САМАРА, 30 января. /ТАСС/. Эскизный проект космического ракетного комплекса с многоразовой метановой ракетой "Амур" принят госзаказчиком. Об этом сообщил журналистам в понедельник генеральный директор Ракетно-космического центра (РКЦ) "Прогресс" Дмитрий Баранов.
"Эскизный проект принят государственным заказчиком, были приняты определенные замечания, они будут устранены на последующих этапах работы, это нормальная практика. <…> Ждем открытия технического проекта", - отметил Баранов.
Роскосмос и РКЦ "Прогресс" в октябре 2020 года подписали контракт на разработку эскизного проекта космического ракетного комплекса с первой российской многоразовой ракетой на метане "Амур". Ракета получит возвращаемую первую ступень и будет запускаться с космодрома Восточный в Амурской области.
Госкорпорацией «Роскосмос» принято решение о продолжении работ по разработке перспективного космического ракетного комплекса (КРК) «Амур-СПГ» с многоразовой ракетой-носителем среднего класса «Амур». 9 марта 2023 года подписан государственный контракт на разработку технического проекта на перспективный комплекс «Амур-СПГ». Головным исполнителем технического проекта определен «Ракетно-космический центр «Прогресс».
Космический ракетный комплекс «Амур-СПГ» создается на космодроме «Восточный». Он должен проектироваться с учетом возможности управляемого спуска первой ступени ракеты-носителя и последующего многоразового ее использования для выведения космических аппаратов в интересах государственных и коммерческих заказчиков.
В дополнение к результатам эскизного проектирования, на этапе технического проекта должны быть рассмотрены вопросы использования комплекса «Амур-СПГ» для выведения космических кораблей в рамках пилотируемых программ.
Завершение технического проектирования комплекса «Амур-СПГ» планируется на конец 2024 года.
Ракета-носитель «Амур» — двухступенчатая ракета-носитель, выполненная по «тандемной» схеме с первой ступенью многоразового использования и возможностью запуска в одноразовом исполнении. В качестве компонентов топлива ракеты «Амур» используются сжиженный природный газ и жидкий кислород.
Научно-производственное объединение автоматики имени Н.А. Семихатова (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») разработает технический проект трансформируемой системы управления для ракеты-носителя «Амур-СПГ».
Екатеринбургским инженерам предстоит спроектировать систему управления, которую можно адаптировать под разные варианты ракеты: пилотируемый и грузовой с возвращаемой или невозвращаемой первой ступенью, а также для выведения космических аппаратов.
«Система управления должна быть спроектирована таким образом, чтобы была возможность в условиях технического комплекса космодрома снять или добавить оборудование, которое обеспечивает приземление — возврат первой ступени или, наоборот, выведение на орбиту одноразовой ракеты. При этом важно обеспечить весь необходимый объем предстартовых проверок, чтобы эта процедура не требовала изменений программного обеспечения или стартового и технического комплекса. По сути, мы проектируем конструктор», — сказал генеральный директор НПО автоматики Михаил Изюмов.
Предприятие производит системы управления для линейки ракет-носителей «Союз-2». Для ракеты «Амур-СПГ» инженеры проектируют схожую по функционалу, но отличающуюся по структуре систему, которая будет управлять полетом, а также контролировать работоспособность всех агрегатов ракеты, выдавать необходимые команды полезной нагрузке, анализировать признаки аварийного полета и, при необходимости, обеспечивать аварийное выключение двигателей. Отдельным вызовом является обеспечение надежности взлета и посадки многоразовой ступени.
«Многоразовое использование требует решения дополнительных задач. Нам предстоит после приземления обеспечить диагностику элементов системы управления на возвращаемой ступени и агрегатов. Мы должны разработать соответствующие алгоритмы и, главное, обеспечить возможность проведения всех работ непосредственно на космодроме, чтобы после каждого пуска не возить ступень к изготовителю», — заявил заместитель генерального директора по ракетно-космической тематике НПО автоматики Лев Бельский.
