Пилотируемый космический корабль нового поколения ( китайский 新一代 載人 飛船 / 新一代 载人 P , Pinyin Xīn Yī Dài Zàirén Fēichuán ) - рабочее название преемника китайского космического корабля Шэньчжоу . Это частично многоразовый многоцелевой космический корабль, разработанный в различных конфигурациях для транспортировки космических путешественников на орбиту Земли или Луны и возвращения на Землю. В конце концов, он также может быть использован для миссий на лунную поверхность или на МарсКак правило, космические путешественники на орбите Луны или Земли переключаются на другой космический корабль или дополнительный модуль с собственным приводом для дальнейшей транспортировки. [1] В качестве альтернативы, «пилотируемые космические корабли нового поколения» в качестве беспилотных грузовых космических аппаратов используют или для одновременной перевозки людей и грузов.
Разработка редактировать
31 марта 2015 года Чжан Байнань , главный инженер Департамента космического пространства в Китайской академии космических технологий , вместе с некоторыми коллегами из Acta Aeronautica et Astronautica Sinica, впервые представил концепцию пилотируемого космического корабля нового поколения. [2] В то время это было двумя типов: космический корабль с взлетной массой 14 тонн для операций на низких околоземных орбитах и - с небьющимися вспомогательными приводами - миссиями астероидов и на Марс, а также космический корабль с 20 тоннами взлетным веса для использования в пилотируемых лунных посадках (Для этого будет использоваться дополнительный лунный модультребуется). Для смены экипажа на планируемой модульной космической станции космический корабль должен иметь возможность перевозить до 6 человек. Для выполнения всех запланированных полетов минимальное требование состояло в том, чтобы системы жизнеобеспечения космического корабля работали независимо в течение 21 дня и чтобы корабль, пристыкованный к космической станции, или - в случае полета на Марс - жилой модуль составного космического корабля - оставался в космосе до двух лет. может. [3]
В марте 2018 года Чжан Байнань в нескольких интервью показал, что разработка пилотируемого космического корабля нового поколения уже началась и что это будет модель многоразового использования. [4] Это в равной степени , как подходят для полетов на Луну на Марс. В то же время он отметил, что космические корабли в Шэньчжоу теперь будут серийно производиться и будут использоваться в течение длительного времени в связи со строительством космической станции. [5] На 5 - й конференции по пилотируемого космического полета в Сиань 23-24. Октябрь 2018 - организован Политехнического университета Северо - Западный Китай и Управление пилотируемых изДепартамент по разработке вооружений Центральной военной комиссии (ЦРУ) - пилотируемый космический корабль нового поколения, наконец, впервые был подробно представлен публике. [6]
Чжан Байнань и его коллеги разработали концепцию модульного космического корабля для полетов на Марс. Первоначально четыре больших движителя, марсианский спуск и жилой модуль будут индивидуально транспортироваться на околоземную орбиту с использованием сверхмощных ракет и собираться там для формирования космического корабля. После этого экипаж должен был начать с многоразового многоцелевого космического корабля (в то время в 14-тонной версии, с октября 2018 года в большой версии) и подключить его к собранному космическому кораблю. Затем экипаж переключается на жилой модуль для дальнейшего путешествия, размер которого приблизительно равен размеру командного модуля космической станции Tiangong 2.есть. Ускорение перехода к передаче орбиты на Марс, маневры орбиты для поворота на орбиту Марса и т. Д. Первоначально охватили бы двигательные установки, которые запускаются одна за другой подобно многоступенчатой ракете . В конце обратного полета, после достижения околоземной орбиты, космические путешественники снова переключаются на многоцелевой космический корабль и приземляются на Земле.
Для того, чтобы вернуться с Луны или с Марса, космический аппарат был повторный вход со скоростью 11,2 км / с может справиться. Когда появились первые планы нового многоцелевого космического корабля, у Китая все еще не было подходящих легких материалов для абляционного теплозащитного экрана . Тепловые экраны, разработанные в 1960-х годах из тканей, изготовленных из углеродного волокна, пропитанного фенольной смолой, могут выдерживать очень высокие температуры, но имеют объемную плотностьоколо 1,5 г / см3, что означало бы, что тепловая защита для капсулы повторного входа запланированного размера (примерно вдвое больше, чем у капсулы возврата космического корабля Шэньчжоу) составила бы значительную часть общего веса. Поэтому инженеры из Чжан Байнаня предложили разработать так называемый «пропитанный фенолом аблятор из углеродного волокна » (PICA) из коротких волокон , плотность которых составляет всего 0,27 г / см3, и, например, в виде плитки - также в 2011 году в капсула научной лаборатории Марса в НАСА использовали. [3] [7] [8]
Структура и функция редактирования
Космический корабль нового поколения имеет диаметр 4,5 метра. В варианте для околоземного космического пространства он имеет длину 7,23 м и максимальную взлетную массу 14 тонн. [6] В низком пространстве-варианте, длина около 9 м и весом максимум 23 тонн. [9] В обоих вариантах используется одна и та же конусная возвратная капсула, которая по форме похожа на космический корабль US Dragon , но разные сервисные модули . Орбитальный модуль, такой как космический аппарат Шэньчжоу , который мог остаться на орбите в качестве экспериментальной платформы после основной миссии, не используется по соображениям стоимости.
