[image]

Плазменный двигатель

Теги:космос
 

Полл

координатор
★★★★★
Naib> Всё смешалось, люди, кони...
Пора начинать тему по новой орбитальной станции и завязанной с ней транспортной системе поверхность-орбита.
   1717
MD Wyvern-2 #25.09.2017 09:05  @Полл#25.09.2017 04:03
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Naib>> Всё смешалось, люди, кони...
Полл> Пора начинать тему по новой орбитальной станции и завязанной с ней транспортной системе поверхность-орбита.

Может кто то видел где то интегрирующий доклад по МКС? Что хорошо, что плохо? Что хотелось бы, что надо сохранить? %)
   33

Sergeef

опытный
☆★★★
Naib> Использование углекислоты в лазерах - это настолько другая песня что в данной теме полный оффтоп.
нет, на лазерную моду забирается приличный процент энергии, это минус в КПД, но это далеко не единственные потери.
   22
LT Bredonosec #07.02.2025 16:58
+
+2
-
edit
 
 


Плазменное сердце: российский двигатель доставит на Марс за один-два месяца

Какие перспективы для освоения дальнего космоса откроют новые силовые установки. Добавить Известия в избранное. Российские ученые и конструкторы разработали ракетный двигатель на основе магнитоплазменного ускорителя и создали лабораторный прототип установки. Мотор будет работать на водороде. Он сможет разгонять частицы — заряженные электроны и протоны — до скорости 100 км/с. //  iz-ru.turbopages.org
 

Российские ученые и конструкторы разработали ракетный двигатель на основе магнитоплазменного ускорителя и создали лабораторный прототип установки. Мотор будет работать на водороде. Он сможет разгонять частицы — заряженные электроны и протоны — до скорости 100 км/с. Корабли, оснащенные такими силовыми установками, смогут в разумные сроки достичь дальних уголков Солнечной системы и выйти за ее пределы, а полеты на Марс займут один-два месяца.

— В традиционных силовых агрегатах максимальная скорость истечения вещества — около 4,5 км/с, что обусловлено условиями горения топлива. В отличие от них, в нашем двигателе рабочее тело — это заряженные частицы, которые разгоняются электромагнитным полем. Это дает возможность достичь значительно более высоких скоростей, — рассказал «Известиям» первый заместитель генерального директора по науке Троицкого института Алексей Воронов.

Он добавил, что благодаря новым силовым установкам время перелета космических кораблей на Марс сократится до одного-двух месяцев (в зависимости от размера корабля и груза). Это сделает межпланетные путешествия более безопасными, поскольку сократит время экспедиции и период пребывания экипажа под воздействием космической радиации.

— Сейчас подготовлен прототип двигателя. Он предназначен для наземных испытаний и отработки различных режимов работы двигателя. По плану летный образец агрегата появится в 2030 году. Двигатель работает в импульсно-периодическом режиме. Его мощность — порядка 300 кВт. Ранее был обоснован ресурс двигателя более 2400 ч, что достаточно для транспортной операции к Марсу. Основная цель проекта — продемонстрировать работу прототипа в импульсно-периодическом режиме, — объяснил научный консультант проекта Константин Гуторов.

Он сообщил, что в настоящее время для проведения испытаний смонтировали специальный экспериментальный стенд. Это камера диаметром 4 м и длиной 14 м, в которой воспроизводятся условия, аналогичные космическим. Она оснащена инновационными высокочувствительными датчиками, системами вакуумной откачки и отведения тепла.

По словам ученого, выводить аппараты на орбиту будут традиционным способом — с помощью ракет-носителей, оснащенных химическими двигателями. В свою очередь, плазменные агрегаты будут включаться уже после выхода на опорную орбиту. Также они могут функционировать в составе космического буксира — корабля, который предназначен для того, чтобы перевозить грузы между орбитами планет Солнечной системы.

