Реклама Google — средство выживания форумов :)
3.3 Требования к PH среднего класса «Амур»
3.3.1 PH среднего класса «Амур» - двухступенчатая PH, выполненная
по «тандемной» схеме с первой ступенью многократного использования. В
качестве компонентов топлива должны использоваться сжиженный
природный газ и жидкий кислород.
3.3.2 В качестве маршевых двигателей первой и второй ступени PH
«Амур» должны использоваться адаптированные (модернизированные)
двигатели с единой конструктивной базой. При этом PH «Амур» должна
создаваться как многоразовый носитель с возможностью запуска в
одноразовом исполнении (со снятием элементов многоразовости) с
обеспечением энергетическим характеристик, приведенных в п. 3.3.7
настоящего ТЗ.
3.3.3 Для вариантов запуска PH «Амур» с многоразовым
использованием первой ступени и использованием первой ступени в
одноразовом варианте (со снятыми элементами многоразовости) в ЭП
должны быть рассмотрены следующие вопросы:
- оценка энергетических возможностей PH «Амур»;
- оценка основных технико-экономических показателей запуска
полезной нагрузки;
- оценка показателей конкурентоспособности на мировом рынке
каждого варианта использования PH.
КРК «Амур-СПГ» с PH «Амур» должен быть конкурентоспособным на
международном коммерческом рынке пусковых услуг.
3.3.4 Многократное использование блока первой ступени PH «Амур»
должно обеспечиваться системой динамической посадки в район посадки по
трассе полета на подготовленную площадку или в район старта, с
последующим его возвратом на техническую позицию и подготовкой к
повторному пуску. На этапе ЭП должна быть рассмотрена возможность не
менее чем 10 кратного использования блока первой ступени с учетом
подтверждения кратности использования блока при проведении летных
испытаний, а также альтернативные варианты спасения первой ступени.
3.3.5 С целью выведения полезного груза на рабочие орбиты высотой
от 400 до 800 км без использования разгонного блока двигатель блока второй
ступени PH «Амур» должен обеспечивать работу в режиме длительного
дросселирования или рассмотрена возможность многократного включения
двигателя второй ступени.
3.3.6 PH «Амур» должна быть унифицирована для использования со
следующими КГЧ:
КГЧ с сборочно-защитным блоком типа 81 КС диаметром 4,11 м (без
разгонного блока);
КГЧ с использованием комплекса разгонного блока 371КК41 и
головным обтекателем типа 81 КС.
КГЧ с перспективным ГО диаметром 5,2 м, разработка которого
планируется в рамках создания КРК «Союз-5» 371КК68 (ОКР «Феникс»).
Также необходимо рассмотреть возможность применения
перспективных КГЧ с ГО диаметром не менее 5,4 м.
3.3.7 Энергетические характеристики PH «Амур» при пуске в составе
РКН (с головным обтекателем диаметром 4,11м) с космодрома «Восточный»
(уточняются по результатам ЭП) должны обеспечивать выведение полезного
груза массой:
а) на опорную орбиту с параметрами Нкр=200 км, i=51,8°:
- не менее 9,5 т с многоразовой I ступенью с ее посадкой по трассе
полета;
- не менее 12 т без спасения I ступени;
б) на солнечно-синхронную орбиту с многоразовой I ступенью с ее
посадкой по трассе полета высотой Нкр=800 км:
- не менее 2,5 т без использования РБ типа «Фрегат»;
- не менее 6,0 т с использованием РБ типа «Фрегат»;
в) на геопереходную орбиту с многоразовой I ступенью с ее посадкой
по трассе полета ДУ=1500м/с с использованием РБ типа «Фрегат» - не менее
г) на геостационарную орбиту с многоразовой I ступенью с ее посадкой
по трассе полета высотой ~ 36 тыс. км с использованием РБ типа «Фрегат» -
не менее 1,5 т.
Примечания.
1. Высоты апогея и перигея отсчитываются от среднего радиуса Земли Rh=6371 км.
2. В рамках эскизного проектирования должны быть оценены энергетические
возможности PH «Амур» при выведении на указанные и другие характерные орбиты, (в
том числе с дросселированием (или многократным запуском) двигателя II ступени, его, и
одноразовым использованием I ступени) с учётом возможности использования
существующих ГО (диаметром 4,11м), перспективного ГО (диаметром 5,2м),
создаваемого в рамках ОКР «Союз-5», а также перспективных КГЧ с ГО диаметром не
менее 5,4 м.
3. В рамках ЭП необходимо провести оценку возможности увеличения
энергетических характеристик PH «Амур» за счет открытия новых (оптимальных)
районов падения блока первой ступени.
