Продолжение
Записки Штабс-Капитана, [21.11.2025 21:13]
После потерь первых дней марта нам приказали стереть фамилии с наших защитных шлемов. Вместо своей фамилии, когда-то нанесённой красной краской, чёрным перманентным маркером я вывел номенклатурное название ракеты одного западного ПЗРК. Я решил бросить небольшой вызов тому случаю, который позволил мне попасть сюда вместе со всеми тем январским днём 2022 года. Я знал, что это принесёт мне удачу. Позже я нарисовал голову злого Дональда Дака, что завершило образ.
7 марта 2022.
– Так летчики, внимание, сегодня у вас будет две цели. Первая в районе Гостомеля, помогаем нашим. Половину БК тут, половину на другую цель – сказал штурман полка, обведя обе цели по очереди – Вторая цель в районе Фастова. Бомбим склады. Зарядка – по шесть ЗАБ или ОФЗАБ-500, кому что повесят. Ознакомьтесь с маршрутом.
– А сколько до Фастова?
– 170 километров. Районы эвакуации только на нашей территории. Но вы и сами все знаете. Удачи.
Нам стало приходить больше целей по непосредственной поддержке наземных сил. Их стало так много, что выделять под них отдельные самолётовылеты больше не представлялось возможным. Такие задачи стали комплексировать с другими. Упор делался на постоянство поддержки наземных сил в ущерб наряду авиационных средств поражения. Вскоре нам придётся летать не только по своим задачам, но и по задачам соседей. Мы забирали часть вылетов у штурмовиков и вертолётчиков.
Фастов – наверное, наиболее сложная цель. Учитывая конфигурацию маршрутов, он находился ближе Житомира. Но Фастов вплотную прилегал к Киеву. Объекты вокруг него прикрывались как в объектовой, так и в зональной системах ПВО. Это был крепкий орешек, к которому было тяжело и опасно прорываться. Его обороняли киевские и житомирские С-300 ПС – наиболее дальнобойные и боеспособные части ПВО ВСУ.
Для действий в этом районе мы шли на тактические хитрости, которых исходя из тактической обстановки у нас было не много. Для обмана противника и реализации эффекта неожиданности, по целям в районе Фастова действовала часть нашей бомбардировочной группы. В определённый момент пара или тройка самолётов отделялась от основных сил, на полной скорости двигаясь к своим целям. Основная группа при этом выполняла резкий отворот по своим целям. На фоне первоначального отворота всей группы, идущей плотным порядком, отделение двух-трёх самолётов было незаметно, по крайней мере в начале.
В этом вылете, в качестве отделяющейся группы, были назначены три экипажа. Подгорного Василия Сергеевича, который шёл первый. Гончарука Олега Максимовича – моего бывшего командира звена, который шёл вторым. Замыкал группу мой экипаж. Я шёл крайним всей группы.
Мы собрались над картой, чтобы изучить оставшийся маршрут. Чёрная линия простого карандаша шла прямо по пригороду Киева. Коридор пролёта к Фастову был сильно ограничен возможным манёвром. С запада он контролировался силами ПВО Житомирской агломерации. С востока – Киевом. С юга – Белой Церковью, ещё одним мощным районом ПВО.Такой полёт больше походил на длинный коридор, с трёх сторон простреливаемый ракетами. Наша Зелёная Миля. Трудно описать то смятение, которое заползает в голову в минуты изучения такого сложного маршрута. Жребий брошен. Наша работа — выполнить поставленную задачу.
На стоянке меня ждал самолет, заряженный шестью ОФЗАБ-500. Я впервые видел такие бомбы. Они походили на серых головастиков. Особенностью этих бомб была их малая фугасная способность. Их задача была поджечь площадь своей текучей смесью. Осколочное действие было невелико. Их мы могли бросать сходу, с высоты в 200 метров, без обязательного маневра. Это значит, что после сброса бомб мы продолжим движение дальше, к нашей основной цели.
Я проверил вкрученные взрыватели. Для надёжности их было два: один в головной части, другой в хвостовой. Я ладонью похлопал по холодному корпусу. Головная часть, в которой содержалось основное взрывчатое вещество типа тротил-гексогеновой смеси, отзывалась глухим звуком, не отличимым от ФАБ-500. Хвостовая же часть, в которой хранилась жидкая горючая смесь, простукивалась как канистра с бензином. Всё было готово.
Я не особо торопился с выруливанием, ожидая, пока состав из шести самолётов продвинется к старту. Мимо меня вырулил самолёт Николая Владимировича. Техник забыл вытащить шток заземления. За самолётом волочился металлический тросик с колышком, закреплённый в специальном гнезде на мотогондоле левого двигателя. Резво отскакивая от бетона, он осыпал пространство под собой яркими бело-желтыми искрами. По эфиру прошло мнение, что вся эта конструкция сама отвалится после взлёта. Точно не помню, почему ее не отцепили во время стоянки самолёта перед взлётной полосой.
Комэска взлетал где-то в середине нашей формации. Разгоняясь по бетону, колышек заземления еще больше искрил. Из под самолета вырывался настоящий фонтан огненных капель. Такое ощущение, что за самолётом забыли не тоненький тросик, а настоящий железнодорожный костыль. Каково же было моё удивление, когда этот самый костыль, отделившись от брюха самолета, со скоростью самолета заскользил по полосе, осыпая чёрноту ночи яркой струёй раскаленных искр.
– Погоди, это же... – не успел сказать я Стальному.
– 613, проверьте наличие бомб на самолёте! – крикнул РП.
– 613, у меня все в наличии – абсолютно спокойно сказал комэска.
– Погодите, нет, у меня в наличии пять бомб! – добавил он тут же.
От самолета Николая Владимировича отделилась ОФЗАБ-500, сорвавшись со своего замка. Бомба остановилась где-то в районе КТА — ровной половине аэродрома. Взлёт остальных участников стал невозможен. К месту остановки бомбы выехала команда на буханке. Я направлял их по радио, так как со своей позиции бомба была мне хорошо видна.
Подъехав к тому месту, где бомба прекратила своё движение, машина остановилась. Из неё около пяти минут никто не выходил. Сидящие внутри не хотели подходить к раскалённой бочке с горючей смесью. Вскоре боковая дверь открылась, и из неё вышло несколько человек. Встав над бомбой и простояв так около двух минут, они решили ногами отпинать её к краю полосы. Чёрные фигуры, быстро орудуя ногами, за несколько минут сбросили бомбу в траву. Выполнение задания продолжилось. Один за другим оставшаяся группа покинула аэродром взлёта.
Мы идём над Белоруссией на высоте трёхсот метров. Облачность, стоявшая над Смоленском, к этому моменту рассеялась, как и наши надежды на её прикрытие. В серебряном свете полной луны всё освещалось как днём. Спины нашей семёрки блестели белыми отблесками. По кабине красиво двигались лунные тени. Условий идеальнее придумать было нельзя. С земли нашу группу было хорошо видно. В ту ночь я впервые смог детально разглядеть землю под нами. Мы двигались дальше.
В лунном свете отчётливо виднелся огненный мешок, в котором вели боевые действия наши подразделения. Подсвеченные холодным лунным светом столбы огня, клонящиеся ветром к земле, казались более мягкими. Огненно-красные раскаты, бывшие хорошо видны тёмными ночами до этого, теперь представлялись более розового, мягкого оттенка. Снег, выпавший недавно, тонким слоем припорошил всё вокруг. Круто пересеченный рельеф Киевской области то поднимается, то местами опускается, разделенный дорогами, оврагами и ручьями. Он иссиня-белый, лежит в ночной темноте, подсвечиваясь только очагами боев. Вдали огнями города горит Киев. Кажется, прекрасный солнечный день кто-то закрыл синим фильтром. Очень красивое с воздуха зрелище, не будь оно настолько ужасным по своей природе.
Наша первая цель лежала на острие мешка. Мы сбросим зажигалки прямо на головы противника. Группа, ведомая первым самолётом, в полной радиотишине начинает разгоняться перед ударом. Впереди идущие крутые спины самолетов начинают сильнее качаться вверх-вниз. Вскоре, один за другим экипажи начинают подъем на высоту бомбометания. Мы идём прямо над полем боя. Слева и справа пролетают огненные очаги, оставляя в кабине свое красно-розовое свечение. Мы быстрыми фигурами идём над порядками противоборствующих внизу людей. У нас своя задача, но мы часть того ада, который царит кругом.
В какой-то момент справа начинают вырываться огненные факелы, быстро, один за другим, словно кто-то запускает салюты. Это ракеты системы залпового огня. Наша семёрка идёт ровно под белыми тугими хвостами. Их разгонные двигатели гаснут прямо над нами, яркими вспышками разлетаясь по кабине. Это очень красивый и в то же время настолько же ужасный пейзаж. Везде, где хватает зрения, горит земля. Местами вырываются чёрные столбы дыма. Это догорает подбитая техника. Через несколько секунд где-то впереди, мелкими огненными шарами встречаются с землёй выпущенные ракеты.
Время замедляется настолько, что я до сих пор в памяти могу воспроизвести панораму Киевских боев. Мне кажется, я помню каждый горящий куст и каждый остов перекалённого до красноты металла. Впереди начинают рваться зажигательные бомбы первых самолётов. Это не объёмные огненные шары фугасов ФАБ. Это быстрые раскаты огня, разливающиеся пламенем по земле. Ощущение такое, что кто-то лопает наполненные огнём воздушные шарики. Столбы огня исчезают так же быстро, как появляются. Освещая все вокруг лишь на доли секунд. Мы бросаем их прямо на позиции ВСУ, которые быстро исчезают под нашим брюхом.
