[image]

еще один космический старт-ап - Firefly Space

Элон Маск, берегись!
 
1 2 3 4

Xan

координатор

zaitcev> Взорвалась на 2-й минуте.

Не, она не сама, её взорвали, когда она начала кувыркаться.

Вот там лучше видно:
(Оффтопик в ракетомодельном [Xan#03.09.21 13:50])
   77
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
zaitcev> Взорвалась на 2-й минуте.
zaitcev> Firefly’s Alpha rocket explodes on inaugural test launch – Spaceflight Now
zaitcev> Watch Firefly launch their FIRST EVER orbital rocket, Alpha! - YouTube

Отличный очередной американский "прорыв" в космос! Так держать!
Жду не дождусь теперь, когда Масковская елда SN20 3,14зданет. Быстрее бы...
   77
+
-
edit
 

haleev

опытный

zaitcev> Взорвалась на 2-й минуте.

Сразу после преодоления звукового барьера.
   91.091.0

st_Paulus

аксакал

Xan> Не, она не сама, её взорвали, когда она начала кувыркаться.

Удивило как долго она держалась и не развалилась.
   92.0.4515.15992.0.4515.159
+
-
edit
 

zaitcev

старожил

Spinch> первая ступень тоже южмашевская была?

Нет, своя. Но как я уже упоминал сделана она была безавтоклавным методом - намотали на бочку и закрыли мешками под вакуум. На Пинденьмаше всё по-взрослому. Впрочем тут возможно не разрушение конструкции было причиной, так как двигатели явно недодали. Было большое отставание от заявленной циклограммы ужа на 1-й минуте.
   90.090.0
+
+3
-
edit
 

zaitcev

старожил

AGRESSOR> Отличный очередной американский "прорыв" в космос! Так держать!
AGRESSOR> Жду не дождусь теперь, когда Масковская елда SN20 3,14зданет. Быстрее бы...

Ну ты сравнил член с пальцем однако.

Firefly - это на уровне американского Лин Индастриал, каковых, кстати, в США сейчас целая обойма: Вирджин (2 успеха), Рокет Лаб (хотя формально новозеландская фирма), Астра (с кучей провалов тебе на радость), и вот теперь это[0]. А в России не смогли высидеть даже одного Лина. Ну а Фалькон всё летает и летает. На днях опять ушёл к МКС с грузом CRS-23.

А Starship SN20, конечно, программу вряд ли выполнит. Слишком амбициозный проект. Такой пока ни русским, ни китайцам не поднять. Я не удивлюсь если и Маск надорвётся.

На месте возвращенца с головой полной ваты я бы злорадствовал по поводу Вулкана и неспособности американцев заменить РД-180. Вот это действительно провал — не то, что какой-то вшивый Файрфлай. Конечно, это приятно, что русские эмигранты вроде Полякова (Firefly) и Кокорича (Momentus) испытывают трудности в Америке. Проблема для России однако, в том, что на родине они бы и этого не создали[1]. Или их творение в случае минимального успеха у них отжали бы, как произошло с Кокоричем.

[0] Причём мы не учитываем начинающих, ракеты которых пока не летали: Relativity (это первопечатники), ABL, и пр.

[1] Поляков формально жил на независимой Украине, но в общем-то всем ясно на каком языке он разговаривал когда Пинденьмаш звали по-другому.
   90.090.0
Это сообщение редактировалось 04.09.2021 в 08:38
+
-
edit
 

zaitcev

старожил

zaitcev> Взорвалась на 2-й минуте.

Сегодня с утра проснулся Кайл и написал мимоходом, что Ривер использует всё-таки обещанную безгенераторную схему с отбором из камеры. Возможно эти новации и подвели.
   90.090.0
+
-2
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
zaitcev> Ну ты сравнил член с пальцем однако.

Я знаю, что это разные категории. А все равно смешно.

zaitcev> А Starship SN20, конечно, программу вряд ли выполнит. Слишком амбициозный проект. Такой пока ни русским, ни китайцам не поднять.

Русские с "Нуклоном" несравнимо более тяжелый поднимают.
Маск хоть понимает, как "Нуклон" работает? Вряд ли...

zaitcev> На месте возвращенца с головой полной ваты я бы злорадствовал по поводу Вулкана и неспособности американцев заменить РД-180.

По поводу НАСА, например, я не злорадствую. Мне нравятся взрывы у афериста Маска.

zaitcev> Или их творение в случае минимального успеха у них отжали бы, как произошло с Кокоричем.

