Красин Шпицберген
Ледокол «Красин» на Шпицбергене.
Советское изучение геологического строения и нефтегазоносности Баренцева и Карского морей началось с бурения в 1974 г. глубокой скважины «1-Грумантская» на южном берегу Исфьорда вблизи поселка Колсбей, законсервированного в 1961 г. При этом в качестве энергетической базы и жилья для геологов-буровиков использовался ледокол «Красин».
Мероприятие получило название 1-й арктической нефтегазоразведочной экспедиции. Закладке первой скважины предшествовала длительная дискуссия относительно места ее расположения и приоритетных задач, а, соответственно, и выбора ее конструкции и глубины. Проектная глубина бурения была ограничена мощностью мезозойских отложений, оцениваемой в 3200 м.
Подобный метод исследования северных территорий был совершенно новым. Для решения технических и социальных задач экспедиции один из разработчиков проекта, Д.М.Губерман, предложил использовать в порядке эксперимента ледокол «Красин», специально переоснащенный в этих целях. Бурение выполняла Арктическая нефтегазоразведочная экспедиция (АНГРЭ) треста «Ярославнефтегазразведка».
«Красин» в ходе переоборудования на Мурманском судоремонтном заводе в 1972-1974 гг. превратился из ледокола в научно-исследовательское судно (энергоплавбазу). На судне появились дополнительные источники электроэнергии, мощность которых (4 тыс. кВт) была бы достаточной для приведения в действие береговых буровых установок. Также перепланировке подверглись жилые помещения с целью увеличения на 40 коек количества спальных мест для рабочих и инженеров буровых партий.
В обосновании проекта отмечалось: «…вместо строительства подобных поселков предлагается использование в виде бытовой и производственно-энергетической плавбазы бывшего ледокола «Красин», оснащенность которого дает возможность обеспечения нормальных бытовых условий персоналу в составе 125-130 человек, а его техническая характеристика предопределяет возможность зимовки во льдах у островов, где намечено бурение».
Использование ветерана ледокольного флота в новом качестве казалось эффективным, так как избавляло от необходимости строительства временного берегового поселка. Также считалось, что длительная стоянка «Красина» позволит освободить ледокол от двух лишних «порожних» рейсов. По предварительным расчетам все это в совокупности позволяло Министерству геологии сберечь до 1470 рублей в год.
После переоборудования судно называлось НИС «Красин».
Летом 1974 г. «Красин» был передан в ведение АНГРЭ и отправился к Шпицбергену как плавбаза 1-й Арктической нефтегазоразведочной партии. Экспедиция продлилась с июля 1974 г. до мая 1976 г. – то есть практически два года, которые судно находилось в бухте Колс.
Экипажем из 46 человек руководил капитан Василий Васильевич Захаров, и.о. начальника буровой партии из 21 человека был старший инженер Виктор Алексеевич Кузнецов.
Буровая вышка была установлена в октябре 1974 г. на расстоянии 500 м от судна. В первые месяцы также был создан водопровод длиной около 3000 м, проложен высоковольтный кабель, возведены временные деревянные строения вокруг буровой. Также на месте проходило становление личного состава партии, формировались общественные организации (партком, разведком, народный контроль, женсовет). Как в экипаже, так и среди буровиков не хватало специалистов – партия доукомплектовывалась в процессе работы.
Только в январе 1975 г. прибыл начальник партии Геннадий Степанович Быков.
На практике желанной экономии средств достичь не удалось. Так, за год до начала работы судна в бухте Колс были установлены бочки для его постановки. Но бочки были срезаны льдом. И в течение буровой вахты «Красин» стоял у непригодного, сильно разрушенного причала, постоянно подвергаясь качке в 5–7°, расходуя больше топлива в зимнее время для того, чтобы удержаться на месте. Качка судна в свою очередь дальше разваливала причал, но другое закрепление уже было невозможно осуществить.
Экспедицию посещали губернатор Шпицбергена Лейф Элдринг, начальник треста «Ярославнефтегазразведка» В.Б.Мазур, замминистра геологии СССР В.А.Ярмалюк. Неоднократно бывали норвежские специалисты, консул СССР на Шпицбергене С.Л.Гребнев. В июле 1975 г. «Красин» и буровую осмотрела комиссия МИДа и СОВМИНа СССР и дала положительную оценку работе и организации быта экспедиции.
За время работы партии осуществили испытание четырех горизонтов. Скважина была пробурена до глубины 3173 м и остановлена в пермских отложениях. При ее испытании были получены притоки жирного метанового газа. Несмотря на тяжелые климатические условия и длительность работы, текучку и нехватку кадров, в целом экспедиция стала удачным опытом проведения геологических исследований в высокоширотной Арктике. Но по ее окончании судно нуждалось в ремонте, который был осуществлен в Мурманске. Также необходимо отметить, что бывали случаи, когда работе буровой угрожала остановка из-за нехватки топлива. Запасы тогда пополнялись из старых береговых емкостей «Арктикугля».
Вторая аналогичная экспедиция НИС «Красин» началась в октябре 1976 г. и продолжалась до ноября 1977 г.: теперь судно работало уже у берегов острова Земля Александры на Земле Франца-Иосифа.
Автор: Маргарита Емелина.
По материалам журнала «Русский вестник Шпицберегена» №31