3.3.9 При пусках PH «Амур» на низкие околоземные орбиты
допускается определять параметры орбит выведения из условия, что
продолжительность пассивного баллистического существования блока
второй ступени после завершения его функционирования и отделения не
превышает 25 лет, согласно ГОСТ Р 52925-2018.
3.3.10 PH «Амур» в составе РКН должна обеспечивать точность
выведения ПГ в заданную точку орбиты в соответствии с таблицей 2 (с
учётом погрешности измерительных средств). Вероятность выполнения
требований по точности выведения должна быть не менее 0,99.
Таблица 2. Показатели точности выведения ПТ в заданную точку орбиты.
Предельно │ ССО │ ГПО допустимые отклонения ├───────────────┼─────────── параметров орбиты │ Нкр=800км │ Нп=431км │ │ На=35786км │ │ i=0° ────────────────────────┼───────────────┼─────────── Высота перигея (ΔНп), │ │ ±3,5 км │ ±3,5 │ ────────────────────────┤ ├─────────── Высота апогея (ΔНа), км │ │ ±150 ────────────────────────┼───────────────┼─────────── Наклонение (Δi), ° │ +0,04 │ ±0,1 ────────────────────────┼───────────────┼─────────── Долгота восходящего │ │ узла (ΔΩ),° │ +0,04 │ ±0,2 ────────────────────────┼───────────────┼─────────── Период (Δt), с │ ±3,0 │ -
Примечание. Точность выведения и условия отделения ПН при выведении PH
«Амур» с РБ типа «Фрегат» определяются характеристиками РБ.
3.3.11 Характеристики активного участка траектории PH при штатном
выведении ПГ должны удовлетворять следующим ограничениям:
значение квазистатического ускорения, с учётом разбросов параметров
двигателей и параметров РКН, должно быть не более 6 g;
значение квазистатического поперечного ускорения КА при старте
РКН - не более 2 g;
свободно-молекулярный тепловой поток после сброса ГО не должен
превышать 1135 Вт/м2.
3.3.12 Схемы выведения PH в составе РКН должны обеспечивать
выполнение требований Руководящих принципов Комитета ООН по
предупреждению образования космического мусора, Генеральная Ассамблея,
А/62/20, ГОСТ Р 52925-2018.
3.3.13 СУ PH должна решать задачу определения аварийного состояния
PH в составе РКН. Критерии аварийности должны быть определены на этапе
эскизного проектирования.
Примечание. В случае возникновения аварийной ситуации на PH до окончания
участка блокировки аварийного выключения двигателя I ступени СУ PH должна
продолжить нештатный полет PH с целью увода PH от стартовой системы с выдачей
команды на аварийное выключение двигателя I ступени по окончании участка
блокировки.
...
4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.1. Стоимость работ не может превышать цены, установленной
Г осударственным контрактом, и может уточняться в пределах,
установленных законодательством Российской Федерации.
4.2. На этапе эскизного проектирования должны быть проведены:
анализ потребности рынка в энергетических возможностях
перспективной РКН «Амур» и формирование рекомендаций по
грузоподъемности ракеты на основные околоземные орбиты (в т.ч. на
основании статистики пусков, предоставленной заказчиком);
анализ потребностей в пусках PH «Амур» в рамках перспективных
федеральных программ (вкл. действующие федеральные целевые программы
и Программу «Сфера»);
анализ и прогнозирование критичных потребительских качеств
пусковой услуги с точки зрения потенциальных государственных и
коммерческих заказчиков, а также с учетом уникальных характеристик PH
основных конкурентов;
технико-экономический анализ обоснованности вариантов
технического облика PH «Амур» с невозвращаемой или возвращаемой
первой ступенью, а также остальных конструктивных элементов PH;
рассмотрение вариантов реализации основных СЧ КРК с целью поиска
решений конструкторско-технологического характера для оптимизации
стоимости пуска и создания коммерчески привлекательной,
конкурентоспособной PH «Амур» для внутреннего и международного рынка
пусковых услуг (по исходным данным заказчика);
оценка стоимости пусковой услуги, включая стоимость серийной PH
«Амур», головного обтекателя, разгонного блока, работ по организации
пусковой услуги и адаптации полезной нагрузки для всех сочетаний
сценариев пуска:
пуск PH «Амур» с возвращением и без возвращения первой ступени;
пуск PH «Амур» с и без использования разгонного блока;
максимально возможная загрузка стартового комплекса (15 пусков в
год), средняя загрузка - 6 пусков в год и минимальная загрузка - 2 пуска в
год.
при оценке стоимости пусковой услуги затраты на страхование пуска и
полезной нагрузки не включаются в оценку.
