Реклама Google — средство выживания форумов :)
3 февраля 2014
Авиарегистр МАК в сфере своих полномочий рассмотрел ряд вопросов повышения безопасности полетов с учетом анализа инцидентов, имевших место с воздушными судами, двигателями, эксплуатируемыми в государствах-участниках Соглашения.
В связи с инцидентами с двигателями GE90-115B и PW 4090, установленными на самолетах, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, Авиарегистр МАК рассматривает вопрос о целесообразности приостановки действия Сертификатов типа, выданных Авиарегистром МАК при валидации этих двигателей.
Авиарегистр МАК, в связи с обращениями Росавиации и Ространснадзора по вскрытому дефекту силовой конструкции стабилизатора на самолетах Ту-204 в ряде зарубежных и российских авиакомпаний, принимает необходимые меры в сфере своих полномочий, в том числе рассматривает целесообразность приостановки действия Сертификата производства этих самолетов.
В связи с обращением Руководителя Росавиации по вопросу существенного увеличения количества авиационных инцидентов с самолетами RRJ-95B МАК направил в ОАК обращение по проблемам, связанным с безопасной эксплуатацией этих самолетов и отсутствием результатов расследования инцидентов, проводимых Росавиацией с участием заинтересованных организаций. Авиарегистр МАК рассматривает этот вопрос в сфере своих полномочий по сертификации самолета, двигателя их производства.
В связи с инцидентами с двигателями GE90-115B и PW 4090, установленными на самолетах, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, Авиарегистр МАК рассматривает вопрос о целесообразности приостановки действия Сертификатов типа, выданных Авиарегистром МАК при валидации этих двигателей.
Минпромторг РФ удивлен позицией Межгосударственного авиационного комитета (МАК), рассматривающего возможность приостановки действия сертификата производства самолетов Ту-204.
...
"Была обнаружена кубинскими эксплуатантами при прохождении планового ремонта трещина на одном из стабилизаторов", - подтвердил Слюсарь. По его словам, "ничего критического в этом нет". "Специалисты наши вылетели, осмотрели, осмотрели вообще весь парк Ту-204. На трех машинах был найден подобный производственный дефект. Сам по себе он никакой опасности не представляет. Просто делается накладка на эту трещину, никаких проблем с этим нет", - заверил чиновник.
"Это право сертифицирующего органа - оценивать и принимать соответствующее решения. На наш взгляд, эта ситуация того не стоит", - подчеркнул замминистра.
Как стало известно “Ъ”, лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК, входит в «Ростех» через ОАК) выставила на продажу три собственных Ту-214, два Ту-204–100 и два Ту-204–300. Возраст самолетов — от 12 до 16 лет. Все они разукомплектованы и находятся не в летной годности.
Ориентировочная цена каждого после восстановления, как следует из письма ИФК (есть в распоряжении “Ъ”),— 1,5 млрд руб.
В ИФК подтвердили планы продажи самолетов и уточнили, что «цена скорее будет выше и будет зависеть от технического состояния самолета и требований заказчика по его модернизации». Ориентировочный срок восстановления с начала авансирования — два-три года. Ремонт будет проходить на авиазаводах ОАК в Ульяновске и Казани.
Прежде самолеты использовались Red Wings (входит в ОАК через ИФК), «Владивосток-авиа» (признана банкротом в 2014 году) и «Трансаэро» (признана банкротом в 2017 году). Проектный ресурс судов рассчитан на 45 тыс. летных часов, но, судя по характеристикам, с которыми ознакомился “Ъ”, они налетали не более 20–25 тыс.
Ресурс самолетов позволяет продолжать их эксплуатацию,— заверили “Ъ” в ИФК.— Но требуется провести ряд доработок и проверок. По отдельным узлам потребуется ремонт или другие восстановительные процедуры».
В компании уточнили, что готовы рассмотреть конвертацию самолетов как в грузовые версии, так и для корпоративных перевозок. «Мы общаемся с широким кругом потенциальных покупателей: это и госкомпании, и частный бизнес»,— утверждает директор ИФК Сергей Туркин.
