11 апреля 2025 года Военно-морские силы Эстонии задержали нефтяной танкер „Kiwala“ в районе острова Аэгна – в своей ИЭЗ (Исключительная экономическая зона – ред.).
Судно шло транзитом в порт Усть-Луга, скорее всего, за грузом подсанкционной российской нефти.
Изначально „Kiwala“ в системе AIS передавал данные о якобы регистрации под флагом Джибути.
Однако власти Джибути быстро опровергли это, официально заявив, что такого судна в их реестрах нет.
Это означает, что Kiwala фактически стало судном без гражданства (stateless vessel) – а это уже совсем другой юридический статус.
блоггеры и средства массовой информации называют действия Эстонии „пиратством“ или „захватом в открытом море“. Однако в действительности ситуация регулируется конкретными нормами международного морского права. Основной документ – Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS 1982).
Она чётко определяет: Государственный военный корабль имеет право остановить и досмотреть любое судно в открытом море (или в ИЭЗ), если есть обоснованное подозрение, что судно:
- занимается пиратством;
- осуществляет работорговлю;
- занимается несанкционированным радиовещанием;
- это судно не имеет национальности (stateless vessel).
Именно согласно Конвенции ООН по морскому праву эстонские военные моряки:
1) Засекли подозрительное судно Kiwala;
2) Проверили флаг – принадлежность флага не подтвердилась;
3) Проверили регистрацию – нет в реестрах Джибути;
4) На основании UNCLOS – досмотрели и сопроводили в порт Мууга;
5) Обнаружили десятки технических нарушений на борту;
6) Заподозрили участие в обходе санкций против РФ.
Также эстонский Акт о Исключительной экономической зоне утверждает, что компетентные органы Эстонии имеют право: получать информацию от судов для целей инспекции и при необходимости – задерживать суда. В случае с танкером „Kiwala“ есть подтвержденные факт: у судна не было законного флага. В таком случае Акт о ИЭЗ дает даёт право Эстонии остановить, досмотреть и даже арестовать судно. Отметим, что Закон Эстонии об ИЭЗ полностью соответствует международной практике и даёт право досмотра и задержания танкера „Kiwala“ в той ситуации, в которой танкер оказался. Отметим, что танкер „Kiwala“ находится под санкциями не только ЕС, но и Великобритании, Канады и Швейцарии. Санкции против танкера были применены за транспортировку сырой нефти/нефтепродуктов, происходящих из России или экспортируемых из России, применяя нерегулярную практику судоходства с высокой степенью риска, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи Международной морской организации A.1192 (33). После проверки и задержания танкера эстонские официальные лица выявили на судне более сорока различных нарушений, в связи с этим по информации эстонского Департамента транспорта судну запрещено продолжать путь до устранения всех недостатков. ИСТОЧНИКИ Танкер „Kiwala“ – танкер „теневого“ флота Резолюция Генеральной Ассамблеи Международной морской организации A.1192 (33) Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) Эстония: Акт о Исключительной Экономической Зоне Карта Исключительной Экономической Зоны Эстонии ВМС Эстонии в Финляндском заливе задержали танкер направлявшийся в Россию На задержанном в Эстонии танкере „Kiwala“ выявили около 40 нарушений Танкер „Kiwala“ задержан до устранения недостатков
.
Подчеркиваем - если судно идёт с нормальным флагом – оно защищено режимом свободы судоходства, если флага нет – оно лишается этой защиты и становится законной целью для досмотра любым государством
Карта экономической зоны Эстонии