keleg> По опыту яхт помню, что там применяются ВФШ с разворачиваемыми в нерабочее положение при отсутствии движения под двигателем лопастями. Они простенькие ведь, два положения всего и системы управления вообще нет - под потоком воды разворачиваются.
Для начала не стоит винт с поворотными лопастями, даже иногда, называть ВФШ. ВФШ он на кораблях оттого, что там лопасти со ступицей одной отливкой идут. Лишь для ледовых иногда делают со съемными на фланце с болтами лопастями. Но в любом случае у ВФШ лопасти не поворачиваются. Это отрицать, как про быстроногого без обоих ног говорить.
keleg> В "большом" флоте такие решения не применяются?
Нет, не применяют. Даже в ВРШ в 99% флюгерование невозможно, так как не реализовано в конструкции ВРШ.
xab> Хорошо, не флюгерировать - оставить свободно вращающемся в потоке.
Большое сопротивление?
Да, на типичном экономходу раза в полтора запросто. А то думаете почему таких умных, чтобы со свободноврашающимися винтами ходить постоянно, даже на западе нет?
P.S. Но, в принципе, если прикинуть разброс в удельном расходе топлива где-нибудь от 200 г/кВт·ч до 250 г/кВт·ч, то чтобы перекрыть такую фантастическую удачу в оптимизации удельного расхода топлива дизеля от изменения его загрузки при переходе на работу одним валом при свободном вращении второго винта, хватит и 30%-ного роста сопротивления...
(Да-да, вспоминайте про буксировочную мощность, равную произведению сопротивления движению на скорость хода, которую мы гвоздиком на "спидометре" приколотили на значении экономхода и горячо молитесь, чтобы при подросших оборотах (для компенсации дополнительного сопротивления от получившего свободу вращения и двойной работы по преодолению обычно распараллеленного на оба борта сопротивления движению на экономходу) и просаженной от этого относительной поступи (равной отношению скорости к произведению оборотов винта на его диаметр) КПД вашего винта не изменился в меньшую сторону на заметное число процентов.)
P.P.S. Да, я отдаю себе отчет в том, что нехорошо так грязно ругаться в приличном обществе. Но... ничего не могу с собой поделать и не могу удержаться от использования учебников времен студенчества и покоренья ВТУЗа для циничного глумления над уважаемой публикой, вынужденной все это читать по благоприобретенной интернет-привычке.