Максим Пширков,ГАИШ МГУ«Троицкий вариант» №8(127), 23 апреля 2013 года
Две недели назад коллаборация AMS, наконец, выпустила статью с научными результатами. О ее будущем выходе было известно заранее, и едва ли не с большим нетерпением, чем специалисты в физике космических лучей, этих результатов ждало сообщество физиков-теоретиков, занимающихся поисками темной материи. Дело в том, что AMS-02 должен был значительно уточнить результаты эксперимента PAMELA, которые вызвали более чем бурную реакцию после того, как они стали известны широкой публике в 2009 году.
// Дальше — elementy.ru
несколько слов о самом эксперименте AMS-02. Его название расшифровывается как Alpha Magnetic Spectrometer, порядковый номер 02 объясняется тем, что прототип этой установки AMS-01 пробыл 10 дней на орбите в 1998 году на борту шаттла «Дискавери». Сама идея эксперимента была предложена в 1995 году, сейчас в коллаборацию входит 60 институтов из 16 стран, а общее число участников составляет около полутысячи. Установка была доставлена на орбиту в мае 2011 года последним рейсом шаттла «Эндевор» (и предпоследним рейсом во всей программе космических челноков).
AMS-02 — это большой научный модуль, пристыкованный к МКС, он является одним из наиболее тяжелых (6,9 тонн) и дорогих (~1,5 млрд долл. США) научных инструментов, когда-либо выведенных на орбиту, уступая по обоим параметрам лишь телескопу «Хаббл». Его принципиальная схема не слишком сложна: основной детектор расположен внутри мощного магнита, который создает поле, в несколько тысяч раз превышающее поле у поверхности Земли. Траектории заряженных частиц, пролетающих через детектор, искривляются, что, после измерения энергии частиц в калориметре, позволяет установить их заряд.
Первоначальный проект предусматривал установку в несколько раз более мощного сверхпроводящего магнита, но запаса жидкого гелия, необходимого для охлаждения магнита, хватило бы лишь на 3 года работы. После того как время миссии МКС на орбите продлили до 2020 года, было решено вернуться к обычному магниту, который хорошо себя зарекомендовал во время полета прототипа. Его более слабое поле не позволяет определять параметры частиц с энергиями больше 2 ТэВ/нуклон, зато время жизни эксперимента выросло до более чем 10 лет и теперь будет определяться уже продолжительностью существования самой станции.
Выделенное неприятно удивляет. Ну ведь прибор стоит не на автономно летающем спутнике - а на пилотируемой, регулярно посещаемой МКС.
Ну кто мешал предусмотреть перезаправку жидким гелием через три года?!
А так - преимущество, которое давало прибору размещение на ОС, не использовали