Альтернатива «суперавианосцам»: лёгкий авианосец на базе УДК проекта 23900
Да, проект 23900 пока находится на ранней стадии строительства, да, существуют риски того, что он затянется, но это в свою очередь даёт возможность рассмотреть проект 23900 в качестве основы для лёгкого авианосца. По мнению автора, для кораблей такого класса – авианосцев, разработанных на базе УДК, очень хорошо подходит испанское обозначение УДК «Хуан Карлос I» – «корабль стратегической проекции силы», но «стратегической», это уж слишком, поэтому логичнее использовать обозначение «авианесущий корабль проекции силы» (АКПС).
Пока корабли проекта 23900 это «чистые» УДК, поскольку самолёты горизонтального взлёта и посадки садиться на них не могут как минимум из-за отсутствия трамплина и аэрофинишёров, а самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП) у нас нет. Тем не менее, по своим характеристикам УДК проекта 23900 сравнимы с авианесущими зарубежными УДК, приспособленными для эксплуатации СВВП F-35B, поэтому потенциально эти корабли вполне могут решать задачи авианосцев.
В первую очередь необходимо определиться, какой вариант предпочтительнее – адаптация УДК для самолётов горизонтального взлёта и посадки или применение самолётов вертикального взлёта и посадки? Разумеется, ни о каких катапультах речь не идёт – максимум трамплин. Причём трамплин необходим как для самолётов горизонтального взлёта и посадки, так и крайне полезен для СВВП.
Длина УДК проекта 23900 составляет 220 метров, ширина – 38 метров. Предположим, что у АКПС на базе проекта 23900 габариты останутся неизменными.
длина разбега палубного истребителя МиГ-29К при использовании трамплина составляет 110-195 метров, в зависимости от полезной нагрузки, длина пробега при использовании аэрофинишёров – до 150 метров. В принципе, потенциально возможность базирования МиГ-29К на модернизированном УДК проекта 23900 имеется.Ещё лучшими взлётно-посадочными характеристиками должны обладать самолёты Су-57 и Су-75, если они будут реализованы в варианте корабельного базирования (а касательно Су-75, если он вообще появится в серии).
Необходимо учитывать, что особенности компоновки УДК проекта 23900 и потенциального авианесущего корабля проекции силы на его базе позволят обеспечить либо взлёт одного самолёта, либо посадку одного самолёта. Также под вопросом размеры подъёмников УДК – способны ли они вместить/поднять самолёт типа Су-57, даже при условии, что он будет оснащён складными крыльями?
И никаких конвенций Монтрё – УДК в формате авианесущего корабля проекции силы могут свободно ходить через проливы.
Можно предположить, что авианесущие корабли проекции силы будут особенно эффективны в качестве мобильного плацдарма для развёртывания и поддержки сил специальных операций.