Seaglory> Буду благодарен, если кто-нибудь разъяснит или даст ссылочку, где можно почитать на тему, как воздушная цель - ракета с фугасной или кассетной БЧ - ведёт себя после перехвата ракетой ПВО.
НЯП вопрос связан с недавним падением БЧ сбитой ракеты на крышу дома в Севастополе?
Основная задача любого фугасного боеприпаса состоит в том, что бы обеспечить проникновение внутрь среды (грунт, стена сооружения, корпус матчасти и т.п.), с тем что бы обеспечить подрыв своего заряда ВВ условного говоря "внутри" поражаемого объекта.
В связи с этим фугасный боеприпас по определению имеет очень прочный корпус - как правило толстостенный стальной: либо кованный или из цельнотянутых труб для артснарядов и некрупных ракет, либо сваренный из толстого листа и кованных/литых деталей как у авиабомб.
Большинство стоящих на вооружении ЗУР имеют осколочные боевые части, где повреждения цели наносятся как правило готовыми поражающими элементами (шарики, кубики и пр.). В редких случаях, когда идет речь о ЗУР комплексов дальнего действия, с крупными ракетами и боевого частью солидного веса, в качестве дополнительного поражающего фактора может выступать ударная волна (избыточное давление) от разрывного заряда осколочной БЧ ЗУР (например у 5В28 вес БЧ более 200 кг, и из них 90 кг приходится на ВВ - для примера это столько же ВВ, как у авиабомбы ФАБ-250).
Есть маловероятный, но возможный случай попадания ЗУР непосредственно прямо в цель - тогда в качестве поражающих факторов дополнительно выступает кинетическая энергия конструкций самой ЗУР и подрыв остатков топлива в ЗУР.
Отсюда видно, что основной поражающий фактор БЧ современных ЗУР осколочный - а учитывая что подавляющее большинство состоящих сейчас в мире на вооружение ЗРК разрабатывалось для поражения самолетов и ракет (прежде всего) крылатых - то этого вполне хватало для нанесения критичных повреждений их как правило алюминиевым фюзеляжам (корпусам), БРЭО, двигателям и т.п.
Возвращаясь непосредственно к вопросу - подрыв БЧ ЗУР вызовет разрушение/или серьезное повреждение корпуса ракеты, и соот. изменение траектории ее полета (до того управляемого или нет, тут суть не важно).
Но!!! - учитывая вышеупомянутые особенности конструкции фугасной БЧ - возможность повреждения непосредственно ее корпуса поражающими элементами БЧ ЗУР (напомню - шариками/кубиками диаметром несколько мм) практически ничтожна. Т.е. БЧ сбитой ракеты (отдельно или вместо с обломками корпуса ракеты) в подавляющем большинстве случаев по инерции продолжит неуправляемое падение по свободной траектории.
Американцы столкнулись с этим во время войн в Заливе - когда БЧ ЗУР ранних Пэтриотов не обеспечивали нанесения серьезных повреждений у иракских Скадов, и тем самым не влияли на изменение траектории их полета (напомню что Р-17 это была такая дурында длиной 11 метров, диаметром около 1 метра и массой 6 тонн).
Резонный вопрос - что делать?
По обе стороны фронта мы видим обстрел целей непосредственно над Киевом или Севастополем - должно ли это так быть в принципе?
Вообще в идеале, ближняя граница зон поражения огневых средств ПВО должна быть максимально выдвинута относительно периметра охраняемого объекта, что обеспечивается увеличением подлетного времени - о чем я тут писал неоднократно. Проще говоря, в данном конкретном случае про Севастополь - цели надо сбивать еще над морем, а не над городскими крышами.
Т.е. надо выдвигать границу обнаружения целей глубоко в море - в случае Севастополя для наземных средств ПВО естественным ограничителем служат береговая линия, в море это можно было бы сделать за счет кораблей с мощными системами ПВО - но такого флота у нас нет и в обозримом будущем не предвидится.
P.S. Ну или еще вариант - уничтожить врага в его логове, тем самым отодвинув как можно дальше сухопутную линию фронта и тем самым соответствено рубежи старта ракет противника - но в этой войне, мы похоже это не увидим...