Iva> Интересно отмечаете?Iva> Основано первое в мире Училище Корабельной Архитектуры (Военно-морской инженерный институт) | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
Князь Г.А. Потемкин-Таврический незадолго до своей кончины в октябре 1791 г. работал над предложениями по развитию Черноморского флота. Предложения князя были представлены для исполнения вице-адмиралу Н.С. Мордвинову вместе с высочайшим указом от 28.02.1792 г. о назначении командовать Черноморским флотом. Одним из предложений было заведение «корабельной архитектуры и других принадлежащих к тому мастерств хотя бы небольшого училища, на казенном содержании».
25.09.1793 г. корабельный мастер А.С. Катасанов в докладе Н.С. Мордвинову, сообщал: «чтобы приготовить людей мастеровых званию своему и пользе государственной удовлетворить могущих, для сего
имею в надлежащем порядке училище корабельной архитектуры, из 40 учеников состоящее, в разных классах и учение происходит с успехом, а некоторые также обучаются и на практике».
В объяснении по Херсонскому адмиралтейству от 8.12.1795 г. А.С. Катасанов повторил сведения из доклада 1793 г. и заключил: «чего также [обучения теории и практике] доселе не было и нет».
Следовательно, инициатором создания первого в России училища корабельной архитектуры стал в 1791 г. князь Г.А. Потемкин. Созданным в первой половине 1790-х гг. училищем в г. Херсоне руководил А.С. Катасанов, служивший в должности старшего корабельного мастера Черноморского адмиралтейского правления. Контингент учащихся составлял 40 человек.
Г.А. Потемкин предложил программу обучения и методику преподавания в училище: «против прочих заведенных училищ, снабдить новейшими английскими и французскими книгами о кораблестроении и планами кораблям и прочим судам, …дабы знать тем конструкцию для сравнения. К тому иметь учителей знающих английскому и французскому языкам и корабельной архитектуре, дабы воспитанники, изучась оным и достигши до возможности, сами разуметь и переводить те книги могли, сим посредством скорее получить основательнейшее понятье о сей науке и о всех правилах теории, до которой они ныне, за неимением таковых книг на российском языке, доходят чрез долговременное упражнение». Количество учащихся определялось «из малолетних в корабельные ученики до 50, да в прочие мастерства до 100 человек». После изучения теории и получения практических навыков, лучших учеников предлагалось «послать в чужие края, для усовершения познаний сей науки». После кончины Г.А. Потемкина, принадлежащие ему книги по кораблестроению и чертежи судов были переданы училищу.