— Плазменный ракетный двигатель — разновидность электрического. В его основе два электрода. Между ними пропускают заряженные частицы, и в это же время на электроды подается высокое напряжение. В результате ток создает магнитное поле, которое выталкивает частицы из двигателя. Таким образом плазма получает направленное движение и создает тягу, — рассказал младший научный сотрудник научного института «Росатома» в Троицке Егор Бирюлин.
Почему используют водород

Для создания движения в двигателе используют электрическую энергию и — в качестве рабочего тела — водород, пояснил Егор Бирюлин. Источником энергии будет служить бортовой атомный реактор. Преимущество водорода в том, что его атомы легки и обладают высокой скоростью истечения. Это позволяет без большого расхода рабочего вещества достигать значительных скоростей. Кроме того, водород — самый распространенный элемент во Вселенной. Поэтому в перспективе можно без особого труда пополнять его запасы.

— Другая положительная особенность новой установки — в предложенном механизме плазму не нужно сильно нагревать. В результате детали и узлы двигателя не испытывают температурных перегрузок, а использованная для его работы электрическая энергия практически полностью преобразуется в движение. Это делает установку более эффективной по сравнению с аналогами, — добавил специалист.

Он уточнил, что тяга двигателя (сила, которую он создает) в соответствии с расчетами составит порядка 6 Н. Это максимальное значение среди разрабатываемых проектов. С такими характеристиками межпланетному кораблю потребуется запас времени для разгона и торможения. По сути, весь полет может состоять из фазы плавного набора скорости и последующего ее снижения.

— В сфере разработки плазменных двигателей наша страна на десятилетия опережает конкурентов. Например, такие устройства российского производства используют в группировке One Web. Они служат в качестве маршевых силовых установок для разведения спутников на орбиты, маневрирования и их сведения с орбиты. Другой пример — исследовательский модуль Psyche, который в 2023 году был отправлен NASA для изучения астероида Психея. Этот аппарат также оснащен российскими плазменными двигателями, — прокомментировал «Известиям» ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.

Представленная разработка, подчеркнул эксперт, носит опережающий характер. Как правило, скорость струи существующих плазменных двигателей находится на уровне 10 км/с, некоторые обеспечивают 30–50 км/с. Скорости порядка 100 км/с вкупе с применением водорода в качестве рабочего тела выведут мировую космонавтику на качественно новый уровень, резюмировал он.
   62.062.0
US zaitcev #10.02.2025 04:09  @Bredonosec#07.02.2025 16:58
+
-
edit
 

zaitcev

старожил

Bredonosec> Почему используют водород

Да, нежданчик.

Кому-то продётся подумать о конструкции крио-морозильника для водорода. Ну или хотя бы зонтик как у Фрэнка Зиглера.
   134.0134.0
+
-
edit
 

alexa1002

новичок
Naib> Собственно мысля зародилась после сообщения Андрея про сброс водорода на МКС.
Naib> Почему бы его не использовать в качестве рабочего тела?
Naib> Самое простое - кнудсеновские двигатели. Тяга никакая, правда.
Naib> Второе - импульсный электротермический двигатель. Накачиваем водород в камеру, даём разряд, который его нагревает на пару тысяч градусов и полетели. Компрессор мембранный, несколько клапанов и система разряда. Вроде выглядит нехитро и реализуемо.
Naib> Наконец - плазменный двигатель на основе магнитоплазменного компрессора. Скорость истечения водорода под 1000 км/сек, соответственно УИ очень большой. Из минусов: греются и горят электроды, гуляет вектор тяги, требуется довольно тяжёлая система конденсаторов. Довольно шумный, даже в вакууме. Скорее всего потребуется изотопный источник для ионизации газа и поджига разряда.
Naib> Зато в перспективе на станцию топливо завозить почти не потребуется. И на трассе Земля-Луна можно вполне эффективно летать, особенно грузовикам.

Ты действительно поднял интересную тему! Использование водорода как рабочего тела на МКС может быть прорывом в эффективности космических полетов. Кнудсеновские двигатели (обсуждали на Кракен Форум), конечно, не слишком мощные, но импульсный электротермический двигатель и магнитоплазменный компрессор звучат многообещающе. В первом случае, нагревание водорода до высоких температур может дать неплохую тягу с минимальной сложностью конструкции. Во втором, несмотря на проблемы с электродами и стабильностью тяги, высокая скорость истечения обещает большой удельный импульс, что идеально для полетов на большие расстояния. Но, как ты правильно заметил, здесь потребуется хороший источник энергии и системы для управления разрядом. В перспективе, это может значительно сократить потребность в доставке топлива на станцию, особенно для маршрутов типа Земля-Луна.
   132.0.0.0132.0.0.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
zaitcev> Кому-то продётся подумать о конструкции крио-морозильника для водорода.

