[image]

Ракетные топлива завтрашнего дня

Теги:космос
 
1 2 3 4 5
+
-
edit
 

Xan

координатор

> более 50 мегаджоулей на литр. Это значительно выше в сравнении с реактивным топливом, чьё значение не превышает 35 МДж/л.

15 МДж/л за счёт чего выигрывают?
У тротила "внутренней энергии" всего 7 МДж/л.

У обычной органики теплотворная способность пропорциональна расходу кислорода.
Значит вещество должно содержать в литре больше углерода.
А чтобы "всё, как у керосина, но ещё и внутренняя энергия" — это как-то странно.
Слишком много этой энергии.

Sandro> Хм. А это вещество не будет склонно к взрывной полимеризации? По аналогии с ацетиленом.

Вот мне красиво горящие электромобили что-то такое навевают!!! :D
   88
RU Бывший генералиссимус #11.07.2022 09:12  @Xan#11.07.2022 09:00
+
-
edit
 
>> более 50 мегаджоулей на литр. Это значительно выше в сравнении с реактивным топливом, чьё значение не превышает 35 МДж/л.
Xan> 15 МДж/л за счёт чего выигрывают?

За счёт плотности. Синтин (метилдициклопропилциклопропан) и боктан (дициклобутан) плотнее керосина, хотя боктан ненамного. Не зря ж говорят про литры. На килограмм разница тоже есть, но она меньше. На килограмм разница именно за счёт напряжённых циклов. Шестичленный цикл не имеет "запасённой" энергии, пятичленный имеет, но крайне небольшую. Четырёхчленный уже гораздо больше, максимум, вестимо, у трёхчленного.
   103.0.5060.114103.0.5060.114
RU Бывший генералиссимус #11.07.2022 09:14  @Sandro#11.07.2022 07:36
+
-
edit
 
Б.г.>>>> Синтин и есть метилдициклопропилциклопропан.
Б.г.>> Вместо метильного радикала может быть винильный.
Sandro> Хм. А это вещество не будет склонно к взрывной полимеризации? По аналогии с ацетиленом. Да, в ацетилене связь всё-таки тройная, плюс тут винил изолирован от напряжённой части молекулы одинарной связью, но всё же ...

Ну, дивинил к взрывной полимеризации не склонен. Наоборот, трёхчленные циклы несколько изолируют винильный радикал от химической активности, не смещая, при этом, электронную плотность.
   103.0.5060.114103.0.5060.114

Naib

аксакал

Xan> 15 МДж/л за счёт чего выигрывают?

(шёпотом) А они не выигрывают. Плотность циклопропанов может превышать 1 г/мл, но в этом случае должно быть много циклов и мало углеродной цепи. А тут скорее наоборот будет, так что плотность будет близка к биодизелю.
   103.0.0.0103.0.0.0
Это сообщение редактировалось 12.07.2022 в 07:16
+
+1
-
edit
 

Naib

аксакал

Этот биосинтетический путь обеспечивает чистый путь к высокоэнергетическому топливу, которое до этой работы можно было производить только из нефти с использованием высокотоксичного процесса синтеза. Поскольку это топливо будет производиться из бактерий, питаемых растительным веществом из углекислого газа, извлечённого из атмосферы, их сжигание в двигателях значительно уменьшит количество добавленного парникового газа по сравнению с любым топливом, полученным из нефти», — заявил Джей Кислинг, руководитель проекта
 


Синтин делали из фурфурола, а фурфурол из лузги подсолнуха и кукурузных стеблей. Вполне себе "биотопливо" получалось. "Высокотоксичный процесс синтеза" - эт ваще шЫдевр мысли. Процесс вообще не бывает токсичным, это применимо только к веществам. "Высокотоксичная перегонка", ага.

Судя по цвету экстракта - там в основном каротиноиды, а этих фуфломицинов немного.

Вообще, на заре моей деятельности я плотно занимался именно химией циклопропанов. Они довольно легко формируются из двойных связей, разными способами. Помимо этого - ещё можно лепить циклопропиламины (по энергетике - родственники гептила)
   103.0.0.0103.0.0.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Старое, от 2014, но пусть полежит - как ни странно, на форуме вроде не мелькало. Как минимум - в профильных топиках.

