[image]

Подвиг воздухоплавателей Новогеоргиевской крепостной воздухоплавательной роты

 
+
-
edit
 

Гюйс

втянувшийся
На сегодняшний день достаточно подробно известно о подвиге летчиков 33 корпусного авиационного отряда, спасших секретные д-ты и знамена полков из осажденной крепости Новогеоргиевск 04-05.08.1915 года. Их героические действия затмили собой подвиг воздухоплавателей крепостной воздухоплавательной роты о котором стало известно из фондов РГВА лишь 100 лет спустя.
05.08.1915 г. положение крепости было критическим. В цитадель сплошной массой шли войска, отступавшие из Модлина. Немцы вели вели непрерывный обстрел всей территории тяжелыми снарядами. Состояние погоды, казалось, не предвещало никакого шанса на успех. С 5 часов утра дул сильный порывистый ветер, стоял туман, моросил мелкий дождь. К 11 часам утра скорость ветра достигала 16 м/сек. Всего из крепости стартовало 5 аэростатов. В 14 часов поднялся первый объемом 640 куб.метров, пилотируемый капитаном Черепановым с грузом секретных д-тов. В 15 часов в полет отправился поручик Маляр. В 17.00 стартовали поручик Червинка с военными инженерами полковником Черепановым и прапорщиком Рожковским на аэростате в 1000 куб. метров с грузом секретных д-тов. В 19.20 на аэростате объемом 640 куб. метров вылетели прикомандированный к Новогеоргиевской крепостной воздухоплавательной роте 44-й артиллерийской бригады поручик Степанов с военным инженером капитаном Шумским с секретным пакетом в Главное техническое управление. За ними на аэростате в 640 куб. метров поднялись подпоручик Мельников с штабс-капитаном Головым. Готовился к вылету 6 аэростат объемом 640 куб. метров (продолжение следует).
   2525
+
-
edit
 

Гюйс

втянувшийся
Заветной цели достиг лишь аэростат Степанова и Шумского. Полет экипажа проходил по маршруту Новый Двор-Варшава-Люблин-Холм-Владимир Волынский-Ковель. Высота полета составляла от 700 метров при полете над Варшавой, до 300-200 метров к его завершению. О результатах свободного полета над территорией противника и произведенной при этом разведке экипаж отчитался в 2-х рапортах на имя дежурного генерала штаба верховного главнокомандующего Северо-Западного фронта и его разведывательное отделение (которые и нашлись в архиве). Всего воздухоплавателям за время полета продолжительностью 13 часов 50 минут, удалось преодолеть расстояние около 400 верст.
   2525

  • Fakir [10.10.2025 18:44]: Редактирование параметров темы
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Из сказанного непонятно, каковы основания называть действия воздухоплавателей именно подвигом, а не нормальным исполнением своего воинского долга.
Так-то, казалось бы, "регулярный" подъём наблюдательного аэростата как бы не опасней - ведь на них и самолёты противника порой охотились, так что корзина аэростатов оснащали иногда пулемётами для самообороны и/или парашютами.
Может быть, что-то недосказано?

Так рассуждая, в осаждённом Париже-1870 были сплошные подвиги аэронавтов, десятками - но даже французы, кажется, так это не подают.
   97.0.4692.9997.0.4692.99
+
-
edit
 

Гюйс

втянувшийся
Fakir> Из сказанного непонятно, каковы основания называть действия воздухоплавателей именно подвигом, а не нормальным исполнением своего воинского долга.

При падении осажденной со всех сторон крепости Новогеоргиевск в плен покорно отправились около 80 000 бойцов гарнизона. Нашлась только горстка людей, решившихся на не предвещавший успеха неуправляемый полет под непрерывным огневым воздействием противника, то есть предпочитая смерть плену.
   2525
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Гюйс> Нашлась только горстка людей, решившихся на не предвещавший успеха неуправляемый полет под непрерывным огневым воздействием противника, то есть предпочитая смерть плену.

Но в приведенных цитатах нет ни об огневом воздействии в полёте (или имеется в виду, что шары приходилось поднимать под огнём, с открытой площадки?? но опять-таки этого из цитат толком не видно), ни о вероятности успешности полёта (направление ветра, сила, устойчивость).
Очень многое недосказано.


