Вот такой пост в Мордокнике у Павла Пушкина сегодня:
По подрядчикам и лицензированию.
Я смотрю все додумали что-то своё, хотя я написал достаточно чётко. Мы с потенциальным партнёром обсуждали вопросы технологии и возможность изготовления кое-каких агрегатов для ракеты (к тому-же незаконченных). Как только зашёл вопрос о изготовлении этих агрегатов для проведения нами различных комплексных испытаний и организации производства под них (чтобы мы сами не производили, а закупали), мужики начали твердить про нарушение закона. Не сразу удалось понять, но оказалось они уверены, что они не могут поставлять нам эти агрегаты для проведения испытаний и тем более для штатных изделий без лицензии на космическую деятельность. Я наверно их пол часа убеждал в обратном и даже пообещал, что будет официальная бумага, что лицензия не нужна. То есть я у них ничего не требовал, они сами всё нашли, почитали и сделали однозначные для себя выводы. И вот это уже первый показательный пример. Серьёзная компания не хочет рисковать бизнесом и связываться с космосом на всякий случай. И это по бортовому агрегату. А аналогичные вещи в новом положении прописаны для комплектующих стендов и наземной инфраструктуры. Представляете что будет, если поставщики тоже будут читать закон, положение о лицензировании и делать такие-же выводы. У нас, да и у всей отрасли, не останется поставщиков, придётся создавать специальных и их кормить. А эта ситуация с коммерцией и бизнесом не имеет ничего общего.
Я твёрдо убеждён, что лицензия нужна только головному разработчику, который делает комплексную работу и отвечает за итоговый результат. Он несёт все риски по проекту и проект является для него основным. Поэтому головной разработчик должен получить лицензию, плотно работать с нормативной документацией и институтами Роскосмоса. Он должен сам выстраивать систему работы с поставщиками, которая не приведёт к нарушению требований безопасности и сертификации. В обратном случае он рискует своей лицензией и основным бизнесом. Все остальные не должны ничего из этого видеть, а только работать с конкретными понятными требованиями, которые предъявляются исключительно к их узкой и специализированной работе.
P.S.: С конкретным потенциальным партнёром мы естественно договорились дальше работать, обсудили варианты совместного движения и в ближайшее время должны сверстать план работы и начать отрабатывать технологию и "рвать железо". При этом я пообещал, что "подстав" с нашей стороны не будет и ракету трактором никто называть не будет. А к моменту поставки агрегатов вопрос с лицензированием будет решён (так я пообещал и надеюсь что так будет). Двигаемся дальше, тормозить нам нельзя!
Мне кажется, а даже слышал об этом что-то такое, но что-то с ходу не найду. А что вообще случилось? Пушкин пишет: "в новом положении прописаны". Значит, вышло новое положение. А кто его выпустил? Дума? Минфин? Роскосмос?