99%, что в лётной конструкции водорода не будет. Гемора дофига, но на деле преимуществ достаточных нет. Это не тепловой двигатель - того же УИ практически всегда можно добиться и иными методами, а не уменьшением молярной массы. На более удобном для хранения веществе.
На стендах - ну, чего б не попробовать. Особых проблем не доставит, зато параметры красивше (тут можно и без стендов обойтись, а "просто" упомянуть водородные возможности - "в попугаях гораздо длиннее"), и вообще интересно же.
Для отправки "в одну сторону" (межпланетные миссии, не предусматривающие возвращения) с водородом еще как-то можно заморочиться, но и то смысла особого не видно.
   97.0.4692.9997.0.4692.99
+
-1
-
edit
 
Fakir> 99%, что в лётной конструкции водорода не будет. Гемора дофига, но на деле преимуществ достаточных нет
низкий расход рабочего тела на тягу - не преимущество? а что тогда преимущество?

> УИ практически всегда можно добиться и иными методами, а не уменьшением молярной массы.
сделай. я не слышал о двигателях с уи 100км/с. мож ты непризнанный гений и можешь сделать 200км/с уи на керосине - но тогда сделай.

>На более удобном для хранения веществе.
автомобили на водородных элементах не считаются криотехникой.

Fakir> но и то смысла особого не видно.
сделай лучше.
   51.0.2704.10651.0.2704.106

cholev

опытный

zaitcev>> Кому-то продётся подумать о конструкции крио-морозильника для водорода.
Fakir> 99%, что в лётной конструкции водорода не будет. ....

Криптон, ксенон, гелий и пр
Росатом: Экспресс на Марс. Как в России создают плазменные двигатели

Экспресс на Марс. Как в России создают плазменные двигатели
Ученые Росатома разработали прототип плазменного двигателя для дальних космических перелетов. Такие двигатели позволят России в будущем открыть новые возможности в освоении дальнего космоса: позволяют разогнать космический аппарат до скоростей, недоступных традиционным химическим двигателям, и в десятки раз сократить потребность в топливе.
   2424

zaitcev

старожил

Fakir> 99%, что в лётной конструкции водорода не будет.

Я вот о чём: этот пульсирующий двигатель явно работает как-то по-другому, что либо требует либо позволяет другую оптимизацию. В традиционных плазменных двигателях непрерывного действия желательно задержать ионы в зоне ускорения как можно дольше. Поэтому выбирают ксенон, так как он самый тяжёлый из нерадиоактивных. А тут наоборот, самый лёгкий.
   134.0134.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> 99%, что в лётной конструкции водорода не будет.
zaitcev> Я вот о чём: этот пульсирующий двигатель явно работает как-то по-другому

По описанию (довольно невнятная картинка тут не очень помогает и не очень мешает) это магнитоплазмадинамический двигатель, а так традиционно называют (уже на западный манер) торцевые холловские двигатели и торцевые сильноточные. По картинке несколько больше похоже на сильноточник, по логике тоже.

Зачем там импульсный режим - не очень понятно, но для больших мощностей (раньше были до 30-100 кВт), да еще с водородом, причины могут быть. Навскидку - или какие-то сложности с процессом ионизации, или так пытаются обойти кризис тока (разновидность срыва течения). Если за время импульса он не успевает развиться. Но это я уже гадаю, совершенно не помню, какие там могут быть характерные времена. Ну может не кризис тока, а вынос тока. Скорее всё же именно он. Это для торцевиков довольно классическая вещь, такая своего рода неустойчивость. И режим срывается. С этим можно пытаться бороться в корне, добиваться течения без раскачки совсем, а можно попробовать наплевать - на развитие любой неустойчивости нужно время, если всё сделать по-быстрому - она не успеет развиться, и всё хорошо. "Мальчики знают, что нужно всё делать скорей, и мальчики делают всё по возможности тише".


zaitcev> В традиционных плазменных двигателях непрерывного действия желательно задержать ионы в зоне ускорения как можно дольше.

