Анонс данной публикации я давал в ветке «Парады ВМФ на ТОФ», когда на ней спонтанно возникло обсуждение пр.205/205У/205ЭР…
Ниже – относительно кратко о мало кому известном единичном заказе РКА пр.205 на заводе во Владивостоке. Это уже в данной профильной ветке.
На заводе № 602 (с 1963- ВСЗ) РКА пр. 205 начали строить с 1959 (головной – зав. № 501). С трудностями и немалыми проблемами в первый период и даже ЧП (зав. № 503 и др.)
Но катера, несмотря ни на что, «пошли» в серию и в дальнейшем сдавались более-менее ритмично. Однако уже вскоре «сверху» была спущена неожиданная коррекция по одному из заказов. Согласно решению Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ), ВМФ и Государственного комитета по судостроению (ГКС) на катере зав. № 507 должны были устанавливаться уже ракетные контейнеры вместо ангаров!
В связи с задержкой поступления контейнеров до I квартала 1962 г. завод ставил вопрос перед вышестоящими органами о переносе изначальных плановых сроков сдачи заказа с 1961 на 1962 год
Выполнение на далёком Владивостокском заводе такого единичного пилотного заказа 50762 (нумерация по док-м) находилось под особым вниманием Москвы. Так, 20 февраля 1962 г. по данному заказу было принято отдельное решение ГКС, ВМФ и ВСНХ № ОП 1775СС.
Документы Госархива Приморского края (ГАПК) сохранили тексты целой серии приказов по з-ду, касающихся экспериментального опытового зав. № 507. Я с этими док-ми работал. На тот период первым! Это в чит. зале. А ещё с формально не рассекреченными док-ми Крайкома КПСС по оборонке (бюро, Секретариат, Отдел пром-ти и др.) Через 1-й отдел, спецразрешение. И в отд. небольшом кабинете глаза в глаза с суровой сотрудницей архива и т.д. И то часть страниц дел была предварительно заложена в большие конверты, дабы не лез, куда не следует! И сверхкратко объяснили почему. Далее умолчим... Было и такое весёлое время. (Сейчас всех подробностей работы в архивах особо не знаю, но знаю лишь, что стало всё гораздо сложнее для исследователей!)
Продолжим собственно про РКА. Новый во всех отношениях РКА был сдан заводом 16.06.1962 (зал. 22.11.1960) Пред. Госприёмки В.С. Лыскин, военпред з-да - В.И. Кохановский.
Последние приказы директора завода, относящиеся уже к фактически построенному заказу, были изданы 13 июня 1962 г. (№ 257), и 23 июня 1962 г. (№ 278), именно в этот день катер передавался заказчику для испытания и дальнейшей приёмки в состав ВМФ.
Этот катер вооружался новейшей ракетой П-15У (4К-30У, экспериментальная разработка, 1961 г.), имевшей складывающиеся крылья. Официально ракета была принята на вооружение лишь в 1964 г. (Постановление Совмина СССР № 451-185СС от 23 мая 1964 г. «О принятии на вооружение крылатой ракеты П-15У и пусковой установки контейнерного типа для ракетных катеров проектов 205 и 183Р». В большинстве публикаций официально год принятия неверно указывается как «1965»). Заметим, что упомянутый в Постановлении пр. РКА 183РУ, как известно, вообще не пошёл в серию и не строился
Сам базовый проект модифицированного катера под новую ракету П-15У был разработан также в 1961 г. и получил обозначение пр. 205У. Тогда же начались его испытания и «доводка».
Где и как 507-й испытывался и как служил, какова его судьба – никаких сведений у меня нет. Как и не видел его фото… Увы…
Ни в одном из известных мне книжно-журнальных или Интернет-источников я вообще не встречал упоминаний об этом катере зав. № 50762. Отстал от жизни? (Может, кто и подскажет- а вдруг! Буду искренне рад!)
Можно также с уверенностью предположить, что опыт перестройки пр.205 зав. № 507 учитывался и использовался в перестройке пр. 205 в 205У индонезийского заказа ( зав. №№ 528 и 529), оставшихся на заводе и не переданных заказчику. Это уже спустя 6-7 лет после 1961/62. И это в условиях выполнения обширной заводской программы военного строительства и жёсткого графика сдачи заказов. Доп. внеплановые работы на «индонезийцах». Как я уже отмечал ранее, «экс-индонезийцы» были перестроены по пр.205У и затем вошли в состав Балтийского флота. Соответственно, как «Мичуринский комсомолец» и «Калининградский комсомолец».
Кстати, небольшое «лирическое отступление» (НЛО
). Когда спокойно и «деловито» работал с док-ми по РКА уже пр.205У соответствующих лет, начиная с зав. № 531, неожиданно увидел в док-х уже этого иного периода и упоминания (в контексте производственных проблем) этих прежних зав. №№ 528/529. Озадачило немало! В чём дело? Уже в ремонте? Накосячили чего? И т.д.
Ответа тогда не было! Не то, чтобы далее ночами не спал, но любопытно было очень. И лишь уже позже всё выяснилось и встало на свои места!
P.S. В сентябре 2015 г. автор впервые обнародовал оч. краткую информацию о данном РКА зав. № 507 на Морском форуме («Balancer»), также под ником «Дед Митрофан». Тогда это как-то прошло незаметно… Может сейчас кому-то пригодится...
©️ Дед Митрофан.