Его товарищи сегодня летают по «кругу». Отрабатывают посадку, набивают руку и глаз. По профилю посадки видно, кто летит с инструктором, а кто сам. Когда самолёт появляется в поле моей видимости, я беру «соску» и докладываю, что его вижу.До какого-то момента самолёт идёт криво, всё время кренится и проваливается ниже глиссады. После дальнего привода начинает идти ровно как стрела – ручку выхватил инструктор. Я молчу. Самолёт аккуратно касается большими колёсами земли. Из-под них тут же вырывается сине-белый дымок. Ещё мгновение, и за самолётом появляются два полосатых тормозных парашюта.
- оба наполнились – подсказываю я экипажу.
Краем уха слышу, что вверенный мне подопечный возвращается из пилотажной зоны. Отрабатывал простой пилотаж на средней высоте.
Посадка Су-24 сложнее посадки Су-34. Имея одинаковые скорости, отличие кроется в профиле. Благодаря аэродинамической компоновке, Су-34 садится «по-вороньи», как бы всё время спускаясь, завершая посадку приземлением на свои тележки. Летчику достаточно лишь соблюдать высотно-скоростной режим, в нужный момент создав правильный угол встречи колес с полосой. У Су-24 аэродинамика кирпича. Он хорош на больших скоростях, сложив крыло. Посадку же он недолюбливает. Летчику Су-24 сначала надо камнем пикировать перед полосой, точно «видя» место перелома самолёта. В этом месте лётчик должен быстро перевести самолёт в пологое снижение и уже тут, сохраняя нужную скорость, вкатить самолёт в полосу. Поэтому его посадка похожа больше на катастрофу.
-... Выполняйте режим, дальность 12– дал РП разрешение на снижение.
-...Понял -
-... Ниже глиссады, на курсе – начал командовать руководитель посадки.
-...Ниже идёт, контроль скорости – почти сразу же командует руководитель.
Я, держа соску на готове, впереди вижу горящие фары падающего в планету Су24.
-Наблюдаю – докладываю руководителю.
- ...Ниже глиссады, контролирует скорость, уменьши угол – дают команды лётчику. Самолёт качается из стороны в сторону, нос ходит вверх-вниз. Хвост гуляет влево-вправо. Ему то не хватает скорости, то слишком много её.
- ...Поддержи! Малый газ! – я с ужасом наблюдаю, как Су-24 пролетает точку правильного входа в полосу ниже нормы, вот вот и он сядет до полосы с огромной вертикальной скоростью.
- ...Малый газ! Подбери! – на мои команды летчик реагирует с опозданием, явно сильно напряжен.
Самолёт пролетает точку точного приземления, сокращая расстояние для безопасного пробега. С силой плюхается сначала на левую стойку, затем на правую.
–...Тормози! Направление! – прошёл ровно половину полосы, парашюта всё ещё нет, хвост влияет то влево, то вправо. Он либо сойдёт с полосы в сторону, либо выкатится с неё вперёд.
Наконец появляются парашюты... Я просто не знаю, что сказать, с ужасом ожидаю того, что самолёт выкатится с полосы. Он слегка скрылся за неровностью полосы. Уже приготовившись дать команду на выключение двигателей, с облегчением наблюдаю, как с лёгким заносом самолёт входит в рулёжную дорожку.
К ночи полёты закончились. Я дошёл обратным путём. Сдал всю документацию, большими буквами записав лётчику замечания, и пошёл домой. Отбытие полка приближалось интереснее, чем хотелось бы.
1.8
В таком темпе мы встретили новый, 2022 год. В один из дней, когда я сменился после наряда и пришёл домой, раздался телефонный звонок. Телефон лежал на диване и неприятно вибрировал. Наверное, каждый военный меня поймёт. Звонящий начал с небольшой ухмылки, а значит, есть какая-то срочная задача.
– Алексей, привет, чем занят? – как бы невзначай спросил звонящий.
– Нормально Геннадий Аркадьевич – ответил я звонящему замкомэске. Уже понимая, что имеется какое-то дело.