4.3. По результатам эскизного проектирования должны быть
разработаны:
уточненные технико-экономические требования, обеспечивающие
коммерческую привлекательность и конкурентоспособность PH «Амур»;
бизнес-план с оценкой рыночных потребностей на пуски PH «Амур»,
разработкой бизнес-модели и финансово-экономическим моделированием
основных вариантов реализации проекта;
маркетинговые рекомендации по завоеванию коммерческого рынка
(пессимистический, реалистический и оптимистичный сценарии).
Рекомендации гибкого ценообразования и тактики его применения с целью
увеличения доли РКН «Амур» на коммерческом сегменте рынка пусковых
услуг (не ограничиваясь);
предложения по экономической и операционной модели проекта,
составу участников и их ролям (с учетом возможного вхождения внешних
инвесторов в проект и внебюджетного финансирования);
модель окупаемости инвестиционного проекта, сопровождение и
защита финансовой модели перед внешними инвесторами проекта
(например, ПАО «Газпром») для привлечения внебюджетного
финансирования на ОКР и капитальные вложения.
4.4. По результатам эскизного проектирования должно быть
разработано технико-экономическое обоснование в соответствии с РК-11-КТ
и с учетом «Методических рекомендаций по проведению техникоэкономического обоснования стоимостных показателей создания ракетнокосмической техники на этапе эскизного проектирования» (письмо
Госкорпорации «Роскосмос», исх. № СП-3131 от 25.03.2020) Техникоэкономическое обоснование должно включать обоснования предложений по
стоимостным показателям СЧ PH «Амур», предлагаемой соисполнителями
Головного исполнителя до уровня 1-ой кооперации в части обоснования
трудоемкости, базовых экономических показателей предприятий кооперации,
материалов и ПКИ, спец, затрат, накладных расходов и нормы прибыли, а
также основных макроэкономических показателей (по исходным данным
заказчика).
4.5. Обоснование технико-экономических показателей проводится в
ходе выполнения СЧ ОКР. Затраты на разработку и изготовление изделий
КРК детализируются до отдельных систем и агрегатов.
4.6. Работы должны выполняться исходя из минимизации суммарных
затрат, необходимых для их осуществления путем оптимизации состава и
объема работ, а также использования уже имеющихся конструктивных и
технологических решений.
4.7. По результатам эскизного проектирования должно быть
разработано технико-экономическое обоснование в соответствии с РК-11-КТ
и с учетом «Методических рекомендаций по проведению техникоэкономического обоснования стоимостных показателей создания ракетнокосмической техники на этапе эскизного проектирования» (письмо
Госкорпорации «Роскосмос», исх. № СП-3131 от 25.03.2020) Техникоэкономическое обоснование должно включать обоснования предложений по
стоимостным показателям СЧ PH «Амур», предлагаемой соисполнителями
Головного исполнителя до уровня Гой кооперации в части обоснования
трудоемкости, базовых экономических показателей предприятий кооперации,
материалов и ПКИ, спец, затрат, накладных расходов и нормы прибыли, а
также основных макроэкономических показателей (по исходным данным
заказчика).
4.8. Стоимость пусковой услуги, включая стоимость серийной PH
«Амур», головного обтекателя, разгонного блока, работ по организации
пусковой услуги и адаптации полезной нагрузки для всех сочетаний
сценариев пуска, не должна превышать:
в конфигурации без посадки блока первой ступени и ее повторного
использования - 30 млн. долларов США;
в конфигурации без посадки блока первой ступени и ее повторного
использования и с разгонным блоком - 35 млн. долларов США.
в конфигурации с повторным (до 10 раз) использованием блока первой
ступени и без разгонного блока - 22 млн. долларов США.
Примечание. Стоимость пусковой услуги может быть уточнена по
результатам эскизного проектирования и является приоритетной
относительно возможности повышения грузоподъемности, указанной в п.
3.3.7 настоящего ТЗ.
4.9. В ходе выполнения эскизного проекта должна быть проведена
оценка производственных мощностей Исполнителя по производству
серийной PH среднего класса «Амур» с учетом требования по
производительности пусков PH.
4.10. Расчеты затрат на создание КРК должны быть приведены в ценах
соответствующих лет на актуальную дату выпуска эскизного проекта
согласно базовым экономически показателям предприятия и актуальным
индексам цен Минэкономразвития России.
4.11. На этапе эскизного проектирования должен быть разработан
комплекс мероприятий, определена их стоимость и сформирован план их
реализации, обеспечивающий повышение конкурентоспособности КРК на
этапе эксплуатации, в т.ч. по показателю удельной стоимости пуска, а также
проработаны мероприятия, позволяющие сохранять стоимости пуска, в
условиях инфляции.
