Прочитав название темы ("Восточный бастион - Курильская гряда"), я вспомнил своего однокашника по училищу,Серёжу Леонова,который был распределён после училища на Камчатку. Его местом службы стала бригада сторожевых кораблей 50 проекта («полтинники», как их называли). Этих небольших паросиловых кораблей (водоизмещение 1200 т, длина 93 и ширина 10 м) сразу после войны понаделали очень много – порядка 60 единиц, и они несли службу на всех флотах. К этому времени они уже были морально и физически устаревшими, и находились далеко не в лучшем техническом состоянии, чему способствовало отсутствие возможности полноценного ремонта в СРЗ.
Само название «сторожевой корабль» говорило об их предназначении. Вот и на Камчатке они охраняли главную базу и
несли дозорную службу у Курильских островов.
Если посмотреть на карту, то острова Курильской гряды как забором прикрывают вход в Охотское море, которое СССР считал своим внутренним морем. Но в «заборе» этом было много «дыр»-проливов, у которых надо было сторожить приход непрошеных гостей. Вот об одном таком походе я и хочу рассказать. Историю эту поведал мне сам Серёжа Леонов, и она произвела на меня большое впечатление своим драматизмом.
Был получен приказ выставить дозорный корабль в район у мыса Васильева возле острова Парамушир. Отправится туда должен был СКР-50, но на нём на данный момент по разным причинам был хронический недокомплект экипажа, и чтобы отправить корабль на боевую службу, людей собирали, как говорится, «с бору по сосенке». Леонова, который был командиром машинно-котельной группы на другом корабле (СКР «Лунь»), временно откомандировали на СКР-50 в качестве командира БЧ-5. Отдали швартовы и пошли.
Прибыли на Курилы к маяку Васильева, заняли место дозора, объявили боевую готовность № 2, вывели из действия ГЭУ, перешли на резервный дизель-генератор и пошла дозорная служба.
Через какое-то время резервный дизель —генератор вышел из строя. Запустили другой, стояночный, но и с ним начались проблемы. Доложили командиру. Тот спрашивает Леонова: «Что предлагаете?» Серёжа предложил, пока ГЭУ полностью не остыла, быстро ввести её в действие, перейти на турбогенератор, и заниматься ремонтом дизелей.
Полгода назад, в предыдущий Курильский выход на своём СКР «Лунь» Леонов был в гостях на маяке Васильева, и видел там на берегу кучу брошенных аналогичных дизелей, почти новых, лишь с некоторыми неисправностями (там их ремонтировать некому и некогда, а вывозить – сложно и накладно). Леонов предложил командиру сходить на остров на шлюпке, и там, на той свалке, набрать необходимых запчастей. Пока всё это решалось, стояночный дизель-генератор уже начинал закипать, но личный состав БЧ-5 уже успел развести котлы, дать пар и запустить турбогенератор. Ситуация несколько разрядилась. К этому времен уже была готова к высадке шлюпочная команда во главе с помощником командира. От корабля на якоре до берега было около мили, но погода, как тут часто бывает, испортилась, и шлюпку прилично качало на волнах. Дошли до берега, и мотористы набросились с ключами на дизеля для разборки и добычи деталей. Набрали очень много. Взяли недостающие запчасти (даже по несколько экземпляров), а так же и другие ценные детали (про запас, на всякий случай). Стали собираться обратно на корабль, а тут прибой пошёл большой волной. При посадке в шлюпку, её поставило волной буквально вертикально на транец (на корму). Всё, что было в шлюпке, посыпалось в воду, но кое-что осталось в корме. А ветер и волна всё усиливались… Каким-то чудом удалось сесть в шлюпку и отойти от берега. Против ветра и волны шлюпка шла медленно, а уже стало темнеть. Долго гребли, но дистанция до корабля не уменьшалась. Силы были уже на пределе, и становилось ясно, что самим до корабля не дойти, а средства сигнализации и связи канули в воду ещё при первой попытке отойти от берега. Как бы складывались события дальше — трудно было представить. Но тут из трубы корабля появился тёмный клуб дыма, и корабль стал разворачиваться в сторону шлюпки. Командир корабля понял всю сложность ситуации, и принял решение идти навстречу. Подойти-то подошёл, но из-за большой волны ещё сложнее оказалась высадиться со шлюпки на корабль. Кое-как, по канатам, все перебрались на палубу, а поднять шлюпку на корабль удалось только после множества бесплодных попыток. Слава богу, эта эпопея закончилась без происшествий.
Теперь осталось самое «малое» — начать и кончить ремонт дизелей. Леонов организовал беспрерывный ремонт, благо что-то объяснять, и кого-то убеждать в БЧ-5 было не надо. Моряки даже ели там же – в отсеке носовой электростанции. За сутки разобрали дизель, заменили детали и вновь собрали. Потом запустили, но, увы, температура дизеля опять полезла вверх. Опять разборка. Опять поиск причины. Не нашли. Что только не делали (меняли вкладыши подшипников, меняли распредвалы, в итоге трижды полностью разбирали и собирали дизель), но уж больно хитрой оказалась неисправность! Оказывается, лопнул корпус масляного насоса, а визуально трещина была не видна. Обнаружили её только при третьей разборке.
Второй (стояночный) дизель ремонтировали, когда корабль уже шёл назад в базу, и на момент швартовки к причалу он был уже в строю.
О результатах этого похода командир СКР-50, как обычно, убыл докладывать в штаб. Вернувшись, он вручил Леонову типографский лист с надписью « БЛАГОДАРНОСТЬ» с текстом, печатью и подписью начальника штаба бригады. Как сказал мне Серёжа Леонов, эта бумажная «благодарность», для него до сих пор почётнее и дороже всех медалей.