Реклама Google — средство выживания форумов :)
Пару слов о текущем.
Вчера наконец произошло то, что должно было произойти. Уже пару лет назад специалистам всё было предельно понятно и они не питали никаких иллюзий. То, что вчера произошло – это момент национальной гордости США. Американцы практически полностью восстановили свой космический потенциал. Они могут и умеют делать ракеты и пилотируемые космические аппараты. Да, сейчас все заявляют, что следующим шагом будет Луна или Марс. Но думаю, что реальным следующим шагом будет немного другое. И Роскосмос своей риторикой последних дней накидал подсказок. Последним элементом паззла является посещаемая или долговременная национальная орбитальная станция. Все технологии и опыт эксплуатации у США имеются. Думаю, лет через пять мы увидим цельную картину, где США будут владеть всеми возможностями человечества в области космоса. Такое было только у СССР и России, теперь будет у США. И они не допустят той ситуации, которая сложилась вначале 90-х, когда весь их потенциал и все возможности незаметно растворились. Примечателен тот факт, что все технологии собираются в одной фирме. По сути повторяется путь ОКБ-1, только без последующей раздачи тематик. Вот именно это и удалось SpaceX, они просто смогли сделать сложнейшую работу, которую до них делали немногие. И они достойны величайшего уважения и всяческих похвал! Дальше перед ними стоит задача, которую до сих пор никто не смог выполнить – удержать накопленный потенциал с возможностями и развить их.
А что же у нас в России? Конечно же у нас не день национального траура или праздника за всё человечество. Это всё эмоции. Мы ничего особо не потеряли и ничего не приобрели. В промышленно-техническом плане мы остались на том-же уровне. И этот уровень этот достаточно неплохой. В СССР был достигнут колоссальный уровень в космосе и волею судеб он не сильно то и понизился. У США, например, в 90-х был полнейший провал даже на уровне воспроизводства. Да, мы теперь перестанем получать дополнительный доход, но это было давно известно и с этим ничего не сделать. Рынка в области космоса особо нет, просто нам до этого немного подфартило. Возвращаемся потихоньку к изначальным позициям, и Россия, и США. Есть конечно небольшие рыночные ниши, есть даже новые потенциальные рынки, но тут уже вопрос в наших возможностях и в потенциале. А что-же в плане потенциала? Сможем ли мы сами повторить свои-же достижения? К сожалению, в этом плане мы повторяем путь Американцев. Любые разработки у нас идут с большими трудностями, некоторые не идут вовсе. Вся наша гордость в том, что мы можем модернизировать то, к разработке чего никакого отношения не имеем. Взять и разработать с нуля, выполнить полный цикл по таким проектам как ракета-носитель или космический корабль мы не в состоянии. Этому опять надо учиться. Я испытывал большую гордость, что мы смогли сделать Ангару и ракета полетела с первого раза успешно. До этого в Южной Корее успешно отрабатывал УРМ-1. Это давало уверенность и вселяло надежду. Теперь же мне очень стыдно за то, что произошло с Ангарой и с КБ, которое её создавало. И тут я хочу затронуть реальные причины того, что происходит и обратиться к тем, в чьих руках всё находится. Да, отраслью руководят непрофессионалы и не выделяется достаточно средств. Но я ни разу не видел, чтобы кому-то из космической отрасли за последние лет 20 не платили зарплату. Я точно знаю, что в головных КБ и предприятиях такого не было. Зарплату всегда платят в полном объёме, не смотря на долги и прочие «беды». Я ни разу не видел, чтобы непрофессионалы в руководстве приходили к специалистам и рассказывали как им делать их работу. Ни один такой руководитель не влезает в конкретную технику, в конкретный чертёж и конкретный расчёт. Ни один руководитель не приходит на рабочее место и не требует проводить неправильные расчёты, делать не тот объём работы, не читать ТЗ и в конце концов, ни один человек не заставлял датчики в Протоне переворачивать другой стороной. Так какого же фига вы господа ноете, что не хватает денег и бьют по рукам? Почему вы ждёте пинка под зад чтобы начать работать в полном объёме? Хватит заниматься ерундой! Количественный состав головных предприятий отрасли полностью соответствует потребному. Численности достаточно, чтобы сделать новую ракету-носитель и уж точно, чтобы довести комплекс Ангары до эксплуатации. Численности достаточно, чтобы разработать пилотируемый космический корабль. Так соберите свою волю в кулак, хватит ныть и оправдываться. Разрабатываете технику вы, а не «великий» руководитель. Становитесь же наконец специалистами на деле, а не по надписям в дипломе и должностных инструкциях. Всё именно в Ваших руках и в Ваших головах!
