Разработка системы запуска спутников с самолета МиГ–31
“Новости космонавтики”, № 7'1998
Заместитель генерального директора авиационно–промышленного комплекса (АНПК) “МиГ” Анатолий Белосвет сообщил агентству “Интерфакс”, что его предприятие с первой половины прошлого года ведет разработку системы запусков спутников с помощью самолета МиГ–31. В настоящее время в работе активно участвуют ВВС и Академия наук Казахстана.
Основой комплекса должен стать дальний истребитель–перехватчик МиГ–31, который способен развивать скорость 3000 км/ч на высоте более 17 тыс. м. Высокосовершенная бортовая навигационная система позволяет определять координаты самолета с точностью до метра. Разработкой ракеты–носителя, стартующей с самолета и доставляющей полезный груз на орбиту, будет заниматься одна из неназванных российских авиационно–космических фирм. По словам А.Белосвета, несмотря на то что этот проект является для АНПК “МиГ” совершенно новым направлением, уже проведена достаточно глубокая проработка, позволяющая надеяться на осуществление первых запусков через 1,5–2 года.
АН Казахстана участвует в научно–технической разработке проекта совместно со специалистами АНПК “МиГ”, а ВВС Казахстана, как ожидается, примут участие в подготовке самолетов МиГ–31 к испытаниям и запускам. Финансирование программы будут осуществлять совместно российская и казахстанская стороны.
По оценкам разработчиков системы, на рынке коммерческих пусков имеется значительная ниша, которую может занять проект, позволяя снизить расходы на запуск и обеспечивая высокую оперативность: один МиГ–31 способен выводить на орбиту по 2–3 спутника в день.
Наш комментарий:
Несмотря на недостаток информации, можно предположить, что в данном случае идет речь о комплексе типа Ту–160К — “Диана-Бурлак”, который в течение ряда лет проектирует российский АНТК им. А.Н.Туполева совместно с МКБ “Радуга” при участии некоторых западноевропейских фирм. Наиболее привлекательной стороной проекта его авторам представляется возможность запуска РН с самолета, летящего на экстремальных скоростях и высотах. Однако, как и в случае с вышеназванным туполевским проектом, микояновские работы наверняка столкнутся с отрицательными аэро– и термодинамическими явлениями при разделении крупногабаритных объектов на высокой сверхзвуковой скорости. Кроме того, серьезным препятствием к осуществлению проекта является сравнительно невысокая грузоподъемность перехватчика МиГ–31: вряд ли можно надеяться, что он сможет разогнаться до необходимой высоты и скорости, имея на внешней подвеске 10–15–тонную ракету. Масса спутника, выводимого таким носителем, даже имеющим совершенную конструкцию, не превысит 400–800 кг. Здесь разработчики вынуждены будут конкурировать с широкой гаммой наземных коммерческих ракет или с их коллегами из американской компании Orbital Sciences Co, давно и успешно эксплуатирующими крылатую РН семейства “Пегас” аналогичной грузоподъемности.
18.03.1998. И.Афанасьев
“Английская гончая” против “Звездочета”
“Новости космонавтики”, № 11'1998
В №7 за 1998 г. НК уже сообщали о существующих планах разработки системы запуска микроспутников с самолета–носителя МиГ–31. По мнению зарубежных аналитиков, подобный способ запуска аналогичен испытанной в середине 1980–х годов американской системе перехвата спутников ASAT с использованием истребителя F–15. Известно, что в конце 1980–х годов в СССР была разработана подобная система на базе одноместного самолета МиГ–31А с противоспутниковой ракетой, однако сведения о ее испытаниях отсутствуют. Нынешний “гражданский” вариант аналогичной системы может быть создан на базе модифицированного самолета МиГ–31М и легкой ракеты–носителя воздушного запуска.
Истребители МиГ–31 и его более ранний “собрат” МиГ–25 не имеют аналогов среди серийных самолетов мира, т.к. высокой сверхзвуковой крейсерской скоростью до недавнего времени обладали только два западных самолета — разведчик SR–71 и пассажирский лайнер “Конкорд”. Таких самолетов было выпущено менее 100 экземпляров, в то время как серийный выпуск отечественных истребителей составлял более 1500 машин. Миг–25 попал в руки западных специалистов в середине 1970–х годов благодаря пилоту–перебежчику В.Беленко. Характеристики МиГ–31 стали известны на Западе в конце 1980–х годов из сведений, переданных инженером одного из закрытых НИИ П.Толмачевым.
Исходный дальний двухместный истребитель–перехватчик МиГ–31 (обозначение по коду NATO Foxhound, в буквальном переводе — “собака породы английская гончая”), обладающий высокой крейсерской скоростью (порядка 3000 км/ч) и высотой полета (практический потолок 20 600 м), оснащен очень мощным радиолокатором. После окончания холодной войны вариант МиГ–31Э предлагался на экспорт (с упрощенными радиолокатором и частью бортового оборудования), но сведения о фактах продажи не известны.
Переделывая истребитель МиГ–31 в платформу для запуска спутников, МАПО МИГ надеется получить поддержку РКА, поскольку, по словам руководителя программы Анатолия Белосвета, исследования показывают, что “мир заинтересован в создании небольших аппаратов массой 40…50 кг”. “С нашей системой мы планируем захватить эту часть рынка”,— заявил он. Однако, несмотря на то что число микроспутников действительно велико, их стоимостная доля на рынке запусков ничтожна. Не зря, наверное, большинство производителей легких РН ориентируется все-таки на несколько большую грузоподъемность (свыше 200 кг). Почему возникла необходимость в новой системе? Ведь в действительности для этого необходимо разработать новую ракету. По мнению некоторых западных аналитиков, “это типичный пример традиционно советского стиля мышления — МАПО МИГ, огромный опыт и творческий потенциал которого неоспорим и признан во всем мире, хочет продолжить выпуск самолетов, которые не продаются, вместо того, чтобы сконцентрироваться на вещах, действительно необходимых в данных условиях”.
В настоящее время только фирма Orbital Sciences Co. (OSC) эксплуатирует “авиационную” РН Pegasus, которая стартует с самолетов В–52 или L–1011 Stargazer (“Звездочет”). За исключением нескольких отказов при пусках Pegasus XL, которые произошли, возможно, не без участия “человеческого фактора”, все запуски были успешными. OSC вышла на свой нелегкий путь только после всеобъемлющего анализа рынка запусков и имея мощную поддержку со стороны NASA, ВВС и промышленности. Пока не заметно, что МАПО МИГ сможет предложить какие–либо более весомые доводы в защиту своего проекта.
Одно из несомненных преимуществ систем типа L–1011 – Pegasus состоит в том, что запуск может быть прекращен до момента отделения ракеты от самолета–носителя, если бортовой комплекс диагностики обнаружил какие-либо отклонения в работе систем ракеты, самолета или полезного груза. При этом самолет–носитель возвращается на базу для устранения неисправностей.
Кроме того, такие системы менее подвержены погодным воздействиям в отличие от РН наземного старта, так как самолет–носитель может просто облететь область с неблагоприятной погодой (ураган, тайфун, грозовые облака).
2.05.1998. И.Черный