Это совершеннейшая ерунда!! :eek: Кто тебе такое сказал, и почему ты ему поверил?! Плюнь тому человеку в глаза, назови лжецом, и прогони из дома.

zaitcev> Поэтому выбирают ксенон, так как он самый тяжёлый из нерадиоактивных.

См. пред. пункт. Ну, с этим пунктом чуть сложнее, это ерунда уже не совершеннейшая, мааахонький кусочек правды есть (в некотором смысле тяжёлые предпочтительнее... иногда, и по другим причинам), но очень превратно понятый.
   97.0.4692.9997.0.4692.99
Это сообщение редактировалось 15.02.2025 в 01:55
LT Bredonosec #10.02.2025 20:19  @zaitcev#10.02.2025 18:24
+
-
edit
 
zaitcev> Я вот о чём: этот пульсирующий двигатель явно работает как-то по-другому, что либо требует либо позволяет другую оптимизацию.
например, не с одним, а с несколькими ускорителями, работающими как эм пушка.
не знаю. насколько это верная идея, но она бы объясняла вопросы.
   62.062.0

Naib

аксакал

Fakir> По описанию (довольно невнятная картинка тут не очень помогает и не очень мешает) это магнитоплазмадинамический двигатель, а так традиционно называют (уже на западный манер) торцевые холловские двигатели и торцевые сильноточные.

Это сильноточный магнитоплазменный компрессор. Почти в классическом исполнении

Fakir> Зачем там импульсный режим - не очень понятно, но для больших мощностей (раньше были до 30-100 кВт), да еще с водородом, причины могут быть. Навскидку - или какие-то сложности с процессом ионизации, или так пытаются обойти кризис тока (разновидность срыва течения). Если за время импульса он не успевает развиться. Но это я уже гадаю, совершенно не помню, какие там могут быть характерные времена. Ну может не кризис тока, а вынос тока. Скорее всё же именно он. Это для торцевиков довольно классическая вещь, такая своего рода неустойчивость. И режим срывается. С этим можно пытаться бороться в корне, добиваться течения без раскачки совсем, а можно попробовать наплевать - на развитие любой неустойчивости нужно время, если всё сделать по-быстрому - она не успеет развиться, и всё хорошо. "Мальчики знают, что нужно всё делать скорей, и мальчики делают всё по возможности тише".

А вот так он устроен по природе. Там не тлеющий разряд, а именно что импульсный, с конденсаторов. И 30-100 кВт - это очень-очень скромно. Зато, видимо - электроды не горят. И не корёжит их при каждом разряде. Неустойчивость там успевает развиться :). И не одного типа даже. Джет дробится на плазмоиды и летит как выстрел дробовика.

Ну и вишенка на торте - частота импульсов. Сколько герц? ;)
   109.0.0.0109.0.0.0
+
-
edit
 

Naib

аксакал

Bredonosec> низкий расход рабочего тела на тягу - не преимущество? а что тогда преимущество?

Не в этом случае. Такому двигателю важна в первую очередь энергия, а уж что он будет метать - почти совсем пофигу. Самый удобный вариант должен был работать на литиевой проволоке.

Bredonosec> сделай. я не слышал о двигателях с уи 100км/с. мож ты непризнанный гений и можешь сделать 200км/с уи на керосине - но тогда сделай.

А я их видел, трогал и даже работал :) 1000 км/сек на водороде. 100 МВт в импульсе. Эх... хорошее время было...

Bredonosec> сделай лучше.

Давно сделал. Ещё в 2020-м я с ними переписывался, но не срослось.
   109.0.0.0109.0.0.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Naib> Это сильноточный магнитоплазменный компрессор. Почти в классическом исполнении

Хм... ну если красненькое центральный электрод, боле-мене адекватно отражающее геометрию, а не просто символическое изображение - то да, чем-то похож.
Но едва ли это он :) Потому как у компрессора-плазменного фокуса совсем другие особенности, важные для других задач, но не для двигательных применений. Уплотнение и свечение в движке в болт не упало.
Сильноточный явно, но - не компрессор.
Разница между ТСД и МК такая, довольно тонкая. Чуть другая геометрия канала - и вуаля.