Ацетам - раствор ацетилена в аммиаке.

"Энергомаш": топливо ацетам поднимет эффективность двигателей на 30%

"Ацетам уже прошел все испытания, другое дело, что дальше его надо испытывать на ракете-носителе, а это, соответственно, уже другие деньги и все совершенно другое", - продолжил исполнительный директор "Энергомаша" Владимир Солнцев. //  ria.ru
 
ЖУКОВСКИЙ (Московская область), 29 авг — РИА Новости. Новое ракетное топливо ацетам должно поднять эффективность на 30% без изменения конструкции двигателей, сообщил сегодня журналистам исполнительный директор "Энергомаша" Владимир Солнцев.

"Мы активно работаем над этим вопросом, институт имени Келдыша также оказывает нам содействие", — сказал он. "Но это топливо должно пройти все этапы эволюции, должна появиться структура работы с ним", — добавил Солнцев.

Исполнительный директор также отметил, что "минимум лет 7-8 еще уйдет на получение окончательных результатов по этому топливу". "Ацетам уже прошел все испытания, другое дело, что дальше его надо испытывать на ракете-носителе, а это, соответственно, уже другие деньги и все совершенно другое", — продолжил он.

"Это топливо наиболее эффективно именно для разгонных блоков, у него и импульс выше и экономия больше. Мы планируем использовать его на новых разгонных блоках РКК "Энергии" ДМ, сейчас мы совместно с корпорацией изучаем этот вопрос", — пояснил Солнцев.
 




Ацетам – новое высокоэффективное горючее универсального применения, равновесный высококонцентрированный раствор газообразного ацетилена в жидком аммиаке.

Смесь аммиака с ацетиленом была выбрана в ходе подбора веществ, способных снизить взрывоопасность ацетилена.


Ацетилен имеет наибольшую из ряда наиболее распространенных углеводородных горючих теплотворную способность – в паре с кислородом на 23% выше, чем у керосина и на 19% выше, чем у метана. Причина, по которой ацетиленом никогда не интересовались в ракетной технике, состоит в том, что он практически не существует в жидкой фазе, возгоняясь в газ непосредственно из твердого состояния.

В ацетаме ацетилен и аммиак взаимно подавляют негативные стороны друг друга – ацетилен радикально снижает токсичность аммиака, а аммиак столь же радикально подавляет склонность ацетилена к взрывному разложению. По существу, ацетам – это псевдосжиженный ацетилен, углеводород с наивысшей теплотворной способностью, в чистом виде, однако, не существующий в конденсированной фазе.

В ацетаме наибольшая среди углеводородов энергоэффективность ацетилена сочетается с высокой плотностью и повышенными теплосъемными свойствами жидкого аммиака, что дает гармоничное единство и комплекс новых качеств продукта:
  • существенное повышение удельного импульса тяги кислородных ЖРД (на 15-20с., в перспективе – до 385-393с.);

  • упрощение технологических операций обслуживания ЖРД при сохранении простоты и отработанности керосиновых двигателей;


Объектом расчетного и экспериментального изучения ацетама в ближайшие годы определен ацетам 50/50 (с содержанием ацетилена в аммиачном растворителе 50% вес.), энергоэффективность которого как ракетного горючего в паре с жидким кислородом продемонстрирована независимыми расчетами ряда организаций – ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша», РКК «Энергия», ФГУП «РНЦ «Прикладная химия». В дальнейшем предполагается проработать также вопрос целесообразности применения ацетама 70/30 (с содержанием ацетилена 70% вес.), энергоэффективность которого на 5…7с. удельного импульса тяги выше.
 


