Реклама Google — средство выживания форумов :)
Вадим Гришанков, офицер спецназа. С 1983 по 1986 годы проходил службу в Афганистане в составе 154 отдельного отряда специального назначения Главного разведывательного управления. За Афганистан получил два ордена Красной Звезды, две медали «За боевые заслуги».
- Правда ли, что в Афганистан отправляли самых неугодных офицеров со всего Советского Союза?
- Было и такое, особенно в первые годы войны. Тогда в Афгане очень быстро оказались почти все, от кого командиры старались избавиться в частях. Но это не значит, что в Афганистане были собраны плохие офицеры, по-моему, как раз наоборот. Например, в войсках специального назначения в 80-е годы, пожалуй, не было ни одного офицера, который не побывал бы на этой войне. Плюс, немало людей отправлялись туда по собственной инициативе, писали рапорты, добивались переводов. Когда я еще учился в свердловском военно-политическом танко-артиллерийском училище, мы всей батареей писали рапорты с просьбой направить нас в Афганистан – молодые были, хотелось «романтики», «пороху нюхать».
Потом я попал в часть – служил сначала в Коврове (Владимирская область), потом был переведен в 15-ю особую бригаду спецназа ГРУ, которая дислоцировалась в Чирчике (Узбекистан), оттуда уже был направлен в Афган.
- Опять писали рапорт?
- Нет. Очутился «за речкой» в добровольно-принудительном порядке. Начальник политотдела пришел, указал на меня и еще на нескольких офицеров и сказал: «Товарищи, вы добровольно отправляетесь служить в Афганистан». Так я был назначен «добровольцем».
ничего не требовалось. Призыв, учебка, распределение. Кого распределили в 40 армию - ехал туда.
Нет, никакого согласия не требовалось и для срочников.
Сын рассказал матери, когда она была у него в "учёбке", что перед отправкой в "учёбку" их выстроили на сборном пункте военкомата и объявили, что отныне они - добровольцы, воины-интернационалисты,...
Все и просто и сложно. Первых никто ни о чем не спрашивал и никаких заявлений добровольцев никто не писал. Может в папках такие заявления и мастерились, но в живую такие не видел.
Реально, первые подразделения встречались по разному. Иногда - с цветами. А через пол-года уже только с огнем.
На вопрос топик-стартера: за всех говорить не могу, но у нас добровольцев не было.
P.S. Прямых боевых контактов мы не имели, все-таки не все в авиации видели духов в лицо. Так что моя правда - это только часть правды.
После Ашхададской учебки попал в Афган, никто не спрашивал. Писать что ты попал в Афган никто не запрещел. Замполит просто просил не преувеличивать и все. Служил 80-82 год в провинции Кундуз. Первыми, в 1979 г. в декабре, туда были направлены регулярные части, сокращенные в Германии, напрямую.
Когда дембельнулись, втроем с Челябинска, с Ростова и я с Кавказа, решили отдохнуть несколько дней в Душанбе. Было очень престижно говорить, что ты с Афгана. Там очень уважали солдат, относились очень хорошо. Даже патруль. А если ты еще с Афгана, то вообще...
Какие рапорта? У нас из учебки в Афганистан направляли просто и обыденно, как в любую другую часть в Союзе. И никаких рапортов никто не писал.
Объявляли по части о наличии свободных вакансий в ДРА? У нас никаких мест не было. Из каждой дивизии (в т.ч. и 103-й) пришла разнарядка и вперед. Брали в Афганистан в основном механов, наводчиков и командиров "НОН" и гаубичников. Со многими я общался непосредственно перед отправкой. Не писал никто рапорты о добровольности ни до ни после известия о направлении туда.
У нас всё было обыденней:построили нас,это несколько рот и повели в медчасть.Раздали на руки медкнижки(жёлтого цвета),я как-то по сторонам вертел головой,а тут какое то движение по строю,друг пихнул меня локтем в бок и показывает свою книжку,а там написано-годен для прохождения службы в составе ОКСВ в ДРА.Я начал ему выражать сочувствие,а он говорит-ты свою открой,открываю.Там таже самая запись;-)))И это ещё до прохождения медосмотра.
У меня масса знакормых там побывало - и ни один из них никаких рапортов не писал. Просто получил предписание и отправился на свое место службы. И я бы точно так же поехал - повестка пришла "явиться с вещами", благо понадобился 40й армии человек с моим ВУСом, да вот был я на тот момент в самой середочке "нигде", на центральном Ямале, а осенью мне в военкомате сказали - все, отбой, был нужен - уже взяли...
Я не пытаюсь оспорить наличие тех, кто такие рапорта писал, и даже не пытаюсь оценить их количество - допускаю, что их было достаточно много. Но вот никаким правилом это не было, а если и было - вот это и был бы бардак.
Меня вообще никто не спрашивал. Ну, шибанули со 2-го курса ВМА, а с медиками напряг был. Ну, и пожалуйте бриться...