Самолет-мечта встает на крыло
Гордость советского машиностроения, самый большой в истории мировой авиации самолет
Ан-225 ("Мрия") в ближайшее время снова поднимется в воздух. Как заявил "Эксперту"
генеральный директор "Авиалиний Антонова" (дочерняя структура одноименного АНТК)
Константин Лушаков, его компания уже к лету будущего года надеется "поставить 'Мрию' на
крыло", продолжив испытания, прерванные в начале 90-х. Для этого необходима тесная
кооперация с российскими КБ и НИИ, которые будут осуществлять техническую доводку
лайнера. Общая сумма инвестиций в проект оценивается в 20 млн долларов. Эти средства
пойдут на закупку шести двигателей у российских предприятий и внутреннего оборудования
салона. Сейчас многие из этих деталей демонтированы и используются на других самолетах, а
некоторые просто пылятся в ангарах, как в России, так и на Украине.
В случае успешного завершения испытаний и сертификации Ан-225 будет передан в
коммерческую эксплуатацию. И тогда мировой рынок авиаперевозок крупногабаритных и
сверхтяжелых грузов ожидает новая революция. Первый передел произошел восемь лет назад,
когда российская компания "Волга-Днепр" и украинская "Авиалинии Антонова" начали продавать
перевозки грузов весом до 120 тонн на предшественнике "Мрии" - самолете Ан-124 ("Руслан").
Русские и украинцы тогда, по сути, открыли новую нишу и быстро ее монополизировали,
потеснив при этом из соседних сегментов западных перевозчиков, которые осуществляли
доставку на самолетах Boeing-747 Jumbo грузоподъемностью 80 тонн.
Сейчас на долю компаний "Волга-Днепр" и "Авиалинии Антонова" приходится почти 90%
рынка крупногабаритных грузов (половину рынка контролируют россияне и 40% украинцы),
который оценивается в 230 млн долларов. Его емкость увеличивается на 25-30% каждый год, а с
появлением "Мрии" рост может принять поистине взрывной характер. Учитывая массу
энергетических проектов в Китае и других странах Юго-Восточной Азии, для реализации которых
необходимо возить турбины для электростанций, а также планы запуска двухступенчатых
ракет-носителей со спутниками путем десантирования с самолета, фирмы, которые захотят
эксплуатировать "Мрию", могут претендовать на 5-6 млрд долларов в течение ближайших десяти
лет.
По словам Константина Лушакова, запуск спутников с "Мрии" будет в семь-десять раз
дешевле, чем со стационарного космодрома. При этом "Мрия" не будет прямо конкурировать с
проектом авиакомпании "Полет", которая собирается запускать спутники с "Руслана". Дело в том,
что "Полет" намерен запускать легкие спутники весом до 3,5 тонны, а с "Мрии" можно запускать
уже аппараты средней тяжести (до 5,5 тонны). А вот с новыми разработками западных авиаторов
- моделью A3ХХ-100F концерна Airbus и лайнером 747-X корпорации Boeing (грузоподъемность
обоих не превышает 150 тонн) - "Мрия" вступит в прямую конкуренцию и скорее всего ее
выиграет. Производить самый большой самолет в мире, видимо, будет Ульяновский
авиакомплекс, выпускающий сейчас "Русланы".
http://www.expert.ru/expert/current/data/avan.shtml#3
[Edited by KRoN (12-07-2000 at 18:21).]