Заявляется УИ(вак) = 395 с (но соотн. компонент непонятно; похоже, что около двух)


Достоинства ацетама как перспективного ракетного горючего:


- высокая плотность (около 600 кг/м3), что позволит делать баки меньшего размера;

- t равновесного хранения ацетама в баке летательного аппарата (ЛА), ракетоносителя (РН), разгонного блока (РБ) находится в диапазоне минус 30...минус 50С, что позволит использовать ацетам на всех ступенях ракеты

- исследования показали, что для разгонного блока «Союз-2.1б» замена кислородно-керосинового двигателя разгонного блока на кислородно-ацетамовый позволит увеличить массу полезной нагрузки на 30-40%.


- высокая энергетика (на уровне топливной пары кислород-водород) (см. табл. 1)

- высокая летучесть (по вопросу об утечках ацетама) (см. рис. 1)


Аммиак обладает высокими теплосъемными свойствами, практически не уступая воде. Соответственно как охладитель камеры ЖРД ацетам 50/50 превосходит базовое ракетное горючее РГ-1 в несколько раз – в 3 …4 раза по безразмерному комплексу В (Ср, ?,?), определяющему коэффициент теплоотдачи (см. графики на рис. 2), и не уступает метану.

При выборе для разработки кислородно-ацетамового ЖРД предложенной ранее НПО «Энергомаш» схемы с автономным контуром охлаждения камеры и привода турбины ТНА (схемы «Шанс»), предусматривающей подачу горючего непосредственно в камеру сгорания, без прохождения по тракту охлаждения камеры, объем требований к теплофизическим свойствам ацетама может быть радикально снижен.


В настоящее время специалистами ОАО «НПО Энергомаш» разрабатывается демонстрационный ЖРД тягой 2...3 тс на базе кислородно-керосинового двигателя РД-161, который можно будет устанавливать на перспективные РБ (2013-2014 гг.)

После того как опытным путем будет найдено оптимальное соотношение ацетилена и аммиака (топливо станет достаточно эффективным и при этом не будет взрываться от каждого удара), конструкторы уточнят параметры двигателя; по предварительным расчетам и оценкам, он не потребует серьезных конструктивных изменений, поскольку физические свойства ацетама не намного отличаются от керосина.


Новый двигатель на ацетаме ОАО «НПО Энергомаш» собирается делать на базе кислородно-керосинового двигателя РД-161, который получит индекс «АЦ». По сравнению с предшественником, кислородно-ацетамовый двигатель будет на 30% энергоэффективнее.


В кислородных ЖРД замена керосина на ацетам, близкий к нему по целому ряду эксплуатационных показателей, позволяет получить прирост удельного импульса тяги на уровне 15…25 кгс·с/кг. Уступая по удельным энергетическим показателям водороду, по выводимому полезному грузу ацетам к нему приближается, минуя при этом многие технологические проблемы, связанные с водородом как ракетным горючим.
 
   97.0.4692.9997.0.4692.99

Xan

координатор

> ацетилен радикально снижает токсичность аммиака

КАК??!!!
Аммиак теперь можно из стакана пить???

> высока плотность --- 600

Килограммов на см3 ???
Или в десять раз плотнее жидкого водорода???
И в 500 раз плотнее воздуха!!!

Вот нахера они такие заявы делают?
   132.0.0.0132.0.0.0

U235

координатор
★★★★★
Xan> КАК??!!!
Xan> Аммиак теперь можно из стакана пить???

Ну тут, конечно, загнули :)

>> высока плотность --- 600
Xan> Килограммов на см3 ???

Там же написано. Килограммов на кубометр. О.6 от плотности воды. Очень даже неплохо. Учитывая что альтернативой из криогенных топлив - в лучшем случае метан с 415 кг/кубометр и с заметно более низкой температурой кипения. А аммиак в целом может быть даже и не криогенным в полной мере, если емкость достаточно прочная чтоб выдержать его давление паров при обычной температуре. Там 8 атмосфер всего то.

Меня больше интересует цена такого топлива. Ацетилен - не самый дешевый продукт. Не будет ли это слишком накладно для использования на первой ступени. Ну и стабильность. Ацетилен в целом склонен к полимеризации и прочим нехорошим вещам. Можно ли будет это возить и долго хранить?
   2424

Xan

координатор

U235> Там же написано. Килограммов на кубометр. О.6 от плотности воды. Очень даже неплохо.

