>ТЕЗИС ВТОРОЙ: особую ценность представляет возможность снятия с орбиты спутников.Отлично, глянем, какие спутники были сняты с орбиты за 19 лет. Я нашел один случай снятия коммерческих спутников вследствие неудачного выведения.
>В ходе миссии 51-А (октябрь того же года) невезучие были сняты и доставлены на Землю.Общая их масса (внимание!) составила около 1,5 т. Вот так вот...
Нам предлагают факт: за всю историю полётов шаттлов снят с орбиты только один спутник (хотя, может, и два или три - автор просто нашёл упоминание только об одном; впрочем, это не принципиально). Из этого предлагается сделать вывод, что снимать с орбиты спутники никому не надо. Правомерен ли такой вывод? Конечно, нет.
Во-первых, упомянутые снятые спутники были ЧАСТНЫМИ. А, как известно, после катастрофы Челленджера (1986 г., напоминаю) НАСА было запрещено осуществлять на шаттлах коммерческую деятельность (пуски уж точно) - что само по себе фактически убило шаттлы (окончательно добила катастрофа Колумбии), не позволив понизить стоимость выведения. Каких, простите, снятий с орбиты тут можно ожидать? Если шаттлов еле хватает на их основные задачи?
Поэтому вывод совершенно некорректен. По крайней мере, данный вывод из озвученных предпосылок.
Кроме того, не будем забывать про СпейсЛабы - который также вполне себе возвращаемые грузы.
Это как если бы мы запустили какой-нибудь "Салют", а потом вернули его целиком на Землю в целости и сохранности для повторного использования. Ну, не совсем так, конечно, но похоже.
>Оба спутника были возвращены на орбиту одноразовыми носителями (sic!).
Ну и что? Это-то здесь причём? Если бы они и сняты были одноразовыми - другой вопрос
>Т.о. снятие спутника с орбиты имеет эпизодический характер, масса ну никак не дотягивает задекларированной одним "специалистом" 29 т.
Если не путаю, то 29 т - это масса, которую шаттл (теоретически, на практике меньше) выводит "туда". А спускать, кажись, не больше 10 тонн может.
>Итак, единственным достоинством Шаттла по сравнению с традиционными средствами выведения есть его способность снимать что-то с орбиты.
Это уже не есть верно.
>Hо это дорого.
Типичный случай некорректного оперирования звучными понятиями.
Дорого - для чего? для кого? по сравнению с чем? кто-то возвращает дешевле?
Вон, не так давно европейцы чуть не потеряли спутник Артемис, который под миллиард стоил.
Да, он на ГСО летел, да, в конце концов вытащили (за полтора года - можете прикинуть масштаб убытков) - но это иллюстрация того, что спутники могут быть ОЧЕНЬ дорогими, и в принципе их спасение может быть и целесообразным.
При каких именно условиях - вопрос отдельный.
Это вполне МОЖЕТ быть чрезмерно дорого. Но это надо доказать.
>ТЕЗИС ТРЕТИЙ: а вот Шаттл умеет ремонтировать.Hу все-таки я сильно сомневаюсь в необходимости 100 тонного механизма для ремонта орбитальных объектов. Hу не кузнечно же прессовый цех нужен для этой задачи .
Не кузнечно-прессовый, говорите...
Так может, давайте сперва разберёмся - что-таки для того ремонта необходимо?
Нет, я не утверждаю, что точно необходим весь Шаттл или кузнечный пресс, или еще какой прокатный стан - но сначала надо разобраться, что необходимо, иначе получится пустой трёп.
>Да, Хаббл (и еще несколько объектов) ремонтировали. Hу неужто это нельзя сделать нашим КК Союз ?
Например, кто-нибудь представляет себе КК "Союз" с манипулятором шаттловского масштаба?
Уже одно это...
Кстати, сам манипулятор, вещь, для ремонта весьма немаловажная - фигулина очень непростая и недешёвая. Такую спалить после полёта - грешно-с
>Это все я к чему. Если бы для этого использовали серийный одноразовый КК (Союз например), то попросту бы взяли со склада пригодную машину и вперед .
Да? Ну, взяли "Союз". Даже запустили к "Хабблу". Что дальше? Космонавты задумчиво смотрят на "Хаббл" в иллюминаторы, чешут репу, и возвращаются домой?
>В том то и дело, что с помощью КК Союз в СССР произвели спасение орбитального объекта не менее ценного чем Хаббл и находящегося в более отчаянном положении. Я говорю об аварии с Салют-7 в 1985 г. Джанибеков тогда пристыковался к кувыркающейся станции, которая не в safe mode была, а практически в BSD
Если уж так говорить - то с помощью КК "Союз" не произвели спасение. а лишь доставили спасателей на станцию (рассчитанную изначально на стыковку с КК "Союз" при помощи штатных средств станции и корабля). А спасение уже производили космонавты, используя в т.ч. ресурсы станции.
>Смею утверждать, что на Шаттле это невозможно — слишком большая масса .
ИМХО - ерунда это. Причём тут масса Шаттла? У его есть манипуляторы и астронавты с летающими креслами.
Я не берусь утверждать, что астронавт с ранцем может влезть в станцию, но тут нет ничего невозможного. На спутники-то - вполне "присаживались", значит, и к станции бы прилепились. Т.е. весь вопрос в том, чтобы проникнуть внутрь - надо только люки открыть. Если это сделать можно - проблемы нету.
>Более того, могу напомнить, что институте Патона был разработан уникальный аппарат для сварки и резки в космосе. Это тоже серьезный шаг в задаче ремонта орбитальных объектов.
А какое отношение аппарат вакуумной сварки имеет к спору "Шаттл vs. Союз" ?
Заратустра не запрещает применить эту технику на любом корабле.
>Где его место скажем в программе МКС ?
Долго и внимательно смотрим в изменения, которые вносились в программу работ МКС после катастрофы "Колумбии", когда шаттлы два года не летали. Потом - на изменения, связанные с сокращением числа полётов шаттлов и выводом их из строя к 2010-му.
После многодневной медитации осознаём значение шаттлов для МКС
>Hу а Шаттл? Чем кроме доставки экипажа он будет заниматься? Если даже Зарю не в состоянии доставить?
Это комментировать надо?
Или достаточно посмотреть на историю развёртывания МКС и дальнейшие планы?
Wyvern-2
>Советую "зачитать целиком" по два часа в день перед зеркалом
Не стоит оно того
При всём моем уважении к тов. Разорёнову, вот эта, с позволения сказать, аналитика - такого пиетета никак не заслуживает