– Завтра на работу не идём, встречаемся у торгового центра в 8:00. Надень все старое, но тёплое. Ну давай.
Всего старого и тёплого я ещё не успел нажить, за не долгую службу на Дальнему Востоке. Не было назначено и место встречи. На 8:00 прогноз показывал -40°. Что бы это значило? Я созвонился с другими моими товарищами. Подобные указания были доведены и до остальных. А так, как я не успел нажить еще и машину, записался в ту команду, у которых машина была. На следующее утро мы отправились к месту встречи.
Солнце только начало свой восход. Густой холодный воздух буквально окутывал все вокруг. У торгового центра толпилась куча народу в военной форме. Ещё больше людей было на противоположной стороне, где на жд пути стояли пустующие платформы для перегона техники. Сама техника стояла длиной вереницей, хвост которой уходил далеко назад, за поворот на пустырь. Его было практически не видно. Аэродромная техника, грузовые «шишиги», пассажирские ПАЗики, «командирские» УАЗики, автокраны, БТР роты охраны, вся авиационная механизация была там. Автомобили были заведены, их выхлоп густым туманом заволок весь жд пятачок.
Выйдя из машины мы отправились к самой большой толпе. Задача и объем работ был понятен. Детали нам довёл тут же появившийся Геннадий Аркадьевич.
– И вы тут, отлично, сейчас приедет командир, он все расскажет, будем технику устанавливать.
Немногим позже появился знакомый автомобиль. Из него вышел командир полка. Быстро пройдя в центр, напротив платформ, он командой построил присутствующих. Его каракулевая фуражка была видна отовсюду. Задача была простая – погрузить на платформы технику и особым образом её закрепить. Особый способ должен был продемонстрировать начальник автомобильной службы. Проверить швартовку должна была дама из РЖД, отвечающая за весь состав.
Если не вдаваться в подробности, то вся суть заключалась в следующем: автомобиль загоняли на платформу. Команда, отвечающая за швартовку, вооружившись инструментом и особой проволокой, обвязывала рычаг подвески у колеса к имевшимся на платформе крюкам. Обвязка проходила специальным узлом и не менее, чем шестью турами. По три тура (витка) с каждой стороны рычага. При этом туры с рычага, особым образом спускавшиеся вниз, к платформе, должны были точно повторяться на крюке, сходясь в шесть витков и заканчиваясь особым узлом.
Закончив с теорией быстро выяснилось, что особой проволоки нет. А так же нет горячего питания, которое должно было выдаваться в столь благоприятных для работы с техникой условиях. Решение нашлось тут же. Командир полка особым образом по воздействовал как на начальника продовольственной службы, так и на начальника автомобильной.
Проволоку решено было добыть путем сжигания покрышек от какой-то тяжёлый техники, которые подвозили на грузовом Урале. Чай привезли работники столовой и разливали всем желающим из зелёных военных термосов . Работа закипела.
Присутствующие были поделены на команды. Тыл, связь, служба войск, инженерно-технический состав и мы, лётчики. Каждой команде был назначен надел. Нам досталось две АПА, аэродромный кондиционер на базе Камаза и два ГАЗа-66. Небольшая площадь у состава заполнилась народом. Кто-то находился у колес, швартуя технику, кто-то носил обручи только что обожженной покрышки. Запах горелкой резины, русский мат и одубевшие от холода пальцы были главным участниками мероприятия.
– На четыре тура надо!
– Да какие четыре! По три с каждой стороны!
Тут же, как это обычно бывает, начались споры. Отовсюду слышались крики матом и угрозы все тут же срезать и начать по новой. Машины медленно, словно тяжёлые зелёные гусеницы ползли по мосткам на место своей парковки. Водителей было мало и они прыгали от одной машины к другой.