В то время как сервисный модуль, который помимо двигателей также несет солнечные модули для питания космического корабля на орбите, отделен от земной атмосферы, прежде чем он снова войдет и сгорит там, возвратная капсула может быть повторно использована после приземления во Внутренней Монголии . Для этого снимают внешнюю крышку, которая служит для защиты от перегрева при повторном входе в атмосферу, и внутренней металлической структуре придают свежий внешний слой. Возвратная капсула построена так, что она может также приземлиться на поверхность воды. В долгосрочной перспективе в качестве посадочной площадки и космодрома Вэньчан планируется выделить морской район в Южно-Китайском море.на Хайнане, чтобы расширить новый космический центр Китая. [3]
В своей конфигурации в качестве пассажирского транспорта космический корабль может доставить до шести космических путешественников на земную орбиту или на Луну; [10] если на борту только три космических путешественника, можно взять еще 500 кг груза. [11] В конфигурации , в качестве чистого питания судна может с Чанчжэн-5 - или Чанчжэн-7 ракеты - носителя транспортировать полезную нагрузку 4 тонны на орбиту. Это меньше, чем уже поставляемый на вооружение космический корабль Тяньчжоу с взлетной мощностью 6,5 тонн [12]. Космический корабль нового поколения, в отличие от Тяньчжоу, является многоразовым и может забирать микроорганизмы из экспериментов, проведенных на космической станции, или из материалов, изготовленных там, общим весом до 2,5 тонн для более тщательного изучения. [6] [13] Для того, чтобы обеспечить до десяти применений - согласно расчетам, экономический оптимум - капсула была оборудована подушками безопасности в качестве средства приземления, среди прочего . Они уменьшают ударную силу до доли и тем самым защищают космический корабль. [14]
Система радиосвязи также была улучшена по сравнению с нынешним космическим кораблем Шэньчжоу. В Шэньчжоу радиосвязь с центром управления полетами прерывается на некоторое время во время возвращения в атмосферу Земли. Причиной является сильно нагретый и, следовательно, ионизированный воздух вокруг возвратной капсулы, который экранирует радиосигналы. Усовершенствованные системы связи космического корабля нового поколения могут проникать в изолирующую плазму и поддерживать связь с наземными станциями на протяжении всего спуска. [3]
Испытательный полет 2016 Редактировать
25 июня 2016 года ракета-носитель « Чанчжэн-7 » была запущена на орбиту с космодрома Вэньчан в Хайнане во время первого полета новой возвратной капсулы, которая была уменьшена в 0,63 раза. Модель имела коническую форму с диаметром 2,6 м на широком конце, высотой 2,3 м и весом 2,6 тонны. Капсула состояла из трех компонентов:
Полусферический наконечник с камерой парашюта, устройствами выброса парашюта, навигационной спутниковой антенной и антенной для связи через изолирующую плазму при повторном входе.
Внешняя стенка с абляционным теплозащитным экраном разделена на четыре панели , которые приклеены к формованным панелям с сотовой структурой и привинчены к усиливающим элементам фактической стены кабины. С внешней стороны стены были небольшие двигатели для контроля положения и датчики для воздушного потока.
Металлическая опорная плита, включая решетчатую ферму и теплозащитный экран внизу. На напольной плите, внутри кабины, находились устройства обработки данных, источники питания и измерительные приборы для воздушного потока. Пневматические датчики были расположены в нижней части теплозащитного экрана.
