А вот еще: Дирижабли возвращаются в большую авиацию
Источник: Blotter
user posted image
Армия должна активнее использовать возможности аэростатов и дирижаблей, — считают в Военной академии Беларуси. По словам специалистов, аэростаты и дирижабли, которые одно время довольно активно использовались в Советском Союзе отошли на второй план по причине временной эйфории от создания реактивных летательных аппаратов.
Сам по себе аэростат — способ доставки на определенную высоту любого 4000 метров со специальной бортовой аппаратурой обеспечит надежную радио-, телефонную и мобильную связь на всей территории Беларуси и позволит вести круглосуточное наблюдение за передвижениями воздушной и наземной техники.
Не исключено, что в перспективе аэростаты смогут занять нишу между наземными радарами и разведывательными спутниками. При этом они в десятки раз дешевле в производстве и эксплуатации самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Об этом пишет ИА МиК
В Военной академии рассказали, что научным коллективом учебного заведения разрабатывается информационно-разведывательная платформа, которая по своей эффективности способна заменить пять патрульных самолетов, а также самолет системы «АВАКС». На информационно- разведывательную платформу предполагается установить трехкоординатную радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой, разрабатываемой на одном из белорусских предприятий военно-промышленного комплекса. В военном ведомстве пояснили, что поднятая на аэростате на необходимую высоту станция будет способна обнаруживать неподвижные и движущиеся цели на расстояниях, «значительно превышающих возможности наземных средств обнаружения».
Специалисты также считают, что аэростат «легко применим и для нужд пограничного ведомства».
В качестве примера приведена пограничная служба США, которая эксплуатирует несколько аэростатных систем для наблюдения за южными сухопутными границами, побережьем Мексиканского залива, Багамских островов. Так, привязной аэростат ТСОМ объемом 700 куб. м поднимает на высоту 1000 метров РЛС и ТV- камеры, которые позволяют обнаружить низколетящие самолеты, вертолеты или плывущие катера на расстоянии до 150 километров. Наземное оборудование такого аэростата выполнено в двух автоприцепах, один из которых является газохранилищем и швартовочным якорем, а другой служит командным пунктом, электрогенератор которого обеспечивает энергией по трос-кабелю работу бортовой РЛС.
Аэростат находится в воздухе 7–10 дней и затем опускается для дозаправки гелием. Эксплуатация таких систем производится при ветре до 100 км/час.
Большие аэростаты объемом до 11000 куб. м, по словам специалистов, могут поднимать на высоту 3000-4000 метров аппаратуру радио- и телефонной связи, обслуживающую территорию площадью до 200000 квадратных километров. Это в десять раз превышает площадь, обслуживаемую наземной телевизионной башней. Такие системы были развернуты в Иране, Южной Корее, Нигерии. Собеседники в качестве примера привели ближайший пример — когда организация телевизионного вещания с помощью аэростата была организована в Москве после пожара на Останкинской телебашне.
Кроме радиолокационного и разведывательного дозора дирижабли смогут осуществлять перевозки боевой техники, вооружения, личного состава, отметили специалисты Военной академии. «Обладая способностью осуществлять вертикальные спуски и взлеты с неподготовленных площадок, дирижабли могут стать незаменимым транспортным средством», — уверены разработчики.
По имеющимся сведениям, некоторые дирижабли, разрабатываемые в США, смогут перевозить пехотную дивизию целиком. В частности Американская компания JP Aerospace готовит к испытательному полету гигантский Vобразный дирижабль. Во время полета, который должен будет продемонстрировать представителям министерства обороны возможности нового аппарата, 53-метровый дирижабль Ascender поднимется на 30-километровую высоту. Во время полета Ascender предстоит подняться на заданную высоту, подчиняясь командам с земли, пролететь от одного пункта к другому, зависнуть над определенной точкой на несколько минут и благополучно вернуться на базу. По результатам этих испытаний Пентагон примет решение о финансировании второй стадии этого проекта, в ходе которой будет построен еще больший дирижабль. В перспективе компания намерена создать летательный аппарат шириной в три километра.
В настоящее время компания разрабатывает еще два проекта по постройке дирижаблей. Один из них, который называется Dark Sky Station будет длиной 1,8 километра. Он сможет в течение длительного времени летать на высоте от 30 до 42 километров. Другой проект посвящен созданию челночного дирижабля, который будет курсировать между землей и станцией.
Кроме того, еще в октябре 2003 года стало известно о том, что корпорация Lockheed Martin по заказу Агентства противоракетной обороны при Министерстве обороны США разрабатывает новый дирижабль для борьбы с ракетами противника. Размеры летательного аппарата составят более 150 метров в длину, около 50 метров в диаметре, объем дирижабля составит примерно 150000 кубических метров. Находиться в воздухе без посадки прототип дирижабля сможет на протяжении месяца. При этом его полезная нагрузка составит две тонны, а энергопотребление — 10 киловатт.