A.1.> Так вот, там народ как бы не рвался родину защищать - хотя пробыв полтора года под немецкой оккупацией ...
Считайте лучше, например некоторые западные районы Курской области - наши части ушли в конце августа, в начале сентября, освободили в августе 43-го.
A.1.> ... вроде как бы должны были хотеть отомстить захватчикам и т.д. и т.п. Вопрос решался не изящно, но эффективно - территории оцепливались и прочесывались воинскими частями - а все обнаруженные ходячие мужики в возрасте от 17 до 50 лет призывались...
Бред какой то (видимо литературный) - в ридном селе и в районе в 43-ом не слышно было о дезертирах: 1) немногочисленный молодняк, подросший за войну (т.е. тот, что немцы не успели угнать на работу в Германию), спокойно призывался; 2) в возрасте бывшие окруженцы и местные пленные (которых немцы отпускали домой осенью 41-го) так же никуда не бегали, бо главная забота были семьи (как правило многодетные) прокормить.
Насчет оцепления - в части села \ деревни еще можно принять, но обширные территории! Для этого дополнительная армия нужна: холмистая лесостепь, лесов немного, но есть. За прочесывание - аналогично.
A.1.> ... Так что "не так все просто"© - на большой войне дежурный патриотизм быстро иссякает.
Ага, дежурный такой - дед воевал в Первой Конной у Буденного, за это землю получил. Во время ВОВ окружение осенью 41-го, с августа 43-го и до конца войны сапером на фронте, был тяжело ранен.
Война резко разделила людей еще в 41-ом, кто не хотел воевать с немцами, служили им все время и ушли вместе с ними (да, были и такие). Бо знали - если поймают пощады не будет.