Да ты шо? Отжали? Это он тебе так сказал? Ясно... Отмазка как дырка в жопе - есть у каждого.
   77

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
zaitcev> Сегодня с утра проснулся Кайл и написал мимоходом, что Ривер использует всё-таки обещанную безгенераторную схему с отбором из камеры.

Ух! Какие-то подробности есть? Конструкция, гоняли ли на стендах?
   56.056.0

zaitcev

старожил

zaitcev>> Сегодня с утра проснулся Кайл и написал мимоходом, что Ривер использует всё-таки обещанную безгенераторную схему с отбором из камеры.

Fakir> Ух! Какие-то подробности есть? Конструкция, гоняли ли на стендах?

Есть только старые интервью с Маркузиком и официоз с сайта:

"Alpha utilizes well established propulsion technology. Both stages use common designs: copper regen-cooled LOx/RP-1 thrust chambers, a simple tap-off cycle which drives single shaft turbopumps, nozzle-mounted turbine exhaust manifolds, and hydraulic actuators. Innovations in Firefly engines include our simple “Crossfire” injector, tap-off geometry, dual-mounted electrically actuated, trimmable propellant main valves, and ultra-compact horizontal turbopump mounting. The upper stage engine, “Lightning,” includes a turbine-exhaust cooled refractory metal high area ratio nozzle extension. The first stage “Reaver” engines feature simple single axis gimballing."

Я не видел ни фото ни схем.

А стенды у них есть и задействованы. Если ты отмотаешь назад по теме, есть фото с воздуха, которые я снял пользуясь тем, что фирма в моём городе.
   91.091.0
Это сообщение редактировалось 05.09.2021 в 18:05

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
zaitcev> Есть только старые интервью с Маркузиком и официоз с сайта:

Хммм, но точно ли этот кусок однозначно интерпретируется именно в смысле забора газов для турбины из КС или сопла??? "tap-off cycle" ведь, наверное, и иначе можно трактовать, не - типа, куда отбирается газ после турбины, ну в смысле стандартный открытый цикл с соплами? Не?

zaitcev> А стенды у них есть и задействованы. Если ты отмотаешь назад по теме, есть фото с воздуха, которые я снял пользуясь тем, что фирма в моём городе.

Так вопрос в том, гоняли ли они на стенде движки с отбором и что из этого вышло.
   56.056.0
+
+1
-
edit
 

zaitcev

старожил

Fakir> Хммм, но точно ли этот кусок однозначно интерпретируется именно в смысле забора газов для турбины из КС или сопла??? "tap-off cycle" ведь, наверное, и иначе можно трактовать, ...

Я привык к тому, что "tap-off" означает отбор и не иначе. Но может быть, что возможна и какая-то мутная трактовка. Вот ссылка на студенческую статью, там есть ссылка на PDF из которого в Вики картинка, а также схема J-2S:

Combustion Tap-Off Cycle

This directed study was done on the combustion tap-off cycle, which is a unique type of rocket engine cycle. The combustion tap-off cycle is not one that is mentioned or discussed in the AE 414 Space Propulsion class. This cycle has only been used by two engines, the J-2S and BE-3. The J-2S was created in the 1960’s by heritage Rocketdyne. This engine has never been flown, but it has been tested extensively. This engine proved that the tap-off cycle was possible for rockets and useful for its throttling capabilities. The BE-3 was developed by Blue Origin for use on the New Shepard vehicle. The tap-off cycle allows the engine to throttle down enough to allow the vehicle to land after being flown. Overall, the combustion tap-off cycle is well-suited for many missions and is likely to be used much more in the future. //  commons.erau.edu
 
   91.091.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
zaitcev> Я привык к тому, что "tap-off" означает отбор и не иначе.

Не-не, я не то чтобы спорю и ни в коей мере не настаиваю.
Но, скажем, в Саттоне (7 ed.) такой термин вообще ни разу не встречается.


zaitcev> Вот ссылка на студенческую статью, там есть ссылка на PDF из которого в Вики картинка, а также схема J-2S:
zaitcev> "Combustion Tap-Off Cycle" by Nicole Shriver

Ага! Спасибо!
Похоже, таки оно - раз файрфлаевский движок там же упоминается.

И существование в природе J-2S для меня открытие месяца, можно сказать :)
Но его ПГС я чо-т не вкурил - настолько она навороченная. По ходу, на отборе из КС он работал в лучшем случае лишь частично, там же на ТНА топлива газогенератор в явном виде висит, а чем приводится насос окислителя - вообще не очень понятно, как будто даже что-то с теплообменником - промежуточный теплоноситель, что ли, или испарение, как на J-2? А, не, туда ж тоже подвод от газогенератора, а теплообменник только для подогрева окислителя для наддува баков...
Офигеть. И про вклад отбора ничего не понятно. И узел отбора - полная загадка. Как там охлаждение устроено и всё прочее?
Как-то похоже на то, что действительно без сгорания в газогенераторе он только в режиме малой тяги работал. Это многое объяснило бы - в т.ч. плотность газов в КС на малой тяге меньше, нагрев тракта отбора слабее, всё проще. Но что они делали с ним на полной тяге???


Или... или в студенческой работе ПГС не от J-2S, а просто J-2??? На что, кажется, очень похоже. Но тогда непонятно, что ж там за узел между КС и ГГ...

Rocketdyne J-2 - Wikipedia

The J-2 was a liquid-fuel cryogenic rocket engine used on NASA's Saturn IB and Saturn V launch vehicles. Built in the U.S. by Rocketdyne, the J-2 burned cryogenic liquid hydrogen (LH2) and liquid oxygen (LOX) propellants, with each engine producing 1,033.1 kN (232,250 lbf) of thrust in vacuum. The engine's preliminary design dates back to recommendations of the 1959 Silverstein Committee. Rocketdyne won approval to develop the J-2 in June 1960 and the first flight, AS-201, occurred on 26 February 1966. The J-2 underwent several minor upgrades over its operational history to improve the engine's performance, with two major upgrade programs, the de Laval nozzle-type J-2S and aerospike-type J-2T, which were cancelled after the conclusion of the Apollo program. //  Дальше — en.wikipedia.org
 

J-2S

J-2S space project projects programme program programmes programs spaceflight astronaut cosmonaut biography rocket spacecraft satellite exploration launch vehicle history //  web.archive.org
 
   56.056.0
+
-
edit
 

zaitcev

старожил

zaitcev>> Взорвалась на 2-й минуте.

haleev> Сразу после преодоления звукового барьера.

Между прочим, Файрфлаевцы сделали заявление с предварительными результатами. Якобы почему-то один из 4 двигателей 1-й ступени просто выключился. Они подчеркнули, что с двигателем совершенно ничего плохого не произошло, он не сломался и не взорвался. Но по загадочной причине контроллер его штатно выключил. Оставшиеся 3 двигателя продолжили полёт, но управление отклонением 3-х двигателей было недостаточно при преодолении трансзвукового режима и ракета потеряла управление.

Я этого заявления на их собственном сайте не нашёл, но вот ссылка на SFN:

Firefly says early engine shutdown led to launch failure – Spaceflight Now

Firefly Aerospace says the premature shutdown of one of its Alpha rocket’s four main engines caused the launcher to lose control as it reached supersonic speed during a test flight over California last week. In a statement Sunday, the company released preliminary information from the investigation into the launch accident, and emphasized lessons learned from the mission will boost chances the next test flight will reach orbit. The first test flight of Firefly’s Alpha launcher Sept. 2 ended in a dramatic orange fireball high above Vandenberg Space Force Base, a military facility on California’s Central Coast between Los Angeles and San Francisco. //  Дальше — spaceflightnow.com
 
   91.091.0

Xan

координатор

zaitcev> Но по загадочной причине контроллер его штатно выключил.

Это работа индийских погромистов на дистанционке!!! :D
   77
+
+2
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

zaitcev> Но по загадочной причине контроллер его штатно выключил.
Должен был проработать 165 секунд, проработал 16.5... какие-то у меня смутные подозрения... :D :D :D
   92.092.0
+
+1
-
edit
 

Sandro
AXT

инженер вольнодумец
★★
zaitcev> Между прочим, Файрфлаевцы сделали заявление с предварительными результатами. Якобы почему-то один из 4 двигателей 1-й ступени просто выключился. Они подчеркнули, что с двигателем совершенно ничего плохого не произошло, он не сломался и не взорвался. Но по загадочной причине контроллер его штатно выключил. Оставшиеся 3 двигателя продолжили полёт, но управление отклонением 3-х двигателей было недостаточно при преодолении трансзвукового режима и ракета потеряла управление.

Я ровно то же самое подумал сразу, как посмотрел видео. Очевидно, что движок просто встал без каких-либо пиротехнических эффектов и ракету потащило в сторону. Повезло — в сторону от пусковой. САУ таки смогла удержать ракету вертикально (респект!), но на трансзвуке, когда ЦД сползает на нос, расхода рулей (отклонения сопел) не хватило, и ракета закувыркалась. Всё очевидно и понятно даже без телеметрии.
Возможно, что при наличии аэродинамических стабилизаторов она даже бы вышла на орбиту. Но тут только газодинамическое управление, его оказалось недостаточно при потере двигателя.
   52.952.9
+
+2
-
edit
 

zaitcev

старожил

Sandro> Я ровно то же самое подумал сразу, как посмотрел видео. Очевидно, что движок просто встал без каких-либо пиротехнических эффектов и ракету потащило в сторону. Повезло — в сторону от пусковой.

Ты явно перепутал Альфу и Астру. Пуск Астры был за два дня до Альфы и с результатом, который ты описываешь. На Альфе отказ был на 15-й секунде. Со стола она ушла нормально и диктор их вебкаста не сообщил ни о каком отказе.

В Америке чёртова прорва этих мелкоракет и все взрываются :-)
   91.091.0
+
-
edit
 

Spinch

аксакал
★★
zaitcev> Ты явно перепутал Альфу и Астру...

мне тоже так показалось. Это "Астра" эффектно пошла боком. У нее сразу на старте заглох один движок из пяти, поэтому, ракета даже подниматься толком не могла начать, но по мере выработки топлива и окислителя становилась полегче, и четыре движка ее понемногу попёрли:

Запуски, коротко [Spinch#29.08.21 06:53]

"Астра" полетела, но боком и недалеко (один из пяти двигателей завелся, но сразу вырубился на старте): Astra Test Flight (Launch Vehicle 0006) The livestream will begin at approximately T-60 minutes until liftoff. As usual, schedules are fluid due to the various weather and technical factors associated with launch. The broadcast start time will be adjusted as needed. Follow @astra on Twitter for live updates. NASASpaceflight forum coverage: https://forum.nasaspaceflight.co…// Новости околоземной космонавтики
 
   77

Tico

модератор
★★☆
Xan> Это работа индийских погромистов на дистанционке!!! :D

Попытка патча во время взлёта оказалась неудачной :F
   80.0.3987.14980.0.3987.149
+
-
edit
 

zaitcev

старожил

Чет я забыл запостить когда месяц назад ходил кататься на коньках. Каток расположен через улицу от Firefly, и у них на парковке валяется сделанная на Украине ступень от ракеты "Beta", которой теперь, вероятно, уже и не будет. Видимо они не знают, что с ней делать. В утиль как-то жаль, вдруг пригодится.
Прикреплённые файлы:
20220701-firefly-beta.jpg (скачать) [2016x964, 391 кБ]
 
 
   102.0102.0
+
-
edit
 

zaitcev

старожил

Вчера был первый успех. Но даже SFN отметил, что Файрфлай - четвёртый после Рокетлаба, Вирджина, и Астры. Медленно работают, медленно.
 
   104.0104.0
+
-
edit
 

zaitcev

старожил

В Файрфлай признали, что вчерашний пуск окончился неудачно. Аппарат, правда, был выведен на замкнутую орбиту, но нерассчётную. Возможно, что клиент сможет с этим жить, спутник предназначен для испытания антен. КА отделился и был взят на управление.

Предварительно причиной названо нештатное второе включение верхней ступени. Поскольку спутник не сгорел на первом витке, я подозреваю что включение всё-таки состоялось, но либо было короче плана, либо ориентация подвела.

Fly the Lightning - Firefly Aerospace

Alpha FLTA004 Fly the Lightning was a dedicated commercial launch for Lockheed Martin in support of a national security technology demonstration. //  fireflyspace.com
 
   120.0120.0
RU Alexandrc #23.12.2023 13:02  @zaitcev#23.12.2023 10:45
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

zaitcev> В Файрфлай признали, что вчерашний пуск окончился неудачно.

В принципе можно считать это это частично успешное выведение.

zaitcev> Аппарат, правда, был выведен на замкнутую орбиту, но нерассчётную.

Почему же не расчётную? ЯТП, это низкая опорная, с которой должно было последовать довыведение вторым импульсом.

zaitcev> Предварительно причиной названо нештатное второе включение верхней ступени.

Я читал, что не было второго включения второй ступени. Может тогда просто поспешили, не разобравшись 🤔
Из заметки тоже пока, лично мне, не ясно - было ли второе включение или оно только должно было быть по расписанию. Во всяком случае по телеметрии, если она была, сразу же должно быть видно: был ли второй импульс и с какими параметрами.
   2323
US zaitcev #23.12.2023 21:11  @Alexandrc#23.12.2023 13:02
+
-
edit
 

zaitcev

старожил

Alexandrc> Почему же не расчётную? ЯТП, это низкая опорная, с которой должно было последовать довыведение вторым импульсом.

Да, пожалуй. Пришли сообщения, что апогей 525 км, перигей 215 км.
   120.0120.0
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru