Неудивительно почему в оборонку никто не хочет идти работать, да никто в убыток создавать что-то новое не будет
То, что работы по Гособоронзаказу для предприятий планово-убыточны, ни для кого не секрет. В первую очередь в силу эээ… удивительной, дипломатично выразимся, схемы определения состава затрат.
В частности, в состав затрат по ГОЗ заработную плату рабочих принимают на уровне не выше средней по отрасли в регионе. Это традиционно осложняло жизнь, поскольку за среднюю зарплату нормальный работяга оборонный завод в гробу видал – если те же деньги дают на гражданке, где нет ни регулярного административного геморроя, ни плановых авралов. Особенно ситуация осложняется, когда требуются высококлассные специалисты (6 разряд), которых средней зарплатой привлечь в принципе невозможно, она в разы меньше их доходов. Сейчас, когда рабочих остро не хватает, предприятия платят им столько, сколько они стоят, но тут возникает военпред, и просто в силу того, что ему это одобрять запрещено, срезает разницу из затрат. Ее предприятие в итоге платит из своей прибыли, которой на Гособороназаказе и так, как мы помним, нет. И на экспорте не отбить – и в силу того, что отнюдь не все у нас экспортеры, и в силу того, что экспорт в виду известных причин столкнулся с существенными проблемами. Проблемы экспорта, к слову, будут расти – во-первых, оружие самим нужно, а во-вторых, в текущей ситуации покупатели, скажем так, в очереди не стоят.
Иногда, очень нечасто, отдельным предприятиям персональным решением замминистра обороны по вооружению разрешается среднюю зарплату в затратах превышать. Ну, например, регион не промышленный, город маленький, а рядом, скажем, НПЗ. В таких условиях не наберешь людей. Изредка, то есть, разрешают.
Проблему осознают, Минпромторг воюет с Минобороны в течение всей войны, выбивая для оборонки норму 110% от средней. Не то, чтоб фунт изюму, но если утвердят, будет уже слегка попроще, дырка в бюджетах не такая большая станет. Заметим, что в зависимости от изделия, доля зарплат в себестоимости может составлять иногда и больше половины, так что здесь изменения могут серьезно влиять на итоговую убыточность/прибыльность контракта.
Кто против? Минобороны и Минфин, у первых бюджет не сходится, вторым совсем неохота этот бюджет увеличивать. Дорого потомучта.
Ну да, дорого, война вообще дело дорогое. Вот только помню я, что в то время, когда оборонка у нас действительно могла конкурировать за кадры и на соответствующие предприятия брали не всех и с большим разбором, потому что за забором реально стояла очередь желающих, то платили там не среднюю зарплату. Мягко говоря - ни разу не среднюю.
Предваряя вопрос «а как у них» – плохо у них. В американской оборонке, особенно на производстве «черного» железа, тоже платят хреново относительно современной гражданки, и на работу там в итоге тоже регулярно идут те, кого больше никуда не взяли, и предприятия мухлюют для снижения себестоимости, в том числе роняя качество материалов и итоговых изделий, и так далее, и тому подобное.
Только нам от того никак проще не становится.
То, что работы по Гособоронзаказу для предприятий планово-убыточны, ни для кого не секрет. В первую очередь в силу эээ… удивительной, дипломатично выразимся, схемы определения состава затрат. В частности, в состав затрат по ГОЗ заработную плату рабочих принимают на уровне не выше средней по отрасли в регионе. Это традиционно осложняло жизнь, поскольку за среднюю зарплату нормальный работяга оборонный завод в гробу видал – если те же деньги дают на гражданке, где нет ни регулярного административного геморроя, ни плановых авралов. Особенно ситуация осложняется, когда требуются высококлассные специалисты (6 разряд), которых средней зарплатой привлечь в принципе невозможно, она в разы меньше их доходов. Сейчас, когда рабочих остро не хватает, предприятия платят им столько, сколько они стоят, но тут возникает военпред, и просто в силу того, что ему это одобрять запрещено, срезает разницу из затрат. Ее предприятие в итоге платит из своей прибыли, которой на Гособороназаказе и так, как мы помним, нет. И на экспорте…
// t.me