработки, использование для выполнения программы по мере разработки каждого блока и, наконец, обеспечивает программе гибкость и надежность, позволяя за счет изменения числа блоков гарантировать потребную грузоподъемность ракет-носителей.
С целью снижения затрат времени и средств на создание максимально унифицируются двигатели, системы управления, бортовые служебные системы, используемые на всех разрабатываемых объектах.
С этой же целью максимально используются с необходимыми доработками заделы по изделию H-I как материальные (техническая позиция со сборочным заводом на НИИП-5 МО, стартовый комплекс с двумя стартами, испытательные установки, двигатель 11Д57М конструкции завода "Сатурн" МАП и многое другое), так и опыт, приобретенный в процессе прежних разработок.
Для обеспечения надежной предполетной отработки ракетно-космической техники и выполнения программы пусков необходимо укрепление и развитие испытательной базы в Министерствах, в том числе строительство испытательных стендов и дополнительного стартового комплекса на НИИП-5 МО.
Предлагаемая комплексная ракетно-космическая программа позволит ликвидировать отставание советской ракетно-космической промышленности в области создания, тяжелых ракет-носителей. Максимальный полезный груз, выводимый отечественной ракетой-носителем УР-500 на орбиту ИСЗ, составляет 20 т, в то время как США располагают ракетоносителем "Сатурн-5" с полезным грузом на орбите ИСЗ до 135 т. Наличие у США тяжелого носителя позволило создать уникальную орбитальную станцию "Скайлэб", масса которой вместе с кораблем составляет 91 тонну. Используя ракету-носитель "Сатурн-5", США реализовали программу лунных экспедиций "Аполлон" и добились в области пилотируемых полетов на Луну убедительного превосходства. Помимо престижных задач американская программа "Сатурн-Аполлон" имела сильный политический резонанс и значительно повысила научный и технический потенциал США.
В нашей стране из-за отсутствия тяжелых ракет-носителей исследования Луны проводятся только автоматическими объектами.
Создание постоянной орбитальной и лунной базы явится крупнейшими качественно новыми этапами в развитии космонавтики, вызовет сильный резонанс в мировом общественном мнении, будет иметь огромное политическое и престижное значение и окажется наиболее эффективным в восстановлении ведущей роли Советского Союза в освоении космоса.
Космические транспортные системы нового поколения представляют интерес не только с точки зрения достижения научно-технических и прикладных целей, но, в первую очередь, с военной точки зрения; они позволят обеспечить доставку объектов в космос и возвращение их на Землю, перевод их с одной орбиты на другую с существенно меньшими затратами, осуществлять обслуживание и ремонт космической техники непосредственно на орбитах.
Полная стоимость комплексной ракетно-космической программы на период 1975-1990 годов, учитывающая расходы на опытно-конструкторские работы и капитальное строительство всех министерств и ведомств, участвующих в работах, составляет 25,3 млрд. рублей, включая резерв 3,5 млрд.рублей. Полная стоимость всех затрат в течение первых десяти лет (1975-1984 годы) составляет 19,6 млрд.рублей, включая резерв 2,7 млрд.рублей.
Комплексная ракетно-космическая программа (технические предложения) была рассмотрена Советом главных конструкторов, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, научно-техническим советом Минобщемаша и комиссией Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленная вопросам.
Считаем, что реализация предлагаемой программы позволит еще более укрепить оборонное могущество СССР, ликвидировать в ближайшие годы отставание в области создания тяжелых ракет-носителей и обеспечить комплексное решение широкого круга оборонных, народно-хозяйственных и крупных приоритетных научных задач, а также укрепить политический и военно-промышленный потенциал.
Л.СМИРНОВ
С.АФАНАСЬЕВ
В.КУЛИКОВ
М.КЕЛДЫШ
В.ГЛУШКО
4.11.1974г
Арх. №13216, л. 192-195
"Мы будем внушать каждому участнику (лунной) программы, что останавливаться в средствах при её выполнении - преступление перед нацией. Действовать без оглядки на такую мелочь, как совесть".
министр обороны США Р. Макнамара
В качестве стартовой информации обратим внимание на небольшую заметку в популярном некогда журнале «За рубежом», опубликованную где-то в период 1967 – 1968 годы, со ссылкой на «Интернешнл Геральд трибюн». В указанной заметке сообщалось, что где-то 10-12 мая 1961-го года в овальном кабинете «Белого дома» состоялось совещание на тему, что делать с этими русскими, которые только что нанесли гордыне Америки страшную пощечину, запустив в космос Гагарина. Кроме президента Джона Кеннеди на совещании присутствовали самые близкие и верные сотрудники администрации: делавший основное сообщение Артур Шлезингер, зять президента и, одновременно, министр энергетики, Роберт Макнамара, министр обороны, и брат президента Роберт, отвечавший за самые «грязные» дела администрации.
Решено было экстренным образом создать программу запуска ракеты на Луну. Макнамара сформулировал основную идею, выработанную на совещании так: «Мы должны будем внушить каждому из участвующих в программе, что останавливаться в средствах при выполнении ее задач является преступлением перед нацией. Действовать надо решительно без оглядки на такую мелочь как совесть». На вопрос президента: «Какова будет реакция русских на подобные действия?» неожиданно ответил его брат, Роберт, сказавший, что русских он берет на себя. Мол, есть идеи и наработки.
14 апреля 1961 года, через два дня после полета Юрия Гагарина (но еще за три недели до первого полета американца в космос) в Белом доме прошло совещание. Его свидетелем стал Хью Сайди – корреспондент крупнейшей американской печатной корпорации «Тайм-Лайф». В этот день Сайди должен был взять интервью у президента Джона Кеннеди, но тот, вместо того чтобы сделать это с глазу на глаз, пригласил его с собой в одну из комнат, видимо, желая придать как можно большую огласку теме, которая там обсуждалась.
А она того стоила. В комнате уже были советники президента Теодор Соренсен и Джером Визнер, глава НАСА Джеймс Уэбб вместе со своим заместителем Хью Драйденом, а также руководитель бюджетного отдела в администрации Кеннеди Дэвид Белл. Все они что-то активно обсуждали. Президент присоединился к дискуссии. Вот как описывает Сайди один из ее эпизодов:
«Поставим вопрос так, – с нетерпением сказал Кеннеди, – есть ли область, где мы их сможем догнать? Сможем ли мы облететь Луну до них? Сможем ли мы раньше их высадить человека на Луну? Как обстоят дела с “Новой” (рассматривавшемся в начале 1960-х годов проекте сверхтяжелой ракеты-носителя – Ю.К.) и “Ровером” (прототипом ядерного ракетного двигателя – Ю.К.)? Когда будет готов “Сатурн”? Можем ли мы сделать рывок?»
Возможным решением проблемы, пояснил Драйден, стала бы организация ускоренной программы по типу Манхэттенского проекта (создание атомной бомбы – Ю.К.). Однако подобная мера может обойтись в 40 миллиардов долларов, и даже в этом случае шансы победить Советский Союз оценивались как «пятьдесят на пятьдесят».
Слово взял Джеймс Уэбб. «Мы делаем все возможное, господин президент. И благодаря вашему руководству мы продвигаемся вперед быстро, как никогда… Но вот цена, – он запнулся, как бы взвешивая свои слова, – вот, о чем я не перестаю думать».
Он повернулся к ответственному за бюджет Беллу с вопросом в глазах. Цена космических исследований взлетела в геометрической прогрессии, пояснил Белл. «Сейчас не время для ошибок», – предостерег Визнер.
Кеннеди повернулся к людям, полукругом обступившим его, и на мгновение задумался. Затем он сказал: «Когда у нас будет больше информации, я смогу решить – стоящая эта затея или нет. Если б кто-нибудь только мог сказать мне, как догнать…» Кеннеди вновь ненадолго замолчал, глядя в лица присутствовавших в комнате. После этого он тихо сказал: «Сейчас нет ничего более важного».
Сайди хорошо запомнил то, что ему пришлось услышать в Белом доме, но вряд ли он мог предположить, что стал свидетелем эпизода по исторической значимости соизмеримого с совещанием в испанском королевском дворце, где Фердинанд II и Изабелла I решали в узком кругу придворных вопрос: быть или не быть экспедиции Колумба.