Я наблюдал за погрузкой БТРа. Водитель долго не мог прицелиться к мосткам. Уже несколько минут он безуспешно пытался вскочить на них, то быстро разгоняясь вперед, то тут же тормозя, скатывался обратно. В какой-то момент водителю это надоело. Он практически с места разогнался, вскочил на мостки и, намереваясь свалиться с обратной стороны платформы, ударил по тормозами и вывернул влево, в начало стоянки. Машина резко повернула, на секунду застыв только на правых колёсах. Казалось, он сейчас же перевернётся и упадёт на землю. Все обошлось.
Нашей команде повезло. Среди нас присутствовали рассудительные штурманы, которые резонно решили сходить и узнать про швартовку еще раз. Вернувшись с ценными данными и «размножив» их мы приступили к работе. Подъехала наша партия машин. Мы быстро их облепили. Работать в перчатках было не удобно. Пружинистая проволока норовила выскочить. Ею я порвал свои зимние выданные перчатки. Пальцы жгло холодным металлом. Пришлось несколько раз перевязать колесо. Быстро уловив технику вязки наша работа ускорилась. Периодически подходила дама в красном берете РЖД, осматривала швартовые, нахмурившись кивала, что-то записывала и уходила.
Мы перешли к очередной машине. Работа шла быстро. Разобравшись кто подносчик, а кто обвязыватель мы начали работать в парах. По старой традиции – работали экипажами. От сажи все были чёрными. По машине мы шныряли как обезьяны по дереву. Огромные прутья обожженной проволоки были нам лианами. Руки быстро шныряли вверх-вниз, опоясывая ось колеса.
Первыми от места работы начали отъезжать машины штатных служб. Мы смеясь и указывая на них продолжали работать. Наконец, мы закончили с крайним ГАЗ-66. Наш замкомэска позвал даму в красном берете. Она начала осмотр. Закончив с левой стороной она подошла к правому борту, где работал я и еще пара лётчиков со своими штурманами.
– Что это! – разводя руками крикнула она
– Нет нет, это никуда не годится! Она же у вас упадёт! – затараторила женщина.
– Так тут же то же самое, что слева! – не вытерпев вмешался я.
– Я не принимаю это машину! – объявила она и тут же ушла.
Взяв болгарку я с досады обрезал последний час нашей работы. Раздобыв еще проволоки мы начали по новой. Уже молча, особо не разговаривая мы провозились еще около часа. День шёл к закату. Слегка потеплело. Пальцы не так сильно кололо. Наконец, дело было кончено. Принять нашу работу пришёл уже мужчина. Он, подергав за плотные туры обмотки, и видимо подсчитав количество угрюмых лиц, одобрительно закивал. Мы поехали домой. На следующий день нас ждало повторение полученного опыта.
1.9
Последний эшелон техники отправился к месту проведения учений. В пути он находился около двух с половиной недель. Через всю страну поезд увозил средства обеспечения полётов, всё то, что готовит самолёт к одной лишь задаче. На аэродроме оставили тот минимум, который бы обеспечивал какое-то количество учебных вылетов, необходимых для подготовки свежих выпусков молодых лётчиков.
Окончание работ на ж/д полустанке решено было отметить традиционным для авиации гаражным застольем. Небольшая частная вечеринка только для своих. Тем более поводов было несколько. Помимо уже описанных работ, отмечалось также выполнение некоторыми молодыми лейтенантами так называемых зачётных упражнений. Зачётное упражнение выполняется по завершении какой-либо программы Курса Боевой Подготовки.
Например, когда лётчик отлетал необходимый перечень полётов на боевое применение по наземной цели (днём, ночью, в хороших и плохих условиях), овладел необходимым опытом, набил руку и закрыл тему зачётным упражнением. После такого вылета он получит допуск к ведению боевых действий по отработанному профилю. Лётчик становится чуть ближе к своей главной роли – роли военного профессионала. В авиационной традиции отмечать такие вылеты застольем, приглашая всех товарищей: от старших командиров к обычным лётчикам. Отказываться от такого предложения считается дурным тоном. Такие собрания имеют статус офицерских. Это сплачивает коллектив, разряжает обстановку и приучает молодёжь к порядку.