– 0.5 БК исполнено, десять секунд – докладывает Стальной.
– ПИИИИИИИИИП – протягивает уже знакомый сигнал.
– Кнопку зажал.
– Наблюдаю, сброс!
ПУМ ПУМ ПУМ... с крыла сошли зажигалки. Ещё мгновение и в зеркалах тут же отражается зарево резких вспышек, на секунду ослепляя глаза. Впереди приближается Киев. Время снова приобретает привычный ход. Первые самолёты, один за одним начинают резкий отворот. Теперь они рассеянны маневром, но их все равно хорошо видно. Они словно уступают нашей тройке дорогу, своими тонкими крыльями разрезая воздух перед нами. Вскоре крайний самолёт исчез из моего поле зрения. Мы идём дальше.
– Ну что, теперь следующая – говорит штурман.
На экране тянется длинная прямая, оканчивающаяся кругом. Нам нужно преодолеть ещё около семидесяти километров. Очень странное чувство. Что такое семьдесят километров до какого-нибудь озера, где вы решили отдохнуть с друзьями? Но в то же время, что такое семьдесят километров для тройки Су-34, только что переваливших линию фронта и всё дальше отдаляющихся от своих?
Мы слегка расходимся по фронту и я немного отстаю от группы. Нужно выдержать дистанцию. Мы бомбим одну целью, а значит надо дать пространство для маневра своим товарищам. Впереди упали бомбы экипажа Подгорного.
– Я отхожу...бум пшшшшшшш – резко вырывается в эфир радиостанция Василия Сергеевича.
– Леха, походу Сергеича сбили – говорит мой бывший командир звена.
– Мы...пшшшшш я....пшшшшшшш – на фоне слышится резкие громкие звуки.
Со своей позиции мне не виден самолет подгорного. Я не видел каких либо вспышек, но с самолётом что-то не так.
– Отхожу! ПШШШШШШ – последние слова Василия Сергеевича.
Впереди заиграли красные искры – проснулись автоматические зенитные пушки.
– Леха, их походу из ЗУшки сбили! – говорит Стальной
– Да, похоже на то.
Я вижу как разрываются очередные бомбы.
– Леха, молотилки проснулись! – говорит Олег Максимович.
Я набираю нужные двести метров. Хибины оживают и начинают регистрацию угроз. На экране поочерёдно включились две С-300. Хибины ставят им помеху, над их фигурками горит по одной зелёной стрелочке. Справа быстро пролетает тень.
– Это Сергеич, они еще живы! – радостно кричит Стальной.
Слева, покачивая крылом пролетает экипаж Гончарука. На экране Хибин красным горит слово АТАКА. Нас поставили на захват. В этот момент я сдаюсь. Впереди ведёт огонь зенитка, нас ведут две С-300 ПС. Я принимаю решение об отходе. За что мне до сих пор немного стыдно.
– Железяка, мы отходим!
Я резко ломаю самолет влево. Я разворачиваюсь так быстро, что оказываюсь за самолётом Гончарука. Мы идём практически парой. Я держусь от него справа на небольшом расстоянии отпуская дальше, что бы обеспечить себе безопасность маневра. Как же нас видно!
Неожиданно, из приближающейся посадки вырывается красный столп искр. Зенитка! Она бьёт прямо по Гончаруку, чего тот не видит.
– Железяка, скажи им!
– Понял! Тюбук, Тюбук, по вам зенитка работает! Маневрируй! – кричит он
– Что...
– Работают по вам малотилкой, уходите! – Повторяет Стальной
– Не понял!
Красная волна полощит им в районе брюха, сопровождая своим огнём.
– Я срублю их – говорю я, опуская гашетку пушки.
Позиция для стрельбы у меня ужасная. Из-за малой высоты я не могу спикировать на цель. Я ожидаю, пока зелёная марка прицела полого наползет на то место, откуда ведётся огонь. В тот момент, когда я уже собрался зажать боевую, трассеры прекращаются. Стрелять я не решился. Я бы выдал свою позицию, подставив им свою спину, когда пройду их позицию.
– Стальной, что ты хотел!? – не может ничего понять штурман впереди летящего самолёта.
– Да ничего! Му**ки! – в сердцах крикнул Стальной.
Я не помню как мы добрались до дома. Голова стёрла этот момент из памяти. Подгорный, как потом оказалось, столкнулся с птицей. Она пробила фонарь штурмана, не убив его только потому, что он вовремя наклонился к своим органам управления. Бороться с самолётом, на такой высоте и скорости, при разрушенном фонаре и без связи максимально тяжело. Экипаж чудом не обморозился. Они выполнили аварийную посадку на одном из аэродромов Белоруссии.