Важным изменением, которое инженеры НПО автоматики учитывают при разработке системы управления, является смена топлива с привычного керосина на более экологичный сжиженный природный газ, выделяющий больше тепловой энергии, за счет чего увеличится и тяга двигателей. Специалисты предприятия уже создали и успешно защитили эскизный проект системы управления для ракеты «Амур-СПГ». В новой системе управления будут реализованы уникальные технические решения, которые позволят добиться высоких эксплуатационных характеристик, а все приборы будут изготовлены из отечественной элементной базы.
Сегодня генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов совершил рабочую поездку в Ракетно-космический центр «Прогресс» (входит в Роскосмос).
Он осмотрел производственную площадку предприятия — центр аддитивных технологий и цех окончательной сборки космических аппаратов.
Глава Роскосмоса провел совещание по созданию космического ракетного комплекса «Амур-СПГ» на космодроме Восточный.
РКЦ «Прогресс» ведет разработку технического проекта на комплекс «Амур-СПГ» с ракетой-носителем среднего класса «Амур», имеющей многоразовую первую ступень и использующей в качестве компонентов топлива сжиженный природный газ (метан) и жидкий кислород.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 июля. /ТАСС/. Первый пуск перспективной метановой ракеты-носителя "Амур-СПГ" с возвращаемой ступенью может состояться в 2028-2030 годах. Об этом сообщил ТАСС заместитель генерального директора Ракетно-космического центра (РКЦ) "Прогресс" (входит в Роскосмос) по развитию Даниил Субботин.
"Мы сейчас ориентируемся в районе 2028-2030 годов", - сказал Субботин на полях саммита Россия - Африка, отвечая на вопрос, когда запланирован первый пуск "Амура-СПГ".
По его словам, сейчас идет техническое проектирование ракеты, потом запланирована разработка конструкторской документации и испытания, после чего - полет. "Между тем на этапе технического проектирования мы будем проводить определенные испытания, чтобы сократить сроки изготовления первого летного образца", - пояснил заместитель гендиректора.
В настоящий момент на космодром Восточный выехала группа специалистов во главе с представителями Роскосмоса, которая проводит рекогносцировку. В течение недели им предстоит смотреть на возможное размещение инфраструктуры для возвращаемой ступени. "Актом комиссии, скорее всего, будут рекомендованы дальнейшее развитие, дальнейшие проработки определенных зон", - рассказал Субботин, уточнив, что речь идет о выборе основных и запасных площадок.
Создание многоразовых средств выведения
В марте 2023 года Ракетно-космический центр «Прогресс» начал техническое проектирование космического ракетного комплекса «Амур-СПГ», в состав которого входит ракета-носитель среднего класса «Амур» на сжиженном природном газе с возвращаемым блоком первой ступени. Завершение технического проектирования планируется в конце 2024 года.
В июле 2023 года была проведена рекогносцировка районов приземления первой ступени в Амурской области, Хабаровском крае и Республике Саха (Якутия) при пусках с космодрома Восточный.
Реализация данной программы позволит создать новую отечественную ракету-носитель, соответствующую мировым трендам космонавтики.
Сегодня в России идет разработка перспективной многоразовой ракеты на метане "Амур-СПГ" — она получит возвращаемую первую ступень и будет взлетать с космодрома Восточный в Амурской области. О том, как сейчас создается проект стартового комплекса, когда можно начать строительство и что планируется позаимствовать у "Морского старта", в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, входит в Роскосмос) Николай Нестечук
— Николай Николаевич, на каком этапе находится проект стартового комплекса для ракеты "Амур-СПГ" на Восточном?
— В настоящий момент АО "ЦЭНКИ" по договору с АО "РКЦ "Прогресс" ведется разработка технического проекта на создание стартового комплекса КРК (космического ракетного комплекса — прим. ТАСС) "Амур-СПГ" на космодроме Восточный. Завершение работ запланировано на ноябрь 2024 года.