Испытание было, во-первых, для проверки поведения полета конической возвратной капсулы при ее повторном входе в атмосферу (на космическом корабле Шэньчжоу используется возвратная капсула в форме колокола). В том случае, если капсула впервые погрузилась в атмосферу, имелся сверхзвуковой стабилизирующий парашют, который поднимал бы капсулу так, чтобы она могла тормозить с широким концом, предназначенным для нее. Они также хотели испытать материалы, использованные при строительстве нового космического корабля, не только аблятор с углеродным волокном, пропитанный фенолом, но и новый сплав, из которого была изготовлена кабина. Этот материал был более прочным и легким, чем алюминиево-магниевый сплав, ранее использовавшийся в космическом корабле., Внутри капсулы не было систем жизнеобеспечения, а многочисленные электронные компоненты для запуска парашютов и т. Д. Были сняты с возвращенного космического корабля Шэньчжоу и повторно использованы после проверки. [15]
Только обратная капсула была испытана в этом испытании. Роль сервисного модуля перешла к дополнительной верхней ступени ракеты-носителя «Чанчжэн-7», известной как « Юаньчжэн-1А ». Эта ступень, работающая на гиперголической топливной смеси, может запускаться несколько раз, в отличие от обычных ступеней ракеты, и обычно используется для перемещения спутников по орбитам. Через 10 минут после взлета в 8 часов вечера по местному времени самолет «Юаньчжэн-1А» с установленной на нем испытательной капсулой отделился от ракеты-носителя и вышел на околоземную орбиту высотой 200 × 394 километра, которая также используется для пилотируемых полетов. После 13-й орбиты 26 июня 2016 года в 15:04 по пекинскому времениЮаньчжэн-1А инициировал возвращение на Землю с новым зажиганием.
Затем уровень ракеты изменил свое положение так, чтобы дно возвратной капсулы было наклонено под углом 50 ° к горизонтали. В 15:17 обратная капсула отделилась от Юаньчжэна-1А на высоте 170 км, которая затем была выведена на безопасную орбиту. Сеть наземных станций, контролируемых в этом случае с космодрома Цзюцюань, взяла под контроль капсулу. На высоте 20 км развернулся стабилизирующий парашют, который привел капсулу в правильное положение. Затем он был сброшен, сработал тормозной парашют, который, в свою очередь, вытащил основной парашют из камеры в верхней части капсулы. В 3:41 вечера возвратная капсула - неповрежденная после первого осмотра - приземлилась на площадке для посадки восточного ветра в пустыне Бадайн-Джаран.недалеко от космодрома. Извлеченная капсула прибыла на космодром Цзюцюань в 11:00 вечера. [16]
Испытательный полет 2020 Редактировать
Первый беспилотный испытательный полет космического корабля начался 5 мая 2020 года. Для этой цели был использован прототип космического корабля длиной 8,8 м и тяжелый космический корабль длиной 21,6 т, который в 18:00 по местному времени (10:00 UTC ) первый экземпляр варианта ракеты Changzheng 5B был запущен с космодрома Вэньчан . Космический корабль вышел на орбиту в соответствии с графиком, через 488 секунд или через 8 минут после запуска. Чтобы получить максимально возможную стартовую массу для испытания ракеты-носителя, служебный модуль космического корабля был полностью заправлен. Предполагается использовать это топливо для дальнейшего развития эллиптической орбиты с апогеем8000 км и попытаться повторно войти в атмосферу Земли на высокой скорости оттуда. [17] Как и в 2016 году, этот испытательный полет в основном касается посадочных испытаний; поведение полета при повторном входе в атмосферу, теплозащитный экран, контроль при повторном входе, снижение скорости с помощью нескольких парашютов и подушек безопасности [18] и спасательные операции должны быть проверены . [19] китайская космическая станция , для которой поставить новый космический корабль первая мысль, действительно км орбиту только на высоте от 340 до 450 вокруг Земли. Однако при долгосрочном планируемом возвращении с Луны космический корабль переместится из лагранжевой точки L 1.то есть падение с высоты 58 000 км без торможения и прибытие туда со скоростью 40 320 км / ч. Такой профиль миссии уже был испытан в 2014 году с помощью зонда Chang'e 5-T1 , но он был намного меньше и проще, чем возвратная капсула нового космического корабля.
Возвращение в земную атмосферу и посадка на посадочной площадке Оствинда первоначально запланировано на 8 мая 2020 года. [20]
Steady tracking shot, IR tracking shot, onboard footage, interior shot of fairing sep.
— LaunchStuff (@LaunchStuff) May 5, 2020
This video has it all.https://t.co/N3l6Jvbkxa
Now that CZ-5B is down, I took another look at the data for the XZF spacecraft it launched. I estimate its orbital maneuvers came to a total of 2.0 km/s delta-V. With reasonable assumptions, this corresponds to 10.3 tonnes of propellant used.
Управление программы пилотируемых космических полетов Китая анонсировало создание кораблей нового поколения «Мэнчжоу» («Лодка мечты»). Новая серия будет включать корабли для орбитальных миссий и космические аппараты для лунной программы КНР. Посадочный модуль для лунных миссий получит название «Лань Юэ» («Объять Луну»), которое является отсылкой к стихотворению, написанному первым председателем КНР Мао Цзэдуном. Подробные характеристики кораблей нового поколения не разглашаются.