Connection timed out after 15001 milliseconds
// theins.ru
После того как стало ясно, что главным оружием в войне с Украиной являются беспилотники, в России произошел бум дроностроения: гаражные стартапы превратились в крупнейшие российские бизнесы, привлекшие уже более 200 млрд рублей в виде инвестиций и получающие не менее 130 млрд рублей выручки в год. Многие из этих кровавых стартапов маскируются под проекты для доставки пиццы, сельского хозяйства или борьбы с лесными пожарами. Существование этого бизнеса полностью зависит от иностранных поставок. Готовые дроны из Китая уже почти не ввозят, но вот импорт компонентов вырос почти втрое, достигнув $0,5 млрд (и это на фоне падения в разы китайского экспорта электронных деталей в Россию). Достаточно Китаю запретить поставки в Россию электромоторчиков — и вся дроновая индустрия в России рухнет.
Начиная с 2023 года в России было зарегистрировано рекордное в истории количество компаний, специализирующихся на производстве авиатехники, — 407. Многие из них связаны с производством дронов, установил The Insider, и многие производят именно те дроны, которые применяются на фронте.
The Insider установил как минимум 140 компаний, производящих дроны, — как новых, кустарных производств, так и старых, еще советских конструкторских бюро, и еще более 60 компаний и организаций, которые либо поставляют запчасти для них, либо перепродают их дроны, либо обучают операторов.
Их общая выручка за 2024 год превышает 136 млрд рублей, а совокупный долг в 2023–2024 году — то есть инвестиции — 243 млрд рублей. Для сравнения, на развитие всей атомной энергетики в ближайшие шесть лет из бюджета планируют выделить 277 млрд рублей.
Объемы гражданского заказа на БПЛА не могут сравниться с военными нуждами. Летом 2024 года министр обороны Андрей Белоусов утверждал, что на фронт поступает до 4 тысяч дронов в сутки. К декабрю его оценка стала скромнее, но все еще была огромной: по словам министра, для нужд армии было закуплено «более 100 тысяч изделий малых конструкторских бюро и гражданских производителей». Белоусов утверждал, что к концу 2024 года гражданские производители выпускали до 40 тысяч БПЛА и FPV-дронов в месяц.
В 2022 году FPV-дроны в силу ограничений дальности связи применялись на расстояниях до 2 км и имели примитивный функционал (например, сбросить снаряд). Однако довольно быстро военные научились использовать дроны-ретрансляторы, что позволило залетать глубоко в тыл врага. «Снарядный голод» спровоцировал и Россию, и Украину нарастить применение дронов, которые могли сбрасывать боеприпасы более прицельно.
Изначально российские военные использовали в основном легкие китайские беспилотники — так называемые «свадебные квадрокоптеры» производства DJI, Autel и компаний поменьше. После нескольких публикаций о том, что подобные дроны используются в военных целях, правительство Китая ограничило их экспорт. Как показало расследование OCCRP и «Важных историй», поставки таких дронов в Россию шли в том числе через Казахстан. The Insider изучил данные таможенных деклараций и обнаружил, что к 2024 году задекларированный ввоз готовых дронов и фирменных запчастей к дронам известных массовых производителей стал практически равен нулю. Прекратились поставки как из Китая напрямую, так и через Казахстан. (Большие беспилотники самолетного типа Россия при этом достаточно давно делала сама.)
Несмотря на общее падение импорта в Россию электронных компонентов, поставки для компаний, производящих дроны, только увеличиваются (импортируются не только запчасти, но и оборудование для производства дронов: печи, сушилки, режущие, штамповочные и гибочные станки, намоточное оборудование, кругло-шлифовальные, токарные и фрезерные станки, формы для литья, литейные машины и 3D-принтеры). Производители дронов и их поставщики ввозят в основном двигатели (38% импорта компаний из списка The Insider в денежном выражении), контроллеры (25% импорта) и аккумуляторы (20% импорта).
Компоненты для массовых дронов дешевы, несложны и практически не зависят от поставок европейских и американских микросхем топ-класса. Санкционных рычагов влияния на этот бизнес у Запада нет: вряд ли запрет тем, кто в гараже собирает беспилотники, ездить на Лазурный берег или торговать с США помешает потоку запчастей из Китая. Но вот сам Китай может решить судьбу этого рынка (а значит, и в значительной степени — войны в Украине) одним простейшим решением. Стоит, скажем, запретить экспорт в Россию электромоторчиков (которые по большому счету ни для чего, кроме как для сборки дронов, в РФ не используются), как все это производство остановится. Если же в России создадут свое массовое производство таких электромотров (что в российских реалиях вряд ли возможно быстрее, чем за год), Китай может ограничить любой другой из специфических компонентов. Наладить же массовое производство всех компонентов для дронов на своей территории в разумные сроки Россия будет не в состоянии.
Автор не понимает что тогда на поле боя РФ придётся применять ТЯО. А Китаю такой пример совершенно не нужен. Ибо это уравнивает шансы больших и малых по численности населения стран .