














Дефицит самолетов в России, возникший в 2022 году на фоне масштабных санкций, заставил по-новому оценить потенциал старого и проверенного самолета Ту-214. Начались работы по замещению импортных систем отечественными, а Казанский авиазавод начал наращивать мощности для расширения производства. Однако особого спроса на этот лайнер нет и сейчас, о чем свидетельствуют заявления Ростеха.












Ход сертификации российских турбовинтового регионального Ил-114-300 и среднемагистрального самолета Ту-214 с импортозамещенными компонентами рассмотрели на площадке Координационного центра Правительства России. Обсуждение прошло в рамках очередного, десятого, заседания штаба по сертификации авиационной техники в рамках спецпроекта «Гражданская авиация». Мероприятие, в котором приняли участие замглавы Минпромторга Геннадий Абраменков, первый заместитель генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК; входит в «Ростех») Олег Бочаров, представители предприятий промышленности и науки, провел руководитель Росавиации Дмитрий Ядров.
Поступление Ту-214 и Ил-114-300 в авиакомпании положительно скажется на развитии всей системы воздушных перевозок, повысит связность регионов и авиационную подвижность россиян.
Как идет работа над Ту-214
Самолет Ту-214 производства Казанского авиазавода (филиал входящей в ОАК компании «Туполев») получил сертификат типа 29 декабря 2000 года. На фоне беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных стран потребовалось импортозамещение некоторых компонентов и систем воздушного судна. Сейчас продолжаются программа сертификационных испытаний машины, выполнено 40 полетов (14 за последний месяц), сообщил Николай Васильев, директор департамента компании «Туполев» по сертификации авиационной техники. В полетах участвуют летчики подведомственных Росавиации ГосНИИ ГА и Авиарегистра России. С обоими организациями налажено конструктивное взаимодействие.




Казанский авиазавод оказался в центре громкого судебного разбирательства. По решению Арбитражного суда Татарстана, компания «Туполев» выплатит «Татнефти» 6,1 млрд рублей за срыв поставки двух пассажирских самолетов Ту-214. Это один из самых резонансных случаев взыскания по линии гражданского авиастроения за последние годы.
Изначально нефтяной гигант требовал почти 9 млрд — с учётом аванса, неустойки и процентов. Однако в суде КАЗу удалось добиться снижения суммы. При этом в стенах суда прозвучало, что если взыскать всю сумму, предприятие рискует оказаться на грани банкротства. Представитель завода привёл данные по кредитной нагрузке и убыткам, намекнув на крайне хрупкое финансовое положение компании.
По условиям контракта, Ту-214 должны были поступить заказчику в 2024 году. Этого не произошло. Один борт до сих пор не обрёл нового покупателя. Второй, как выяснилось, будет доступен только после 2027 года. Завод ссылается на загруженность — 85% его мощностей заняты оборонными заказами.




ГАУ Свердловской области «Управление государственной экспертизы» выдало отрицательное заключение на проект Уральского приборостроительного завода (УПЗ, через АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» входит в ГК «Ростех»).
Компания «Интегра» по заказу завода разработала проектно-сметную документацию для строительства сборочного цеха на 25-ом километре Челябинского тракта (территория Сысертского района). По данным «Сигнал Урал», речь идет об одной из составных частей инвестиционного проекта по реконструкции и техническому перевооружению производства для серийного выпуска блоков и модулей систем российских узкофюзеляжных самолётов МС-21 и ТУ-214.
Еще в 2019 году УПЗ сообщал, что изготавливает более 15 наименований изделий для информационно-вычислительного комплекса ИВК-КСУ-МС-21, обеспечивающего ручное и автоматическое пилотирование самолета МС-21. Тогда речь шла о первых опытных образцах приборов из состава систем управления самолетами.
