В ноябре 1982 года я был назначен главным инженером рейдовой плавмастерской "ПМР-126" 130 бригады противолодочных кораблей 10 дивизии СФ. ПМР стояла на одном из причалов в базе 130 бригады в Ара-губе.
"ПМР-126" – рейдовая плавучая мастерская проекта 889А для ремонта судов, в том числе на рейде. Построена в Болгарии на «ССЗ им. И.Бояджиева» в г. Бургас, перегнана морским и речным путём на Северный флот в 1979 году.
Имеет несамоходный железобетонный корпус (длина = 67,5 м, ширина = 13,4 м, высота борта = 3 м, осадка =1,9 м, водоизмещение = 1354 т) с плоским днищем и два яруса надстройки (высота с корпусом =10 м). Для работы на рейде без возможности питания от берега ПМР оснащена двумя дизель-генераторами (ДГ 150/750 и ДГА25-9М), вспомогательным котлом, компрессором, насосами, цистернами топлива и воды. На корме стоял кран с неповоротной стрелой. На ПМР-126 имелись: токарно-механический цех с различным токарными, фрезерными, сверлильными станками, корпусно-котельный цех с различными видами сварки металла, гильотиной для рубки металла и пресс-ножницами, электроцех по ремонту электродвигателей путём их перемотки, дерево-обрабатывающий цех, группа ремонта оборудования, боцманская команда, служба снабжения, электро-механическая часть (БЧ-5), финансист, фельдшер и писаря.
Вот ПМР-126 стоит на 1 причале в Ара-губе.Если внимательно присмотреться, то там крестиком помечена моя каюта на втором ярусе надстройки.
А это я на её фоне. (Там,где на ПМР открыт иллюминатор, находилась кают-кампания.)
На ПМР насчитывалось порядка 60 человек личного состава матросов и старшин,
11 мичманов:
- начальник токарно-механического цеха,
- начальник корпусно-котельного цеха,
- начальник деревообделочного цеха,
- начальник электроцеха,
- командир БЧ-5,
- боцман,
- финансист,
- фельдшер,
- начпрод,
- начальник МТО,
- техник ремонта оборудования,
и 4 офицера:
- начальник мастерской (он же - командир отдельной в/части с собственной гербовой печатью «ПМР-126»),
- главный инженер (он же - старпом),
- зам. командира по полит.части,
- командир ГРО (Группа ремонта оборудования, хотя «группа» – это громко сказано для одного мичмана-техника и одного матроса-ремонтника.)
Ремонтировали как корабли 130 бригады (сначала СКР пр. 159, потом СКР 1135 пр.), так и корабли из Порта-Владимира, приходившие в Ара-губу на дежурство по ОВР.
На этом фото у трапа ПМР я (в центре) стою с командиром ПМР капитан-лейтенантом Татарским Владимиром Владимировичем и ст.2 ст. Стригиным, старшим писарем ПМР,и,в данный момент - помощником дежурного по кораблю.
А это я на верхней палубе показательно (видно иллюминатор каюты командира, который всё видел и слышал) провожу в обеденный перерыв воспитательную работу с нарушителями дисциплины.
А это фото - в день ВМФ 1984 года. Возле ПМР пришвартована наша шлюпка,на которой по сценарию праздника к базе подходил Нептун со свитой, а наверху - подняты флаги расцвечивания.
Совместное фото экипажа ПМР-126 в день ВМФ 1984г. За заднем плане - борт СКР 1135 пр. "Задорный"
Построение на причале парадной коробки от экипажа ПМР-126, которая будет представлять ПМР на торжественном построении 130 бригады в день ВМФ 1984г.
ПМР-126 стоит у причала с остальными неходовыми кораблями тылового обеспечения 130 бригады: судном-хранилищем СХ-17 и УТС-256. (1986г.)
Потом ПМР-126 переподчинили дивизии АПЛ там же в Ара-губе, и перетащили к их причалу.На фото 1991 года как раз этот момент.
Там ПРМ-126 вошла в созданный судоремонтный комплекс из нескольких ПМ, и простояла в этом месте (на фото) довольно долго.
Позже ПРМ-126 перетащили в Ура-губу (п. Видяево), где она продолжала службу, но уже в качестве вспомогательного судна с гражданским экипажем. Вот её фотки 2019 года.
Но ничто не вечно под луной. 21 марта 2021 года ПМР-126 утонула у причала. Думаю, причина в том, что на ПМ не было экипажа, она была списана и, как водится, брошена на произвол судьбы. А за состоянием любого корабля надо следить.