У Ту-204/214 нет перспектив для современного рынка, и найти покупателя за такие деньги будет сложно, полагает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, топливная эффективность этих судов ниже, чем у Airbus и Boeing, есть и другие сложности: «Самолет производился небольшой серией, проблемы с его постпродажным обслуживанием и запчастями приводили к длительным простоям. На него сложно найти летчиков. Кроме серии СМ, экипаж требует трех человек, включая бортинженера, и это довольно редкая позиция». При этом рынок переполнен самолетами по комфортным ценам, а «ковидный спрос» на грузоперевозки будет спадать в среднесрочной перспективе, добавляет эксперт.
Аналогами Ту-204/214 могут считаться Airbus A321, Boeing 757–200, Boeing 737–900ER, отмечает гендиректор ГК «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер. По его данным, в рамках бюджета $15–20 млн можно купить узкофюзеляжные Boeing 737–800, A320, A321, Boeing 757–200 как в пассажирской, так и в грузовой конфигурации. «Если говорить про пассажирские самолеты, то цена A320–200 и Boeing 737–800 в возрасте 10–12 лет в состоянии 50% остатка ресурса будет примерно соответствовать нижней границе диапазона. Самолеты в грузовой конфигурации в возрасте около 20 лет будут стоить ближе к $20 млн за единицу»,— уточняет господин Ивантер.
В Red Wings приостановили эксплуатацию четырех Ту-204 в конце 2018 года и, как сообщили “Ъ” в компании, возобновлять ее не планируют, так как собираются летать на новых российских самолетах SSJ 100 и МС-21.
Зато «Почта России» в 2016 году приобрела у ИФК два самолета Ту-204С за 3 млрд руб. для перевозок грузов. В компании рассказали “Ъ”, что рассматривают различные предложения, в том числе и ИФК по Ту-204, но решение о покупке пока не принято. «Мы не отказываемся от планов создания собственного перевозчика, но условия — покупка, финансовый или операционный лизинг, а также типы воздушных судов и организационная модель — в проработке»,— сообщил “Ъ” заместитель гендиректора компании по логистике Сергей Сергушев.
В парке единственного в РФ эксплуатанта грузовых версий Ту-204 — «Авиастар-ТУ» — четыре таких самолета, два из которых используются в интересах «Почты России». В компании подтвердили, что ведут переговоры с ИФК. При этом за сопоставимые деньги ($20 млн) можно приобрести подержанный Boeing 757, отмечает гендиректор грузоперевозчика Дмитрий Коваленко. «Но у нас большой пул запчастей, обученные летчики и технический персонал»,— добавляет он, поэтому эксплуатация Ту будет эффективнее по стоимости.
Айгуль Абдуллина
Кто еще летает на самолетах «Ту»
Конъюнктура
Согласно реестру Росавиации, самолеты семейства «Ту» эксплуатирует авиакомпания «Алроса», у которой осталось два Ту-154М. Семь различных типов Ту-214 числятся за специальным летным отрядом «Россия» управделами президента РФ. Три «Ту» — у производственного объединения «Космос» (относится к «Роскосмосу»). По данным Flightradar, разные типы «Ту» эксплуатируют три международных перевозчика: SkyKG Airlines (Киргизия), Cubana de Aviacion (Куба) и Air Koryo (КНДР).
В апреле 2019 года сообщалось о планах властей КНДР приобрести в РФ два самолета для международных рейсов. В январе 2020 года в блоге Parkhis появились фотографии двух Ту-204 из аэропорта Минвод, выкрашенных в ливрею Air Koryo, якобы предназначенных для отправки в Северную Корею. Позже портал ATO.ru сообщил, что самолеты приобрела киргизская SkyKG Airlines. Возможной причиной срыва поставок в КНДР собеседники “Ъ” называют санкционные опасения ОАК. В корпорации не стали это комментировать.
«Есть масса способов продать самолет, избежав санкций,— например, через его перепродажу третьим лицам»,— полагает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Однако предположения о возможной поставке Ту-204/214 в КНДР пока, по его мнению, остаются «чистой фантазией».