«Росатом» разработал два сценария развития Севморпути: оба отличаются по грузопотоку от утвержденного ранее правительством плана развития артерии. Эксперты считают, что расчет требует корректировок — он не учитывал фактор санкций
«Росатом» разработал два сценария развития Севморпути: оба отличаются по грузопотоку от утвержденного ранее правительством плана развития артерии. Эксперты считают, что расчет требует корректировок — он не учитывал фактор санкций
// www.rbc.ru
.............
Капитан Арктика©
Прощание с показателями
Ревизия целевых показателей по грузопотоку Северного морского пути, о неизбежности которой мы так долго говорили, состоялась. Ни один из двух сценариев развития СМП до 2040 года, которые подготовил Росатом, не повторяет прежних оптимистичных оценок.
Былые планы и прогнозы порезаны достаточно серьезно.
Как мы помним, в соответствии с приложением к Плану развития СМП (Распоряжение правительства от 01.08.2022 № 2115-р), в 2031 году по СМП ожидалась перевозка почти 225 млн тонн, а в 2035-м – 238,11 млн тонн грузов. Теперь же по базовому («плохому») сценарию Росатома эти показатели должны составить 117 и 150 млн тонн соответственно, по перспективному («хорошему») – 150 и 192 млн тонн соответственно. Цифры не бьются и с целевыми показателями – и 150, и 192 не дотягивают до значения в 220 млн тонн к 2035 году, установленного тем же Планом.
Как мы неоднократно писали, в этом году чудес на СМП тоже не будет.
Цели майского указа (80 млн тонн к 2024 году) практически официально отправлены в утиль: Росатом заявил порядка 36 млн тонн в перспективном (!) сценарии. Это, кстати, очень неплохо бьется с результатами опроса, который мы проводили в декабре прошлого года – тогда относительное большинство наших читателей поддержало ту точку зрения, что по итогам 2024-го по СМП пройдет больше 30, но меньше 40 млн тонн (да, у нас информированные читатели).
Подытоживая, хотелось бы процитировать собственный прошлогодний пост:
Реальность, о которой в отрасли было давно говорено-переговорено, стучится в двери.
Ревизия волюнтаристски задранных целевых показателей, заложенных майским указом, была весьма вероятна и при нормальном течении дел, но после начала СВО и обвала складывавшихся ранее отношений с Западом она стала неизбежной. «Благо», теперь у нас есть режим санкций и удобоваримый предлог для признания того, что в части грузооборота этот указ невыполним.
Единственное, что хотелось бы добавить к сказанному выше, так это то, что все-таки реальный объем перевозок по СМП в нынешнем году будет больше, чем показывает Росатом. Насколько – широкая публика не узнает или узнает не сразу, так как трафик с «Арктик СПГ-2» в официальных публикациях учитываться не будет. Но газ с проекта будет исправно идти зарубежным потребителям в обход АИС и открытой статистики.