Но если же это паче чаяния действительно на основе компрессора - ... ЖР Что там, неудавшийся литограф решили переделать, чтоб добро не пропадало??? Или... или... кхм. Это как бы тоже вариант, но о нём не будем. Тем более если неудавшийся.

Naib> А вот так он устроен по природе. Там не тлеющий разряд, а именно что импульсный, с конденсаторов. И 30-100 кВт - это очень-очень скромно. Зато, видимо - электроды не горят. И не корёжит их при каждом разряде. Неустойчивость там успевает развиться :). И не одного типа даже. Джет дробится на плазмоиды и летит как выстрел дробовика.

У компрессора - само собой. Но у него основная задача другая. Именно чтобы сжалось и засветилось, а что летит - то уж побочный эффект.
   97.0.4692.9997.0.4692.99

haleev

опытный

Naib> А я их видел, трогал и даже работал :) 1000 км/сек на водороде.
А на железе сколько? ;)
   135.0135.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
haleev> А на железе сколько? ;)

А железо ты задолбишься испарять и ионизировать.
А потом оно у тебя еще осядет и сконденсируется где не надо на изоляторах, и всё нафиг закоротит.
   97.0.4692.9997.0.4692.99

Naib

аксакал

haleev> А на железе сколько? ;)

Железо туда не пихали.
Система электродов была медная, она плавилась и испарялась активнее железа. В итоге установка портилась.

Можно, конечно, было взять карбонил железа. 1000 км/сек не сделать, но десятки - вполне.
   109.0.0.0109.0.0.0
+
-
edit
 
Bredonosec>> низкий расход рабочего тела на тягу - не преимущество? а что тогда преимущество?
Naib> Не в этом случае. Такому двигателю важна в первую очередь энергия, а уж что он будет метать - почти совсем пофигу.
мм?
Импульс равен отбрасываемой массе х на придаваемую ей скорость.
Поскольку запас массы у нас ограничен, нас интересует задача сообщать рабочему телу макс. скорость. Причем, за крайне ограниченную длину активного участка двигла.
Ускорение рабочего тела соотносится как соотношение силы к массе. Сила при прочих равных внешних условий (невысокая температура) одинакова - ионизация на один электрон. При полной ионизации надо затратить заметно больше энергии.
То есть, для достижения макс ускорения надо минимальную массу р.т. А это один протон. То есть, водород - идеальное р.т.

>Самый удобный вариант должен был работать на литиевой проволоке.
наверно исключительно в плане хранения рабочего тела в твердом виде, так?
Самый легкий элемент, в н.у. хранящийся в твердом виде и не требующий затрат массы на оболочку.
Для задач корректировки орбиты, где запасы р.т. по плану минимальны, - согласен, что логичный выбор. Но когда нам надо длительно создавать ускорение и запасы р.т. должны составлять существенную часть массы к.а. - вес оболочки (или топливного элемента) уже роялит значительно меньше.

Naib> А я их видел, трогал и даже работал :) 1000 км/сек на водороде. 100 МВт в импульсе. Эх... хорошее время было...
Большой гудронный коллайдер? :)
Речь-то всё-таки о двигателях, имеющих разумные для к.а. массогабариты.

>Система электродов была медная, она плавилась и испарялась активнее железа. В итоге установка портилась.
ха. Ну так тем более - речь-то в статье о двигателе, об установке, предназначенной автономно работать месяцами, а не испаряться после епрвого же плевка.

>Там не тлеющий разряд, а именно что импульсный, с конденсаторов. И 30-100 кВт - это очень-очень скромно. Зато, видимо - электроды не горят. И не корёжит их при каждом разряде. Неустойчивость там успевает развиться
А при тяге в 6Н частота "пулеметной очереди" не будет достаточной для развития такой неустойчивости всё равно?
   62.062.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Naib> Можно, конечно, было взять карбонил железа. 1000 км/сек не сделать, но десятки - вполне.

