Нашумевшая "Кольчуга": кто и как ее создавал
На фоне политических страстей мало кто заметил скромное сообщение о том, что группа ученых и инженеров Донбасса стали лауреатами Государственной премии Украины в сфере науки и техники 2004 года.
Такого результата в области радиотехники и компьютерно-информационных технологий наука и инженерия Донбасса не знали уже давно. Собственно, как и того прорыва, который сделали донецкие экспериментаторы-исследователи в прямом и переносном смысле не только в отечественной, но и в мировой науке. Речь идет о создании новой высокоэффективной системы стратегической разведки "Кольчуга", ставшей гарантом национальной безопасности страны. То, чего достигли украинские исследователи и инженеры в создании комплекса нового поколения дальней радиотехнической разведки стратегического назначения (производство государственной акционерной холдинговой компании "Топаз"), вызвало настоящий шок и панику у американских конкурентов. Ведь новая станция радиотехнической разведки "Кольчуга" превосходит все похожие комплексы Соединенных Штатов. Технические характеристики комплекса позволяют обнаруживать объекты на расстоянии 600-800 километров и в небе, и на море, и на суше. Станция принята к эксплуатации Вооруженными силами Украины.
"Кольчуга" - сплав новейших достижений науки и техники, партнерского сотрудничества ведущих предприятий Украины и высшей школы. Неудивительно, что среди лауреатов Государственной премии Украины - доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе Донецкого национального технического университета Евгений Башков, с которым побеседовал наш корреспондент.
Как был развеян миф о "невидимости"
- Евгений Александрович, кто еще из разработчиков "Кольчуги" стал лауреатом Государственной премии Украины?
- Прежде всего, глава правления Государственной акционерной холдинговой компании "Топаз" Юрий Викторович Рябкин, чье предприятие специализируется на выпуске этого сложнейшего наукоемкого оборудования. В числе лауреатов - Валерий Иванович Малев - генеральный директор государственной компании "Укрспецэкспорт". Увы, награда присуждена ему посмертно. Группа ведущих специалистов ОАО "Специальное конструкторское бюро радиотехнических приборов" дочернего предприятия ОАО "Топаз" - Николай Мефодиевич Гришко, Вячеслав Валентинович Коротков, Василий Васильевич Марченко, Валерий Всеволодович Карнаух. Всего девять человек.
Создание "Кольчуги" - это яркий пример созидательного коллективного труда. Разработка и запуск в производство столь инновационного изделия потребовали полной, я бы сказал самозабвенной, отдачи от каждого. Люди работали, не считаясь со временем, затратами, нередко на одном энтузиазме. Только неустанный поиск новых научных результатов, организационных, технических и технологических решений на каждом этапе позволили получить столь впечатляющий результат.
- Чем превосходит новый комплекс украинской радарной установки американские аналоги?
- В свое время Соединенные Штаты запустили в производство самолеты со специальным покрытием и специальной конфигурацией, слабо отражающими радиоэлектронное излучение, так называемые "самолеты-невидимки". Службам ПВО трудно было засечь их в воздухе, поскольку очень слабый отраженный сигнал не могли уловить радиолокационные станции. При тысячах боевых вылетов (в войне с Ираком) эти самолеты имели стопроцентную выживаемость. На эти сверхсекретные технологии США потратили огромные деньги.
А донецкими учеными и инженерами создан такой комплекс, который, не обнаруживая себя (в этом тоже одно из существенных преимуществ), точно устанавливает не только координаты такого "самолета-невидимки", но и определяет его тип. Все операции по обнаружению и распознаванию источников радиоизлучения станция выполняет автоматически.
- Можете ли сказать, что мы в этом деле превзошли американцев?
- Да. Если американцы вложили, по некоторым оценкам, в свои сверхсекретные технологии более триллиона долларов, то стоимость украинской станции многократно меньше. Таким образом, создав "Кольчугу", мы развеяли миф американцев о своей невидимости для радиолокации противника и, следовательно, неуязвимости.
- И какова была реакция США на ваш контрудар?
- Фактически эта станция была сделана в 1990-2000 годах. После высоких оценок на международных выставках она получила спрос у ряда зарубежных покупателей. Вот тогда американцы заволновались и обвинили Украину в продаже новой установки Ираку, заявив о санкциях. Однако поиски "Кольчуги" в Ираке, как известно, оказались безрезультатными.
Вся жизнь посвящена усовершенствованию разработок
- Имеем ли мы право в принципе продавать такую продукцию?
- Несомненно, как всякая независимая страна. Но, конечно, это должно делаться с учетом всех аспектов, в том числе и политических. Американцы и в это внесли определенную напряженность. В классе пассивной радиолокации наша станция - лучшая в мире. Естественно, она пользуется спросом, хотя американцы пресекают попытки некоторых стран ее приобрести.
- Скажите, а кто же первым по заслугам оценил такую работу?
- Покупатели и - те же американцы. После того, как США таким косвенным способом дали высочайшую оценку "Кольчуге", было принято решение о выдвижении разработки на соискание Государственной премии Украины. И, наконец, Указ президента Украины от 9 декабря 2004 года. Но главное - не в этом, хотя получить такую награду, безусловно, почетно и приятно. Главное, на мой взгляд, в том, что наши разработки запущены в производство. Ведь именно с этим комплексом донецкие ученые, конструкторы, инженеры, производственники смогли выйти на мировой рынок наукоемкой высокотехнологичной продукции, доказав, что Донбасс не только уголек добывает.
- Когда же вы ждете официальной процедуры вручения свидетельств и премий?
- Обычно это происходит в феврале-марте. Теперь награды будет вручать новый президент. Так что живем в ожидании этого дня.
- Сколько лично у вас времени ушло на разработку?
- Это итог многолетней работы. Практически более тридцати лет я занимаюсь исследованиями в области создания эффективного аппаратного и программного обеспечения компьютерных систем специального назначения. Отсюда и мой вклад в разработку.
- Чей же вклад, на ваш взгляд, из специалистов был более существенным?
- "Кольчуга" - это органичный сплав достижений в области микроэлектроники, радиотехники, измерительной техники и компьютерных технологий. Обработка информации в комплексе происходит и в радиотракте, в измерительных блоках, в вычислительной части. Разработчики всех составляющих комплекса, производственники должны были выложиться "на все сто" для получения столь впечатляющего результата.
Четверть дохода - в науку
- Ваш взгляд на украинскую науку в целом. Как она выглядит на общем фоне мировых достижений?
- Последних мы не пасем. Есть страны, которые вообще не занимаются наукой. Во времена Союза Украина была одним из ведущих научных центров. К сожалению, сохранить весь этот потенциал не удалось, но Украина, я считаю, имеет результаты мирового уровня в космической технике, самолетостроении, радиотехнике, специальной технике.
Есть определенные успехи в области естественных наук, это касается и исследований в сфере компьютерно-информационных технологий. В целом, по моему мнению, фундаментальная наука у нас развивается слабо, поскольку весьма затратна. Та же ядерная физика, к примеру. Здесь нужны весьма дорогостоящие экспериментальные установки, современные компьютерные системы, о которых приходится разве только мечтать. В этом плане мы, к сожалению, не можем конкурировать ни с одной ведущей страной мира. Я часто бываю на различных международных конференциях, посвященных высшему образованию и научным исследованиям в европейских странах. Финансирование вузов, научных исследований просто несопоставимо с нашим. Научные лаборатории оснащены самым современным оборудованием. А мы, как и раньше, берем все за счет сообразительности и умелых рук. И в этом нам также нет аналогов.
- Жизнь показывает, и это очевидно на примере вашего высокотехнологичного комплекса, что наука тоже вполне может зарабатывать себе на жизнь и развитие.
- В современной украинской науке происходят серьезные трансформационные процессы. Например, если раньше прикладная наука финансировалась из бюджета, то сегодня государство практически не в состоянии ее содержать, а может быть, сейчас и не должно этого делать. Несомненно, исследования в области фундаментальных наук должны поддерживаться государством. Прикладная же наука должна жить за счет средств тех предприятий, которые нуждаются в ее результатах. Именно внедрение результатов исследований предопределяет становление и уровень современного наукоемкого производства. У нас в Украине не все предприятия понимают: чтобы расти и развиваться, необходимо поставить производство на современную научную основу, что требует вложений в науку, которые окупят себя со временем.
В качестве примера такого понимания приведу Новокраматорский машиностроительный завод, где более 15 процентов дохода вкладывают в науку, и два процента - в обучение работающих. Ведущие фирмы и компании Запада вкладывают в научные исследования от 15 до 25 процентов дохода. Если предприятие не следует этому правилу, то оно рискует быть отброшенным на обочину прогресса. Увы, у нас бытует иное мнение: тратиться на науку - тратиться попусту. Хотя понимание того, что нужно выделять деньги на научные исследования и разработки в любой отрасли экономики, уже просматривается. Есть и адреса такого взаимовыгодного сотрудничества. В их числе могу назвать и наш Донецкий национальный технический университет, который получает интересные и практически востребованные заказы от ряда предприятий.
- Проявляют ли ваши студенты интерес к совершенствованию компьютерных технологий и к науке в целом?
- В нашем вузе имеется два факультета, которые занимаются компьютерной техникой и информационными технологиями. Спрос на эти специальности у выпускников школ очень велик. Здесь самые большие конкурсы. В качестве примера. Кафедра электронной техники имеет свой филиал на "Топазе". Студенты там проходят практику, а после окончания вуза лучшие из них остаются на этом предприятии работать. В прошлом году, по специальному соглашению с "Топазом", наши пятикурсники отправились в Таганрогский государственный технический университет - ведущий российский вуз в области радиоэлектроники, чтобы пройти обучение у лучших профессоров. Нужно отметить, что с 2005 года наш университет будет проводить набор абитуриентов по специальности "Радиотехника". Так что спрос рождает предложение.
Что касается научной работы в вузе, то тут всегда находятся умные, толковые студенты, которые с большим интересом относятся к научной деятельности. Таким студентам доверяется выполнение курсовых и дипломных работ по тематике, связанной с заказами производства. К слову, успешная научная работа студентов под руководством ученых ДонНТУ, которые работают по темам промышленных предприятий, во многом влияет на перспективу их трудоустройства.
- Судя по фамилии, вам по рождению предопределено стать ученым.
- Думаю, фамилия большой роли не играет, но я могу с гордостью сказать, что мой отец был известным ученым, инженером, лауреатом двух премий - Ленинской и Государственной. Александр Ильич Башков занимался конструированием угольной техники, много лет был директором института "Донгипроуглемаш". Отец и воспитал во мне любовь к инженерной работе, научным исследованиям, хотя область науки у меня совершенно иная. Надеюсь, он бы сейчас гордился мной.
Екатерина КУЦЕВА