Я же возглавляю небольшой коллектив, который сам создал и собрал по крупицам. Те-же самые слова я постоянно твержу своим специалистам, я не могу за них сделать их работу… я могу им только помогать и не мешать. Поэтому дорогие мои работники КосмоКурса, напоминаю вам, что всё в ваших руках. Небольшая частная компания SpaceX смогла сделать то, чем гордится вся Америка, чем гордится их Президент. Они смогли это сделать в условии полнейшего провала по компетенциям в ракетостроении в США, по сути они многое начинали с нуля. У нас перед глазами прекрасный пример того, что терпение и труд всё перетрут… и что не надо боятся и всё получится. Так давайте просто возьмём и сделаем Вашу ракету! Ракета должна полететь и всё другое не имеет никакого значения. А я и инвестор проекта сделаем всё возможное, чтобы вам в этом помочь.
Маск имел нулевой опыт конструирования ракет и космических кораблей, с нуля основал компанию, где до сих пор остается главным инженером, и несмотря на это смог построить перспективный пилотируемый космический корабль быстрее, чем «Роскосмос» — хотя последний начал разрабатывать «Федерацию» даже чуть раньше, чем SpaceX свой Crew Dragon. Может быть, дело в том, что SpaceX получила больше денег? Но внимательный анализ расходов компании не показывает и этого. Первую версию ракеты Falcon 9 и грузового космического корабля Dragon (нынешний Crew Dragon — его очень глубокая модернизация) американская компания создала всего за 0,4 миллиарда долларов. Для сравнения, на одну только ракету «Ангара» Россия потратила более 4 миллиардов долларов или в десять раз больше. Все траты SpaceX по НИОКР за всю ее историю примерно равным тратам по НИОКР на одну «Ангару».
Несмотря на это, «Ангара» пока так и не начала регулярные полеты, а вот Falcon 9 делает это уже десяток лет — да и грузовые «Драконы» летают на МКС уже восемь лет подряд.
Нельзя сказать, что дело тут в какой-то особой расточительности «Роскосмоса». Если сравнить расходы российского космического гиганта с NASA, то выяснится, что они довольно скромны. Например, американское космическое агентство потратило на разработку своей ракеты SLS и корабля Orion уже десятки миллиардов долларов — много больше, чем ушло на «Ангару» — однако ни SLS, ни Orion до полной летной готовности еще не дошли.
Похоже, Маск добился серьезного отрыва от конкурентов не за счет их слабостей, а за счет своей силы. И речь не идет о какой-то особой гениальности — идее посадки ракеты на хвост десятки лет, и в тех же США уже летали демонстраторы таких технологий. Да и проект Crew Dragon не имеет радикальных преимуществ перед проектом «Орла». Дело в другом: у SpaceX и ее руководителя несопоставимо выше мотивация.
Главная проблема российского космоса не в нехватке конструкторов, а в том, что он не имеет определенных взглядов, зачем ему вообще нужен космос. Ведь если задуматься, то для полетов на МКС новые космические корабли проектировать вовсе не надо. Да, «Союз» тесный, да, там всего три члена экипажа. Но на орбитальной станции и так меньше человек, чем она может поддерживать — так зачем же строить корабль больше, чем требуется? Сходная история и с ракетой: «Ангара» по возможностям выведения не сильно отличается от «Протона», который до недавних пор вполне надежно летал. Так зачем же дублировать его новой конструкцией?
В России речь о смене космических целей страны вроде бы не идет. Но не потому, что она преследует их с завидным постоянством, а потому, что у нас никто так и не знает, в чем они состоят. Если открыть Федеральную космическую программу, то на ближайшие годы там запланировано одно только поддержание имеющихся возможностей полета в космос. На горизонте маячат какие-то тяжелые ракеты и корабли до Луны — но из программы в программу их переносят все дальше и дальше во времени. Фактически, это скорее пиар-проекты, а не реальные намерения, с внятными сроками и планами.
От этого финансирование и «Ангары», и «Орла», и даже Orion и SLS никогда не было ровным и уверенным. А у тех, кто занимался программой, никогда не было четкого понимания, когда же они должны ее завершить и чего заказчик на самом деле хочет.
У Маска все намного проще: его мотивация к созданию новых конструкций радикально выше. Его цель — это не доставка людей на МКС или вывод спутников на орбиту, как у российской космонавтики. И даже не повторное втыкание флага в лунную поверхность, как у Дональда Трампа. Он хочет не реализации пиар-проекта — он хочет высадки на Марс. Это принципиально другая задача, огромной сложности, на пути к которой нужно решить массу попутных задач. Чтобы научиться строить ракеты и корабли, SpaceX бралась за коммерческие контакты NASA, и именно в их рамках были созданы и Crew Dragon, и Falcon 9.
Но хотя они и кажутся нам сегодня большим достижением — который «Роскосмос» с «Орлом» лишь надеется повторить через несколько лет — для самого Илона Маска это только нижние ступени лестницы, которую он твердо намерен достроить в 2020-х годах. Ее верхние ступени — Марс.
Еще хуже ситуация сложится, если наша страна избежит разработки аналога Starship. По гермообъему его вторая ступень равна всей МКС. Таким образом, появление подобного левиафана в космосе в основном закроет эпоху стандартных орбитальных станций: никто не будет задорого поддерживать их в рабочем состоянии, когда каждый летящий на орбиту Starship сам будет такой станцией. Только еще и способной долететь до Луны.