Прошу не пинать сразу, прочитав название темы (хотя я сам сомневаюсь в разумности или бредовости данной идейки...).
Начнем с фактов:
1. многие эксперты, с кавычками и без, регулярно муссируют тему о относительной уязвимости мобильных МБР (типа Тополей итд.) и МБР шахтного базирования по сравнению с МБР морского базирования, например. Согласно уровню «экстремизма» подобных заявлений, речь идет или о простом сопоставлении вероятности выживания данных МБР и их установок (в условиях ответно-встречного удара) с вероятностю поражения ПЛАРБ (естественно находящихся в боевом дежурстве, а не пришвартованных к пирсу), или (у «экстремистов») о вероятности (понятно, высокой) выбивания мобильных Тополей полчищами квази-мифических БПЛА и КР при содействии Джойнт Старз и им подобных. Данную дискуссию жуют уже годами в России и за рубежом и никак не пережуют (в том числе и тут на авиабазе), так что настоятельно прошу ее здесь не реанимировать, а для чистоты эксперимента допустить что вышеупомянутые мнения отражают реальность (не могу сказать что я в этом уверен, но в противном случае тема данной ветки отпадает по причине отсутствия предмета дискуссии). Итак, допустим: мобильные и шахтные МБР являются более уязвимыми для средств поражения невероятного союзника чем МБР морского базирования.
2. Цитируем справочник: «Россия — одна из наиболее водообеспеченных стран мира. Страна обладает одними из крупнейших в мире запасами пресной воды. Поверхностные воды занимают 12,4 % территории России, при этом 84 % поверхностных вод сосредоточено к востоку от Урала. Общая протяжённость российских рек превышает 8 млн км. всего в России более 2,5 млн рек. В Азиатской части России протекают 40 рек длиной свыше 1000 км. Волга имеет четвёртую по величине в России площадь бассейна (1.38 млн км²), уступая по этому показателю лишь Оби, Енисею и Лене. Будучи связанными несколькими судоходными каналами, реки Европейской части России имеют большое транспортное значение. По Волжской речной системе осуществляется 2/3 внутренних водных перевозок России. Особенностью сибирских рек является незначительный уклон — например, для Оби он составляет всего 200 м. на более чем 2010 км. Волго-Балтийский канал имеет протяженность более 1100 км. Плюс к тому же, на территории России — свыше двух миллионов озёр суммарной площадью более 350 тыс. км². и около 120 тыс. водохранилищ. Эти водохранилища, как правило, имеют относительно небольшую ширину и весьма значительную длину — 160—320 км (Братское водохранилище: 550 км)».
Напрашивается таким образом очередная «бредовая идея»: с целью обеспечения наиболее высокой вероятности выживания МБР и при условиях экономики, которой имеем (то есть не позволяющей строить ПЛАРБ как колбаски), не стоит ли хотя бы частично отказаться от мобильных и шахтных МБР в пользу «речных» мобильных ракетных комплексов? Варианты исполнения возможны разные: от самого простого (ракетная баржа; баржа-буксир, тянущая за собой гидростатический, БЖРК-подобный подводный отсек) до самого навороченного (автономный трейлер-ПЛ, с шноркелем, запасом плавучести и универсальным гусеничным/винтовым ходом для преодоления препятствий и уклонов). Атомные реакторы, думаю, тут не нужны
. Пуск подводный или надводный.
Явные преимущества:
1.Почти полностью обеспечена визуальная, РЛ- и ИК-незаметность (ну кроме масляных пятен от шноркеля, а этим добром наши реки и так обеспечены и сейчас) в течении боевого дежурства (о акустике речных масс, ИМХО, говорить и не надо);
2.Необходимость наличия специально оборудованных путей/маршрутов (как для мобильных Тополей) и подготовленных площадок пуска МБР отпадает сама по себе;
3.Для гарантированного уничтожения комплексов противник должен одновременно ударить по всей внутренней акватории РФ, что невозможно в принципе;
4.Потенциальны маршруты, будучи ограниченными в пространстве, являются на порядки более протяженными чем существующие маршруты мобильных Тополей (которые и так почти все время находятся на стационаре). Почти все дорогостоящие (в том числе и дорогие минуты) мероприятия по обеспечению маскировки скрытности выхода на БД и непосредственно пуска МБР отпадают.
5.Базы хранения / опорные пункты, пункты дозаправки комплекса можно легко замаскировать в обычные приречные сооружения народного хозайства и могут быть разбросаны по всей территории.
Недостатки:
1.сравнительно дорогостоящая система транспортировки и обеспечения.
2.Необходимость обеспечить бесперебойную навигацию в условиях непрерывного гражданского речного транспорта.
3.Зональные меры безопасности естественно ограничены и возможны только в непосредственной близости комплекса (м.б. надводный патруль?) и вокруг пунктов обеспечения и базирования.
4.Связь и ЦУ несколько затруднены в сравнении с «наземными» комплексами.
5.Могут возникнуть проблемы политического характера, связанные с договорами по ограничении (но в данном контексте это маловероятно, особенно при афишированной позиции США, которые складируют третьи ступени МБР вместо их уничтожения, отказываются все более и более от взаимного контроля, переставляют боеголовки итп итд). В крайнем случае можно отдать приоритет варианту комплекса с опорным гусеничным ходом (оставляя при этом винты как главное средство движения) с целью официального обозначения комплекса в качестве обычного «наземного» и проблема отпадает.
Такая вот идея. Честно говоря, не могу и предположить, что она у только у меня возникла, но в открытых источниках такого нет, что само по себе странно, хотя бы в рамках теории (за исключением МБР морского базирования на кораблях, естественно).