В своё первое закрытое зачётное упражнение, после которого бомбардировщик получает допуск к ведению боевых действий по наземным целям одиночно, я в одиночку (мой тогдашний штурман был опытным и это зачётное уже закрыл) пригласил всё управление полка, все три эскадрильи и некоторых других военнослужащих. Кто-то прийти, конечно же, не смог, но даже при таком раскладе – людей было много. Поэтому, обычно, поводы стараются совмещать. Так дешевле. Такие собрания посещает командир полка со своими заместителями. Слово передаётся по старшинству занимаемой должности, программу вечера ведёт замполит полка (эскадрильи) или назначенный оратор из числа наиболее подготовленных офицеров. Замполит не только следит за соблюдением регламента, но ещё и за поддержанием военного порядка на мероприятии.
Времени оставалось достаточно, поэтому часть его я решил провести за необходимым злом – подготовкой своей летной документации к предстоящим учениям. К сожалению, лётчика оценивают не только по его авиационным качествам, но и по ведению им личной документации. Любые учения всегда начинают с оценки лётных экипажей. И первым в списке идёт законодательная бюрократия. Ведение летной книжки, соответствие отлетанной программы полученным допускам, наличие оформленных летных проверок (техника пилотирования, навигация, боевое применение, заход на посадку по дублирующим приборам, заход на посадку на одном двигателе), соответствие этих проверок временным нормативам (у проверки есть срок действия, после которого её надо летать снова), заполненная документация непосредственно касающаяся выполнения полётов. Тетрадь общей подготовки – теоретическая база, которую лётчик заполняет каждый месяц по темам на учебный период (тактика, аэродинамика, авиационная техника и т. д.), а также тетрадь лётной подготовки – отражение будущего полёта в бумаге. Помимо основных частей, в каждом этом документе есть куча дополнительных разделов, которые надо было привести в надлежащий порядок.
По традиции, лётчики делятся на образцовых в плане документации и таких, как я. Мой первый лётчик-инструктор называл меня оболтусом, а в конце лётной практики сделал запись в мою курсантскую лётную книжку, где не только отметил мои лётные качества, но и предупредил об отсутствии у меня тяги к бюрократии и необходимости контроля за мной в этом отношении. Правда, будучи оболтусом и сам, сделал помарку, которую обнаружил образцовый командир эскадрильи. В самой жёсткой форме мне была высказана претензия по поводу грязи в официальном документе, с требованием переписать всю лётную книжку заново.
Всё, что было нажито непосильным трудом, подлежало переписыванию. Стоявший рядом лётчик-инструктор, молча, сделав жест кулаком, напомнил о таинстве совершаемых помарок и кодексе оболтусов. Своего инструктора я не сдал, за что была получена чистая лётная книжка.
Время тянулось монументально долго. Под офицерскую линейку выводились отдельные буквы и знаки препинания, которые сливались в официозные строки. «Навыки проверены», «задание отработано в полном объеме», «разрешаю выполнение полётов». В некоторых местах записи требовали дублирования.Я буквально тонул в объеме великого русского языка. А на мне еще висел долг по «периодической информации» – рассылаемые службой безопасности полётов телеграммы о случившихся авиационных инцидентах во всей государственной авиации, которые переносились в необходимые разделы разных тетрадок. Под светом настольной лампы день медленно шёл к закату.
Наконец, дело было кончено. Следующим по списку шло посещение парикмахерской. Она располагалась прямо в городке. Запись была выбрана с учётом погружения в бумагу. Собравшись я пошёл приводить причёску в порядок. Дверь пришлось толкать, с силой наваливаясь. Пока я заполнял тетрадки, дальневосточный циклон уже успел насыпать сугроб напротив подъезда. Тёмная улица удачно скрывала прелести фасадов военного городка. Приветливая молодая девушка, которая меня стригла все время, завела разговор на тему предстоящих учений — её муж тоже был там задействован, летчиком он не был.