Насчёт "нашлась только горстка людей, решившихся" - сомнения: ведь едва ли наличного парка аэростатов хватило бы для большего числа людей!
Может быть, конечно, в документах есть сведения, что подняли лишь малую долю из наличных и годных для полёта (т.е. были целые, команды могли справиться со всеми, хватало водорода на все)??? Но из приведенного этого не видно.
   97.0.4692.9997.0.4692.99
Это сообщение редактировалось 11.10.2025 в 15:30
+
-
edit
 

Гюйс

втянувшийся
Fakir> Может быть, конечно, в документах есть сведения, что подняли лишь малую долю из наличных и годных для полёта.
В крепостной роте было лишь 6 аэростатов. К сожалению, рапорты Степанова и Шумского не содержат сведений о других полетах. Войска противника стояли вплотную к осажденной крепости и "прокатиться" над ними по воле ветра пришлось в светлое время суток на высоте в 600 метров. Это ли не подвиг? Проще было, конечно, отсидеться в крепостном каземате, тем более, что комендант крепости уже перебежал к немцам. Истинное положение дел в крепости и вне ее, из известных мне д-тов, содержит рапорт летчика 33 КАО штабс-ротмистра Свистунова покинувшего цитадель в тот-же день. В нем сообщается, что обстрел крепости был такой плотности, что Свистунов, взлетая с крепостного аэродрома в направлении на Закрочим, держал курс как бы в коридор между снарядами. Самолет Свистунова был обстрелян непосредственно войсками осаждающими крепость, а затем под Варшавой, из "аэропланных" пушек, винтовок и пулеметов, и согласно рапорту имел многочисленные повреждения от шрапнели и пуль.
   2525
Это сообщение редактировалось 13.10.2025 в 10:24
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Гюйс> В крепостной роте было лишь 6 аэростатов.

Значит, оборот "нашлась только горстка людей, решившихся..." - уже некорректен. Из сказанного нельзя судить, сколько было решившихся на полёт.

Гюйс> Войска противника стояли вплотную к осажденной крепости и "прокатиться" над ними по воле ветра пришлось в светлое время суток на высоте в 600 метров. Это ли не подвиг?

Сложно сказать. Тут надо уточнить возможности противовоздушных средств того времени, наличие у противника собственно зенитной артиллерии и станков для пулёмётов. ИМХО скорее всего их не было совсем - в 1915 это был еще очень редкий зверь, даже годом позже зенитные орудия порой представляли собой изрядный самопал, с вытекающей эффективностью. А в 1915 почти наверняка ничто из штатного крупнокалиберного (не только орудия, но скорее всего и пулемёты) оружия осаждающих в надир просто не могло стрелять, даже в принципе, не то что мало-мальски прицельно. Так что, вполне возможно, что для воздушных целей основную опасность мог представлять только винтовочный огонь, но это уже на 600 м ИМХО довольно эфемерная опасность (реально, а не психологически).


Гюйс> В нем сообщается, что обстрел крепости был такой плотности, что Свистунов, взлетая с крепостного аэродрома в направлении на Закрочим, держал курс как бы в коридор между снарядами.

Обстрел собственно места подъёма, если имел место - конечно, опаснее. Там может быть реальная опасность - просто от нахождения на открытом месте. Возможность повреждения собственно шара прямого риска для людей почти не добавляет.

Но насколько сильному обстрелу подвергалось собственно лётное поле, и подвергалось ли вообще - из приведенного опять же неясно.
То, что сказано о взлёте Свистунова - может относиться уже к части траектории не над полем, а даже за обводом крепости.
   97.0.4692.9997.0.4692.99
+
-
edit
 

Гюйс

втянувшийся
Fakir> Но насколько сильному обстрелу подвергалось собственно лётное поле, и подвергалось ли вообще - из приведенного опять же неясно.
Fakir> То, что сказано о взлёте Свистунова - может относиться уже к части траектории не над полем, а даже за обводом крепости.

Специально для Вас из предыдущих сообщений: обстрел крепости а, соответственно и аэродрома был такой плотности, что взлетая в направлении на Закрочим Свистунов держал свой курс как бы в коридор между снарядами. Был обстрелян ВОЙСКАМИ ОСАЖДАЮЩИМИ КРЕПОСТЬ т-е стоявшими у ней в непосредственной близости, а затем НАД ВАРШАВОЙ из "противоаэропланных" (так написано у Свистунова) орудий, винтовок и пулеметов.
Все, решившиеся на перелет на аэростатах поименно перечислены в сообщении от 03.10.2025 года.
Кстати! Согласно решению Георгиевской думы все военные летчики 33 КАО прорвавшиеся из крепости в тот день: Вакуловский, Свистунов, Массальский Козьмин и Ливотов были представлены за этот перелет к орденам "Святого Георгия" о чем и написано ни в одной книге. А о Степанове и Шумском стало известно случайно только 100 лет спустя, о чем я и посчитал нужным сообщить, как выяснилось, их неблагодарным потомкам, которые ставят их подвиг под сомнение.
   2525
Это сообщение редактировалось 15.10.2025 в 21:07
Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Статистика
Рейтинг@Mail.ru