4.12. Материалы эскизного проекта должны содержать сравнительный
анализ создаваемого комплекса (его изделий) с лучшими российскими и
зарубежными аналогами.
4.13. Материалы эскизного проекта должны содержать оценку
конкурентоспособности на мировом космическом рынке. Создаваемый КРК с
PH «Амур» должен быть конкурентоспособен на мировом космическом
рынке.
4.14. Решение о продолжении разработки КРК с PH «Амур» будет
принято заказчиком по результатам рассмотрения технико-экономических
показателей, полученных в рамках эскизного проекта.
МОСКВА, 19 апреля. /ТАСС/. Система увода от стартового стола создается для новой российской метановой ракеты-носителя "Амур", она будет срабатывать в случае аварии при запуске. Об этом сообщил ТАСС главный эксперт Департамента перспективных программ и проекта "Сфера" госкорпорации "Роскосмос", ответственный за реализацию проекта "Амур-СПГ" Игорь Пшеничников.
"Мы планируем реализовать в ракете-носителе "Амур" систему увода и горячего резервирования", - отметил Пшеничников.
Специалист уточнил, что в случае выхода из строя одного из двигателей он будет отключен, а другие форсированы. При этом даже рассматривается возможность выполнения миссии. "В этом случае ступень вернуть не получится, она улетает в одноразовом виде", - пояснил Пшеничников.
Если отказ произойдет непосредственно во время старта или близко к земле, вывести ракету не удастся из-за большой массы. Поэтому носитель будет уведен на безопасное расстояние, чтобы стартовый стол не был поврежден.
Роскосмос и РКЦ "Прогресс" в октябре прошлого года подписали контракт на разработку эскизного проекта космического ракетного комплекса с первой российской многоразовой ракетой на метане "Амур". Ракета получит возвращаемую первую ступень и будет запускаться с космодрома Восточный в Амурской области. В феврале генеральный директор Ракетно-космического центра "Прогресс" (входит в Роскосмос) Дмитрий Баранов сообщил журналистам, что работы по эскизному проектированию метановой ракеты-носителя "Амур" планируется завершить в третьем квартале 2021 года.
"Амур" с многоразовой возвращаемой ступенью будет способен выводить на низкую околоземную орбиту до 10,5 тонны полезного груза против 8,5 у ракет серии "Союз-2".
"Как известно, параллельно Роскосмос разрабатывает программу "Сфера", поэтому первой полезной нагрузкой ракеты-носителя "Амур" будут спутники этой группировки", - отметил Блошенко.
МОСКВА, 30 мая - РИА Новости. Первый опытный метановый двигатель для новой многоразовой ракеты-носителя "Амур-СПГ" будет изготовлен и испытан к ноябрю 2025 года, что на два года позже, чем предполагалось ранее, следует из материалов, размещенных на сайте госзакупок.
В мае 2020 года "Роскосмос" заключил контракт с КБ Химавтоматики на сумму 6,3 миллиарда рублей, предусматривающий изготовление и испытание восьми опытных кислородно-метановых двигателей РД-0169: первый планировалось создать к ноябрю 2023 года, еще три — к ноябрю 2024 года и четыре — к ноябрю 2025 года.
Согласно материалам, теперь в качестве срока окончания изготовления и испытания всех восьми опытных двигателей указан ноябрь 2025-го.
"С 2016 года в КБ химавтоматики по контракту с госкорпорацией "Роскосмос" ведется разработка двигателя РД-0177/РД-0169 тягой 100 тонн для ракеты-носителя "Амур-СПГ". Выпущена конструкторская документация, ведется подготовка производства, изготовление агрегатов, огневые испытания установок. Запланировано начало огневых испытаний двигателя в середине 2023 года", - говорится в письме Рачука, направленном в РИА Новости.
МОСКВА, 15 декабря. /ТАСС/. Окончательные сроки завершения эскизного проектирования метановой ракеты-носителя "Амур" с возвращаемой ступенью будут установлены после оценки вариантов двигателя второй ступени. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе Ракетно-космического центра (РКЦ) "Прогресс" (входит в Роскосмос).
"Окончательный срок завершения эскизного проектирования будет установлен после комиссионной оценки вариантов исполнения двигателя второй ступени РН "Амур", - отметили в пресс-службе.
Как уточнили в РКЦ "Прогресс", сейчас предприятия интегрированной структуры ракетного двигателестроения Роскосмоса ведут подготовку инженерных записок по вариантам построения двигателя второй ступени ракеты-носителя "Амур". "Целью данных работ является получение наиболее перспективного двигателя - оптимального по конструкции и наиболее энергетически эффективного", - добавили там.