"Но, чорт побери, Холмс - зачем?!"
И так-то железо - зачем бы надо. Даже чистое. Только в контексте ISRU это как-то осмысленно - но и там можно подобрать под ногами вещества поудобнее.

Но в движки такого типа совать смесь атомов разной массы, а тем более сильно разной, и с разными параметрами ионизации - значит, делать очень сложную и труднопредсказуемую систему еще более сложной и непредсказуемой.

Не, вообще-то на поведение на смесях посмотреть бы интересно. "Чиста позырить." Какой-то кроооохотный шансик есть, что какая-нибудь из смесей окажется даже выгодной.
Даже не припомню, чтобы такие эксперименты были - всё на чистых газах всегда, из того, что на памяти. Может, где и было - в чём сомневаюсь - но если было, то мало, и особо не впечатлило никого. Наверное, пока все ощущали, в какие дебри так зайдёшь, и что пока не до того.
А теоретически - вычислительной мощи не хватит.
   97.0.4692.9997.0.4692.99

Naib

аксакал

Fakir> "Но, чорт побери, Холмс - зачем?!"

Из любви к искусству :)

Fakir> Но в движки такого типа совать смесь атомов разной массы, а тем более сильно разной, и с разными параметрами ионизации - значит, делать очень сложную и труднопредсказуемую систему еще более сложной и непредсказуемой.

Не в этом случае. Тут слишком высокая плотность мощности. Смотри - 100 км/сек, это 5 МДж/г. Это примерно на 2 порядка больше не только энергетики химсвязей, но и энергий ионизации любого атома. Плазма получится и будет ускоряться. Да, теоретически масс-спектрометр получится, но это будет уже за соплом.

Fakir> Даже не припомню, чтобы такие эксперименты были - всё на чистых газах всегда, из того, что на памяти. Может, где и было - в чём сомневаюсь - но если было, то мало, и особо не впечатлило никого. Наверное, пока все ощущали, в какие дебри так зайдёшь, и что пока не до того.

На воздухе стреляли и много.
   109.0.0.0109.0.0.0
+
-
edit
 

Naib

аксакал

Bredonosec> Импульс равен отбрасываемой массе х на придаваемую ей скорость.

Именно. Природа вещества тут роли не играет. Да, лёгкие атомы попроще разогнать, но это чисто технические проблемы. Тот же ксенон весьма тяжёлый, но - классика для ионников.

Bredonosec> Поскольку запас массы у нас ограничен, нас интересует задача сообщать рабочему телу макс. скорость. Причем, за крайне ограниченную длину активного участка двигла.

Которая в этом случае решается прилагаемой мощностью. А мощность там очень большая - мегаватты.

Bredonosec> наверно исключительно в плане хранения рабочего тела в твердом виде, так?

И подачи его на испарение.

Bredonosec> Самый легкий элемент, в н.у. хранящийся в твердом виде и не требующий затрат массы на оболочку.

+100

Bredonosec> Для задач корректировки орбиты, где запасы р.т. по плану минимальны, - согласен, что логичный выбор. Но когда нам надо длительно создавать ускорение и запасы р.т. должны составлять существенную часть массы к.а. - вес оболочки (или топливного элемента) уже роялит значительно меньше.

Тут ядерный реактор условно не показан. :D А он всё одно тяжёлый будет.
В импульсе зависимость от скорости линейная. А в кинетической энергии - квадратичная. Так что энергии надо море. Лучше два.

Bredonosec> Большой гудронный коллайдер? :)

Вообще - даже поменьше их демонстратора из ролика.

Bredonosec> ха. Ну так тем более - речь-то в статье о двигателе, об установке, предназначенной автономно работать месяцами, а не испаряться после епрвого же плевка.

А она у них по любому будет и плавиться и частично испаряться. Плотность мощности большая. Потому я туда уже придумал авторемонт.

Bredonosec> А при тяге в 6Н частота "пулеметной очереди" не будет достаточной для развития такой неустойчивости всё равно?

Посмотри ролик. Там съёмка одного импульса. И там видно как гуляет дуга по электродам. И как выхлоп рассыпается на плазмоиды. В общем - неустойчивость в каждом импульсе. И каждый раз новая.
   109.0.0.0109.0.0.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Naib> Не в этом случае. Тут слишком высокая плотность мощности. Смотри - 100 км/сек, это 5 МДж/г. Это примерно на 2 порядка больше не только энергетики химсвязей, но и энергий ионизации любого атома.

Это не так просто работает. И вообще для ионизации важны не только энергии, но на практике и сечения при располагаемых энергиях. От этого зависит, в каком объёме ионизация произойдёт, насколько будет (де)локализована. Эти все истории всегда ощутимо влияют на тяговый КПД ЭРД.

А в установках такого типа важную роль играет ионный токоперенос. Без него, если чисто на электронном, такую мощу не загонишь - электроды поплавятся к чертям, хоть ты их из чего не делай. Там поэтому у сильно сильноточных (не опечатка :) ) центральный электрод выглядит не как на этой грубой схеме, монолитной скалкой, а как не то ёршик для бутылок, не то спираль ДНК - сплошь решётка какая-то. У вашего компрессора наверняка что-то в таком же роде было. Чтобы ионы сделать, ионы принять, но не поплавиться, и это вот всё. В него подаётся рабочее тело отдельно, предыонизация обычно какая-то. Очень хитрая кухня. А если у тебя при этом будут в исходном газе атомы нескольких сортов - ох... Пробовать-то можно, и даже надеяться на какие-то плюсы. Но понять что там вышло и почему - ... Эти девайсы и так-то понять - Змей Горыныч мозги сломает.


Naib> На воздухе стреляли и много.

Если ты про вашу минскую установку - так она именно компрессор. А компрессионный и ускорительный режимы - они разные.
Хотя если нормально получалось, то наверное хотя бы со съёмом ионного тока вопрос решали приемлемо. Но - компрессор на тяговый КПД никто не оптимизирует.
   97.0.4692.9997.0.4692.99

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Naib> Именно. Природа вещества тут роли не играет. Да, лёгкие атомы попроще разогнать, но это чисто технические проблемы. Тот же ксенон весьма тяжёлый, но - классика для ионников.

В 60-х и на ртути пробовали. К ксенону позже пришли.

Конечно, при прочих равных более лёгкое всегда даст большую скорость истечения (но, вообще говоря, не всегда больший УИ! и уже тем более не обязательно больший тяговый КПД).
А в большинстве существующих сейчас и обозримых в будущем применений нет потребности в таких УИ, которые достигаются только мол.массой, а не увеличением напряжения или напряжённости поля.

Naib> А она у них по любому будет и плавиться и частично испаряться. Плотность мощности большая.

Это плохо, и при всех исхищрениях с ионным током не факт что может быть устранено. Ну заменять электроды конечно можно.
Но в общем именно по этой причине для особо мощных ЭРД все склоняются к безэлектродным.

Однако поскольку пока запитывать мегаваттным мощностями еще один фиг неоткуда - оно всё в таком нешустром состоянии.
   97.0.4692.9997.0.4692.99
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Naib

аксакал

Fakir> Это плохо, и при всех исхищрениях с ионным током не факт что может быть устранено. Ну заменять электроды конечно можно.

Насколько я вижу их конструкцию - они собираются ОХЛАЖДАТЬ электроды, выполнив их в форме трубок. Плюс внешняя бронировка (что хорошо, без вопросов). Что-то аналогичное дуговой плавке стали на медном охлаждаемом электроде. Но локального плавления всё одно не избежать, что приведёт к микродеформациям электродов. А это в свою очередь приведёт к индивидуальному началу КАЖДОГО разряда. И до выхода на пик мощности джет полетит куда попало. Ну и прогар трубки - хана котёнку.

Fakir> Однако поскольку пока запитывать мегаваттным мощностями еще один фиг неоткуда - оно всё в таком нешустром состоянии.

Он всё одно импульсный. В импульсе - несколько килоджоулей, которые слетают с батареи конденсаторов. Так что хоть РИТЭГ-ом мощным корми. Но реактор лучше, конечно...
   109.0.0.0109.0.0.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru