peps56>> Товарищи, помогите опознать батискаф, что стоит в Москве
Edu> Это не совсем батискаф. Самоходный спасательный аппарат УПС (для СПЛ Пр.666).
Благодарю. Нашёл в "Тайфуне" за 1999 год статью Ю.Г. Самко.
[начало цитаты]
"Обитаемые подводные аппараты (ПА), ставшие одним из основных видов техники Поисково-спасательной службы (ПСС) ВМФ, имеют сравнительно короткую, но весьма интересную историю.
Первая попытка создать ПА, предназначенный для спасения экипажей затонувших ПЛ, относится к 1958 г., когда в соответствии с постановлением СМ СССР №0962-432 был разработан пр.666 переоборудования ПЛ пр.613 в экспериментальную спасательную ПЛ (ЭСПЛ). На ЭСПЛ предполагалось проверить и отработать два метода спасения экипажей затонувшей ПЛ — "сухим" способом, с помощью "управляемого подводного снаряда" (УПС) и "мокрым" способом (т.е. посредством самостоятельного выхода подводников шлюзованием), с помощью водолазов и декомпрессии подводников в барокамере ЭСПЛ. Головным разработчиком назначили ЦКБ "Лазурит" (г.Горький).
Переоборудование С-63 завершилось в 1961 г. на сдаточной базе ССЗ "Красное Сормово" в Севастополе. Одновременно на ССЗ "Красное Сормово" в Горьком построили самоходный спасательный аппарат УПС. В 1962г. окончились сдаточные и начались экспериментально-эксплуатационные испытания ЭСПЛ (командир лодки —капитан 2 ранга Ю.М.Лисичкин, командир УПС — капитан-лейтенант Б.А.Глушков). В том же году впервые в мире была выполнена стыковка и расстыковка УПС и ПЛ в подводном положении. На основании опытной эксплуатации разработали "Руководство по использованию ЭСПЛ пр.666 с УПС". Однако целый ряд недостатков, присущий УПС, привел к тому, что в ходе очередного переоборудования ЭСПЛ в 1968.1969г. ПА был снят (как и телевизионная аппаратура).
Накопленный опыт эксплуатации УПС и спецустройств ПЛ пр.666 показал целесообразность развития автономных спасательных ПА."
[конец цитаты]