Мы публикуем стенограмму лекции декана Экономического факультета МГУ Александра Аузана на тему
// polit.ru
Но есть вещи, которые Казахстан еще не реализовал из того, что мы предлагали довольно давно. Это введение
селективности расходования налоговых платежей. О чем идет речь? Ну, например, в России предстоит введение налога на недвижимость, довольно значительного. Я предлагал премьеру России – месяц назад мы встречались с Дмитрием Анатольевичем Медведевым – дать гражданам право часть этого высокого налога направлять на те цели, по выбору гражданина, которые он считает важными. То есть, например, что важнее? Можно направлять на развитие инфраструктуры. Строительство дорог, сетей, коммуникаций. Можно на повышение доступности квартир для молодого поколения. А можно, например, на детские сады. На создание, скажем, в микрорайоне социальной инфраструктуры. Когда человек выбирает, у него появляется естественное желание проследить, как это происходит, повышается контроль за государственными услугами. Такой эксперимент был проведен в Кировской области. Губернатор этой области Никита Белых использовал действующее в российском законодательстве право для сельских сходов принять дополнительные налоги. Так вот после этого три мэра небольших поселений подали в отставку, потому что за ними ходили граждане и говорили: «Куда ты дел мои 200 рублей, а? Покажи, где ты починил дорогу?» То есть степень контроля за государственными услугами резко возрастает.
(причём начиная именно с низового уровня, подчеркнул бы я)
...
Видите ли, деньги, если они не проходят через голову человека, они не влияют на человеческое поведение. А они должны влиять на человеческое поведение. Потому что, вот смотрите, когда мы говорим о налогах для корпораций, для вас привычная в моделях постановка вопроса, что это не только источник дохода бюджета, это еще и фактор поведения корпорации на рынке. А, между прочим, с населением то же самое -
то, что гражданин видит, какие налоги он платит, и может повлиять на движение этого налога, будет воздействовать на его поведение экономическое, политическое и нравственное. Поэтому я настаиваю на том, что мы не останавливаемся в развитии этих вариантов, каждого из этих вариантов, мы ищем новые приложения, должны искать, потому что иначе, уважаемые друзья, очень скучно жить, если вам не хочется найти что-нибудь новенькое.
...
Хочу привести пример. Если мы рекомендуем, и если я осмеливаюсь говорить об этом премьеру России, то это означает, что мы подумали и посчитали. Я могу привести пример таких налогов, которые действуют в Европе. В Испании и Италии есть право людей передать социальный налог на администрирование либо правительству, либо церкви. В Германии существует так называемый церковный налог. То есть человек говорит, какой конфессии направить те или иные деньги, и если он никакой конфессии не направляет эти деньги, то он не имеет право на исполнение религиозных треб.
В Исландии человек имеет выбор, направить деньги на университет – то есть на академическую науку в условиях Исландии, либо на церковь, потому что и то и другое трансцендентально. В Венгрии существует так называемая процентная филантропия: определенную долю налога люди имеют право направить в одну из некоммерческих организаций. Эти налоги работают в ряде стран, и они проходят через голову, они ведут к тому, что люди более активно, более осознанно относятся к тому, что происходит. Доказательством является и то, как люди в странах с косвенными налогами себя ведут, и с прямыми. Чем больше косвенных налогов в стране, тем менее ответственно ведут себя люди, тем больше дефицит государственного бюджета.