Они же керосин хотят победить. А он почти в полтора раза плотнее.

А в керосине они ацетилен не пробовали растворить?
Ну, наверное, пробовали. И ничего хорошего не получилось.
   132.0.0.0132.0.0.0

U235

координатор
★★★★★
Xan> А в керосине они ацетилен не пробовали растворить?

Для керосина не нашел, но есть данные по бензину: 5 литров газообразного при н/у ацетилена на литр бензина. Вряд ли керосин будет сильно отличаться. Это совсем и совсем не густо. И близко не 20 процентов, как в ацетаме.
   2424

U235

координатор
★★★★★
Xan> Они же керосин хотят победить. А он почти в полтора раза плотнее.


Керосин 0.8 - всего то на треть. Зато УИ на 23% выше. Тут надо считать, но вполне похоже на правду, что увеличение объема баков и веса конструкции тут лихвой компенсируется возросшим УИ. Тем более что вес баков от объема растет где-то в степени 2/3 , а не прямо пропорционально
   2424

U235

координатор
★★★★★
Xan> Они же керосин хотят победить.

Кстати из дополнительных плюсов - у аммиака ОЧЕНЬ высокая теплота испарения. Не просто так его в холодильниках очень любят. Благодаря этому пары аммиака уносят много тепла, что уменьшает потери на выкипание и требования к теплоизоляции

Но тут нужно бы посмотреть один момент: а как кипит эта смесь: азеотропно, или при выкипании будет меняться процентное соотношение ацетилена и аммиака, что было бы уже ОЧЕНЬ нехорошо. Но надеюсь что этот момент тоже проверяли, ведь на поверхности проблема лежит
   2424
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

U235> Но надеюсь что этот момент тоже проверяли, ведь на поверхности проблема лежит
судя по тому, что с публикации прошло много времени, а дело не сдвинулось с места, есть какие то проблемы.
Американцы ведь что то пробовали с ацетиленом, два раза взорвались и бросили.
   132.0.0.0132.0.0.0
+
+1
-
edit
 

U235

координатор
★★★★★
s.t.> судя по тому, что с публикации прошло много времени, а дело не сдвинулось с места, есть какие то проблемы.

Не обязательно. У нас много проектов отложены в долгий ящик просто потому что не до того. Война однако. Сначала на носу, потом уже и реально. В основном деньги шли на военно-прикладные задачи, а не на перспективные исследования
   2424

Дем
Dem_anywhere

аксакал


U235> Но тут нужно бы посмотреть один момент: а как кипит эта смесь: азеотропно, или при выкипании будет меняться процентное соотношение ацетилена и аммиака, что было бы уже ОЧЕНЬ нехорошо. Но надеюсь что этот момент тоже проверяли, ведь на поверхности проблема лежит

На НК тема есть, там сосчитали что даже в свободном обьёме бака уже плохо.
А ацетилен в определённых условиях склонен к детонации...
   134.0134.0
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

U235> Не обязательно. У нас много проектов отложены в долгий ящик просто потому что не до того. Война однако.
в 2011 войны не было, даже до Крыма оставалось более 2 лет.

Фонд "Сколково" назовет своего 200-го участника

Фонд "Сколково" назовет 200-го участника российского инновационного города, по информации РИА Новости, им станет компания "Апиконт", входящая в космический кластер иннограда. В целом статус участника инновационного центра... //  dochub.sk.ru
 
   132.0.0.0132.0.0.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
>> ацетилен радикально снижает токсичность аммиака
Xan> КАК??!!!
Xan> Аммиак теперь можно из стакана пить???

Подозреваю, что может идти речь об испарении и соотв. токсичности паров, опасности находиться рядом. Может, ацетилен испаряемость снижает.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
U235> Меня больше интересует цена такого топлива. Ацетилен - не самый дешевый продукт. Не будет ли это слишком накладно для использования на первой ступени.