На данном этапе работ перед АО "ЦЭНКИ" поставлена задача формирования стартовой схемы, облика и ключевых принципов построения стартового комплекса. Основной объем работ связан с обеспечением такой проработки стартового комплекса, которая позволит по завершении этапа технического проекта максимально оперативно перейти к разработке рабочей документации.
Разработка материалов находится в активной фазе. Сформированы стартовая схема, состав систем и агрегатов стартового комплекса, их назначение, принципы работы и взаимодействия, расположение на СК (стартовом комплексе — прим. ТАСС) и основные конструктивные решения. В настоящий момент уточняется совместно с АО "РКЦ "Прогресс" схема связей "земля — борт" с РН (ракетой-носителем — прим. ТАСС), а также формируется состав исходных данных в проектную организацию для дальнейшей разработки сооружений и технических систем комплекса запуска КРК "Амур-СПГ". Параллельно ведутся работы по разработке документации на технологическое оборудование стартового комплекса.
— Гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов недавно заявил, что строительство стартовой площадки должно перейти в практическую плоскость в ближайшее время. Когда ЦЭНКИ рассчитывает начать такие работы?
— Сейчас рассматривается два варианта расположения стартового комплекса, от выбора которого зависят и сроки проведения строительных работ.
Стартовый комплекс будет располагаться в 5 км от аэропортового комплекса космодрома. Данное расположение было определено в эскизном проекте АО "РКЦ "Прогресс" и согласно проведенным рекогносцировочным работам в 2021 году.
В целях сокращения сроков и объема строительных работ в настоящий момент совместно с АО "РКЦ "Прогресс" рассматривается альтернативное расположение стартового комплекса по соседству с СК "Ангара-А5" и частичное заимствование его инфраструктуры. По предварительным оценкам, при оперативном принятии решения и разработке документации проектной организацией данный вариант позволит приступить к строительным работам в 2026 году.
Окончательное принятие решения по расположению комплекса запуска будет осуществлено разработчиком КРК (АО "РКЦ "Прогресс") совместно с заказчиком (ГК "Роскосмос").
— Глава госкорпорации также отметил, что перед вашим предприятием и Ракетно-космическим центром "Прогресс" поставлена задача ускорить и удешевить строительство стартовой площадки. Каким образом планируется это осуществить? В какие сроки ожидается осуществить строительство?
— В части стартового комплекса мы приняли концепцию применения так называемой пусковой платформы, заимствуя опыт небезызвестного "Морского старта", на котором все технологическое оборудование и, по сути, весь стартовый комплекс помещался в единой конструкции. Мы пытаемся распространить данный подход на реалии космодрома Восточный и разработали концепцию создания пусковой платформы как объекта машиностроения с оптимальным размещением в ней максимально возможного объема технологического оборудования взамен создания множества отдельных строительных сооружений.
Данное решение позволит сократить сроки и стоимость строительных работ, а также обеспечить требования по безопасности и надежности.
Как было сказано ранее, окончательное принятие решения о конфигурации строительной инфраструктуры и расположению комплекса запуска будет осуществлено разработчиком КРК (АО "РКЦ "Прогресс") совместно с заказчиком (ГК "Роскосмос"), и от этого будут зависеть сроки осуществления строительства.
— По словам Юрия Борисова, в проектировании был использован опыт Илона Маска и его компании SpaceX. Какие именно инновационные идеи рассчитывает внедрить ЦЭНКИ?
— В первую очередь данный вопрос, вероятнее всего, касается РКЦ "Прогресс". Так, в данной РН в явном виде фигурирует два решения: возвращение первой ступени и применение СПГ (сжиженного природного газа — прим. ТАСС) в качестве горючего.
Для нас же в качестве инновационных идей в данном направлении стали вышеупомянутое построение СК с использованием пусковой платформы и решение задач по работам с СПГ. Учитывая высокий класс чистоты применяемого СПГ (марка А), особое внимание уделяется вопросам приема и заправки компонента с сохранением его кондиции. В целом работа с СПГ как ракетным топливом является инновационной задачей.