– Слушай, я слышала, что вы на полгода туда – остановив быстрые движения ножницами и посмотрев мне в лицо через зеркало, сказала она.
– Да ты чего, какие полгода? Там на всё про всё два месяца, – с недовольством ответил я. Держа в голове поговорку про все знающих официанток в лётной столовой и парикмахеров.
Наконец закончив и тут, я пошёл в назначенное место. Опаздывать на офицерское собрание было нельзя. Пройдя ряд типовых пятиэтажек, я вышел к гаражному кооперативу. Тут своя жизнь. Кто-то возится, матерясь, со своей машиной, кто-то так же собрал свою компанию. Я так же прошёл через гараж с лётчиками из другой эскадрильи. Они любезно предложили мне присоединиться к их посиделкам, но я отказался – опаздывать нельзя.
Подойдя к назначенному гаражу, я обнаружил, что был одним из последних. Мне было сделано замечание. Голодные товарищи не могли начать, не дождавшись всех приглашённых. Гараж принадлежал одному из «стариков», опытному штурману. Со штурманской педантичностью, которая традиционно присуща этому народу, гараж был старательно переделан в мужское место силы. Капитальные стены выровнены, покрашены и утеплены. Установлена вручную сваренная печка – буржуйка, с системой вывода дыма и обратным клапаном.Стеллажи разобраны по типу необходимого и задрапированы однотонной тканью. Аккуратно устроена кухонная зона. На стенах развешаны артефакты прошлой войны – флаги ВВС и САР. Фотографии с аэродрома Хмеймим. Официальные – у самолёта, в кабине, общее фото с Путиным. И неофициальные – фото из кимб и разного рода «пикников». Фото с побережья Средиземного моря. На видном месте, полумузейно висит «сирийский» комбез. Одним словом – памятные свидетельства пройденного опыта. Около таких музейных экспонатов всегда толпятся молодые, непременно расспрашивая хозяина о деталях происходивщего. А хозяин любезно делится подробностями, снабжая их разными премудростями. О ведении навигации над пустыней, например. Такой гараж – предмет белой зависти товарищей. Некий стандарт качества.
– Товарищи офицеры – начал официальную речь замполит эскадрильи – предлагаю начать наше мероприятие, сегодня несколько поводов. Молодые лётчики получили первые допуски (перечисляет фамилии, владельцы которых встают из-за организованного стола), слово для поздравления передаю командиру эскадрильи – указывая рюмкой в сторону начальника.
– Ну что же, товарищи офицеры, поздравляю вас с первым важным шагом в вашей профессии, желаю мирного неба и безаварийной работы – произносит, вставая, командир эскадрильи.
–Ура! Ураааа! – поддерживают слова комэски хихикающие лица стариков, приглашая всех, таким образом, чокаться рюмками всех остальных.
Толпа рук тут же соударяет сосуды, комната тонет в улыбках и криках. По неофициальной традиции кто-то запевает мотив «Прощания славянки», тут же подхватываемый другими голосами, рюмки тут же опустошаются. Замполит Сразу же даёт команду на наполнение рюмок. Обычно тосты идут практически сразу же до третьего, за которым уже тихо поминаются ушедшие товарищи, которые вспоминаются по именам, иногда вспоминаются обстоятельства их гибели.
После третьего тоста обычно объявляют перерыв, за которым присутствующие выходят на улицу освежиться и покурить, просто постоять с бутылкой пива, глядя в звездное дальневосточное небо напротив догорающего мангала. После перерыва идёт время поздравлений товарищей помладше. В дальнейшем мероприятие переходит в режим неформального мероприятия, на котрорм военный этикет отходит в сторону. Некоторые расходятся по домам, основная масса народу продолжает чествование «именинников». Последними уходят виновники торжества, которые обязательно наводят порядок.
В тот вечер я остался помочь навести порядок. Тщательно убрав все следы прошедшей вечеринки, мы снова превратили это место в музей. Это было последнее мирное офицерское собрание моей эскадрильи.