Цена топлива с окислителем вместе - обычно от ~1% (керосин-кислород) до ~ 10% (НДМГ-АТ) стоимости пуска. Я не припомню случаев, чтобы когда-то от топлива отказывались по соображениям цены.
Керосин и кислород стоят сопоставимо, при использовании ацетама кол-во кислорода не радикально меняется.
Синтин и прочие специальные ракетные горючие тоже дороже простого керосина. И ничего. НДМГ и АТ тем более дороже.
Если повышенный УИ или иные свойства помогают еще на чём-то сэкономить или улучшить параметры - цена не будет проблемой ну никак.
   97.0.4692.9997.0.4692.99

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
U235>> Там же написано. Килограммов на кубометр. О.6 от плотности воды. Очень даже неплохо.
Xan> Они же керосин хотят победить. А он почти в полтора раза плотнее.

Плотность - не самоцель. А один из параметров.
Заявляют, что УИ будет выше. Ну при некотором росте объёма. Но еще небольшом по ср. с водородом, а может даже меньше метанового.
Желающие могут посчитать объёмные УИ керосина и ацетама. Полагаю, что по этому параметру они окажутся примерно равными.
   97.0.4692.9997.0.4692.99

U235

координатор
★★★★★
Fakir> Желающие могут посчитать объёмные УИ керосина и ацетама. Полагаю, что по этому параметру они окажутся примерно равными.

А объемный УИ так уж важен для эффективности ракеты? Всё же намного важнее весовой УИ. Именно он в формуле Циолковского стоит. Из-за этого даже с водородом мирятся.
   2424

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
U235> А объемный УИ так уж важен для эффективности ракеты?

Не так уж, но важен.

U235> Всё же намного важнее весовой УИ. Именно он в формуле Циолковского стоит. Из-за этого даже с водородом мирятся.

...и именно из-за него водород на первых ступенях - крайне редок.
Потому что объёмный УИ даёт ориентир для возможного массового совершенства РН в целом. Малый объёмный УИ => больше баки => хуже массовое совершенство. Однозначной зависимости нет, но корреляция есть. Так сказать - "внимание: намёк!" "Тут может получиться невкусно."
   97.0.4692.9997.0.4692.99

Naib

аксакал

Fakir> Старое, от 2014, но пусть полежит - как ни странно, на форуме вроде не мелькало. Как минимум - в профильных топиках.
Fakir> Ацетам - раствор ацетилена в аммиаке.

Факир, опять эта стюардесса... Откопалась.

Ацетилен содержит мало водорода, потому у него несмотря на хорошую теплотворную способность довольно хреновый УИ. Ближе к 28 средняя молмасса продуктов горения.

Во-вторых - он охрененно взрывоопасен и при этом превосходит по мощности гексоген. (на кг). Взрывается сам под давлением, жидкий ацетилен и твёрдый тоже.

В-третьих - можно синтезировать практически совершенно безопасный пропаргиламин. Не очень дёшево, но терпимо. Это что-то типа ацетам 50/50

Ну и вишенкой - до 30% ацетилена, он, ЕМНИП - проигрывает керосину вчистую. Так как аммиак имеет отрицательную энтальпию образования и немалую.
   109.0.0.0109.0.0.0
+
-
edit
 

suyundun

опытный

АММИАК, МЕДЬ, БРОНЗА. Меня гложат смутные сомнения.
   134.0134.0

Naib

аксакал

suyundun> АММИАК, МЕДЬ, БРОНЗА. Меня гложат смутные сомнения.

Правильно гложут. Только скорее по причине ацетилена. ЕМНИМС - на нагретой меди он полимеризуется в полиацетилен. падает теплопроводность и ага...
   109.0.0.0109.0.0.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
+1
-
edit
 

Sandro
AXT

инженер вольнодумец
★★
Naib> Правильно гложут. Только скорее по причине ацетилена. ЕМНИМС - на нагретой меди он полимеризуется в полиацетилен. падает теплопроводность и ага...

Он от косого взгляда полимеризуется, а то и сам по себе. Не зря его хранят в виде раствора в ацетоне. Очень сомнительное вещество. А уж представить себе его в турбонасосном агрегате ... нафиг, нафиг, нафиг!
   131.0131.0
1 2 3 4 5

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru