Итак – гибридник. Т.е. Реактивный Двигатель с двух(или более)компонентным топливом, в котором компоненты находятся в разных агрегатных состояниях - газ, жидкость, твердый компонент(смесь) . Вопрос - ЗАЧЕМ?
А затем!
Самое главное, что дает гибридник – резкое расширение спектра используемых компонентов, это важно для профессионального ракетостроения, но еще важней для нас, самодельщиков-теоретиков
Например, известно, что фтор – наиболее мощный, энергоемкий, плотный окислитель с высоким (если не наивысшим) удельным импульсом. Мало того, использовать фтор самодельщику, не просто проблематично – а, просто, невозможно, его и профи не используют из за его «характера». А наилучшие горючие – металлы, которые в жидком состоянии встречаются все реже
И вообще углубившись в тему обнаруживается главная проблема самодельщиков -и имя ей - ОКИСЛИТЕЛЬ.
Современные вещества используемые в этом качестве(за исключением воздуха, конечно
) – криогенный кислород, азотная кислота и аэрозин, перхлораты – или недоступны, или крайне опасны, или и то и другое сразу. Остается слабо концентрированная перекись водорода, да закись азота – малоэнергетичные, слабоимпульсные , да и не безопасные.
Стал я на досуге (который, по словам Сенеки, обязательно должен быть посвящен научным занятиям
) подыскивать вещества сочетающие в себе столь противоречивые свойства.
Первоначально нашел фторопласты. Неплохо, но хотелось бы большего. Приглянулись мне ФРЕОНЫ. Естественно – тетрафторметан – CF4 – соотношение баластокислитель – 12 76(или 84% фтора), легко сжижаемый, безопасный… но вот энергия связей там, ого – о-го- выше, чем у фторопластов. Читая один опус про всякую экзотику (ну, например. про фторокситрифтометан – CF3OF, или еще лучше – дифтороксидифторметан – CF2(FO)2, думается, что этим экзотическим компонентам суждено стать главными окислителями профессиональных ракет ближайшего будущего, если экологи не взбунтуются
) наткнулся на одну фразу:
« Прямая связь с фтором (OF2) или с перфторированным фрагментом (CF3OF, SF5OF) ведет к повышению стабильности, тогда как с нефто-рированными(!!!-прим, мой) фрагментами (CH3OF) - к нестабильности.»
Ага, вскричал я нечеловеческим голосом! Смотрим – есть такой фреон – R-23 ТРИФТОРМЕТАН.
Читаю – «R-23 - это не воспламеняющийся и не вредный для здоровья (очень хорошо –прим.мой)хладагент при правильном его использовании (группа 6 в соответствии с классификацией Underwriters Laboratories (США)). . R-23 обладает отличной термической и химической стабильностью. Металлы, используемые в холодильной технике, совместимы с этим хладагентом.» Все отлично, вернее вроде плохо
, фреон себе фреоном. НО! Настораживает некая двусмысленность по поводу металлов. И – ВОТ ОНО!!!
«Тем не менее, с R-23 нельзя использовать цинк, свинец, и сплавы алюминия с содержанием магния более 2%.» УРАААААА!
И далее –
«Кроме того, молекула трифторметана (СНF3) обладает относительно невысокой энергией диссоциации, менее 370 кДж/моль, что делает этот компонент смеси не вполне стабильным по отношению к деструкции при длительной эксплуатации холодильного оборудования.» Ну ни хрена себе "относительно невысокой "! Для примера энергия связи в молекуле ВОДОРОДА H2 - 436 кДж/моль! Больше чем у этого, с позволения сказать, фреона!
Итак – ОКИСЛИТЕЛЬ мы уже имеем
Характеристики кандидата
Молекулярная масса – 70, Температура кипения (0C) - -82, Критическое давление (МПа) – 4,836 (самонаддув обеспечен
), Плотность жидкости при t=25 0C (кг/м3) –670 (что твой керосин
) , Потенциал озонового истощения (ODP) – 0 (использоваться будет!, а значит недефицитен
)
Ваши мысли ?
С уважением, Ник