Экологический ущерб от разлива мазута в Керченском проливе составил 84,9 млрд рублей.
Но платить эти деньги, вероятно, никто не будет
Росприроднадзор оценил ущерб природным системам, причиненный крушением танкеров «Волгонефть» в Черном море, в 84,9 млрд рублей. Об этом сообщила глава ведомства Светлана Радионова.
Требование о возмещении 49,46 млрд рублей направлено пермскому предприятию «Кама Шиппинг», владеющему судном «Волгонефть-212». А от московского ЗАО «Волгатранснефть», в чьей собственности находится затонувший танкер «Волгонефть-239», государство хочет получить 35,48 млрд. Разница в суммах может объясняться тем, что 212-й танкер перевозил на 600 тонн мазута больше, чем 239-й.
Компаниям дан месяц на то, чтобы произвести выплаты добровольно. В противном случае Росприроднадзор намеревается выйти в суд с исками о взыскании.
Однако с большой вероятностью никаких десятков миллиардов рублей собственники танкеров платить не будут. В Арбитражном суде Краснодарского края, где компании ведут разбирательства по компенсациям с мэрией Анапы и Морспасслужбой, их представители уже выступили с ходатайством о создании фондов ограничения ответственности. Такое право действительно предусмотрено Кодексом торгового мореплавания. В нем же определены методики, по которым компании могут рассчитывать сумму, которой должна ограничиваться их ответственность: «Волгатранснефть» и «Кама Шиппинг» ее посчитали — получилось по 533 млн рублей с каждой.
Эта сумма, если суд одобрит создание фондов, будет распространяться не только на претензии анапской мэрии или морской спасательной службы, но и на всех, кто захочет взыскать деньги с собственников танкеров.
И прецеденты такого ограничения ответственности в российской судебной практике уже были. Например, именно из-за этого в 2010 году Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал Росприроднадзору во взыскании 6 млрд рублей с компании «Волготанкер», владевшей судном «Волгонефть-139», которое потерпело крушение во все том же Керченском проливе в 2007 году. Катастрофа тогда тоже была серьезной: в Черное море попало около 2 тысяч тонн мазута. Но взыскать удалось всего 174,8 млн рублей.
