Bornholmer> Это же не может быть "увлекательная экскурсия по рекам и каналам Санкт-Петербурга"©?
Только не экскурсия, а был очень серьезный пассажирский трафик "по рекам и каналам":
Это в наши дни кораблики, курсирующие по рекам и каналам, проходят по разряду туристических развлечений. А до революции такого рода плавсредства использовались прежде всего в прагматических целях: уже в 1848 году город на Неве стал первым в России, где были пущены прототипы современных "речных трамваев" и так и не прижившихся у нас "аквабусов". Тогда в качестве внутригородских пассажирских судов использовались небольшие пароходы, и на рубеже 19-20 веков они сделались весьма массовым видом общественного транспорта. Популярность объяснялась дешевизной: поездка водой народу обходилась дешевле, чем по земле. К примеру, проплыть по всей Фонтанке от Летнего сада до Калинкина моста стоило 3-5 копеек. Тогда как торговаться на такое же расстояние с извозчиком, менее чем за целковый (рубль), не стоило и начинать. Универсальный довод "Овёс нынче дорог", он задолго до Ильфа-Петрова изобретён.
"Трассы по Неве и ее рукавам носили продольный и перевозной характер. …Примером такой связи может служить рейс от Васильевского острова до села Смоленского, Невской заставы, с большим количеством промежуточных пристаней. Перевозочных трасс было до восьми. Помимо Невских трасс, пароходы ходили по Фонтанке, Мойке и Екатерининскому каналу (ныне Грибоедова)". (ист. – П. Пискарёв, Л. Урлаб "Милый старый Петербург. Воспоминания о быте старого Петербурга в начале ХХ века". СПб, Гиперион, 2007)
Уже в 1880-е на водных гладях Петербурга мощно закрепились пароходчики-монополисты. К тому времени заработало Общество Финляндского легкого пароходства, чьи суда в народе обиходно звали "финляндчиками", а конкуренцию ему составило пароходное предприятие толстосума Щитова.
Даже сугубо визуально различить представителей этих двоих было несложно:
"Они конкурировали между собой. … Пароходы общества имели темно-синюю окраску корпуса и желтую кормовой каюты. Носовая часть была открыта, труба высокая, черная, при проходе под мостами она опускалась с помощью рычагов с балансиром. На носу у них был номер. Щитовские пароходы, ходившие только по Неве, кают не имели, над всем корпусом зеленой окраски была крыша, а для защиты от дождя, ветра и солнца опускались брезентовые обвесы. Плата за проезд через Неву — 2 копейки и 5–10 — по продольным линиям…" (Д. Засосов, В. Пызин "Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX-XX веков", М., Молодая гвардия, 2003)
Для речников-судовладельцев продольные перевозки были менее выгодны: на большие расстояния по Неве требовались пароходы повместительнее, помощнее и покомфортнее, а частые швартовки на промежуточных остановках удлиняли общее время прибытия из пункта А в конечный пункт Б. На малых же реках подстерегала иная проблема - пробки: Фонтанка, Мойка, прочие каналы в ту пору широко использовались для грузовых перевозок, так что общественному речному транспорту неминуемо приходилось уступать, ждать, как-то расходиться. Иное дело перевозные челночные рейсы с одного берега Невы на другой: от пассажиров отбоя нет, время в пути – несколько минут, а значит обернуться туда-сюда-обратно в течение дня можно было десятки раз. Особенно в местах козырных, где до ближайшего стационарного моста - два лаптя по карте. Как раз в таких местах пароходство Щитова и делало львиную долю кассы, эксплуатируя часть своих судов фактически в качестве паромов. Например, на Охте.
Рассказывает Сергей Глезеров, петербургский краевед: "Время осенних и весенних ледоходов считалось одним из самых тяжелых для всего охтинского населения. Ведь моста через Неву здесь не было, и чтобы попасть с Охты в Петербург и обратно, требовалось проделать "кругосветное путешествие" через Литейный мост… И это притом, что в ту пору большинство обывателей Большой и Малой Охты были главным образом бедными чиновниками, мелкими торговцами и всякого рода мастеровым людом, зарабатывающим себе на хлеб именно в городе. В довершение всего на Охте было очень трудно найти извозчика…" (ист. – С. Глезеров, "Исторические районы Петербурга: от А до Я").
Ровно за пять лет до гибели «Титаника» (15.04.1912) схожая трагедия случилось в центре Петербурга.
// 47news.ru