Реклама Google — средство выживания форумов :)
Данные таможни КНР свидетельствуют о снижении экспорта китайских товаров в Россию в марте (минус 14,2% относительно уровня прошлого года), хотя еще в феврале наблюдался умеренный рост (+9,6% к февралю 2023-го), приводит статистику старший научный сотрудник РАНХиГС Александр Фиранчук (российская таможенная статистика сейчас закрыта на уровне конкретных стран-партнеров). Частично это объясняется общим снижением экспорта Китая на 7,6% во все страны (к марту 2023 года), однако детализированные данные подтверждают влияние угроз вторичных санкций — сжатие поставок более выражено в товарных позициях, которые чувствительны с точки зрения санкций, утверждает Фиранчук.
Кроме того, экспорт китайских наземных транспортных средств в Россию (легковые автомобили, грузовики, тракторы, их части и принадлежности — группа 87) в марте 2024 года снизился почти на 20% по сравнению с мартом 2023-го (до $1,4 млрд). Правда, здесь снижение началось еще в феврале (на 6% к февралю 2023-го), свидетельствует таможенная статистика КНР. За весь 2023 год экспорт наземных транспортных средств из Китая в Россию в стоимостном выражении вырос в 3,6 раза к 2022 году. С конца 2023 года автодилеры сообщали о затоваривании складов китайскими автомобилями.
Через три года Медный завод, один из ключевых производственных объектов «Норильского никеля» в Норильском промышленном районе (НПР), будет закрыт, а плавильные мощности такого же объема — построены в Китае. Об этом в развернутом интервью «Интерфаксу» сообщил на прошлой неделе президент компании Владимир Потанин.
Важнейшим аргументом в пользу переноса производства в Китай Потанин называет кардинальное решение проблемы экологического вреда, наносимого старым предприятием: в нынешнем декабре оно отметит свое 75-летие. Особенность сульфидных медно-никелевых руд Таймыра, являющихся сырьевой базой «Норникеля», — высокое содержание серы, которую нельзя как следует удалить из концентрата на стадии обогащения. В результате в процессе его плавки происходят масштабные выбросы диоксида серы в атмосферу.
При всей убедительности аргументов в пользу данного решения не оставляет ощущение его стратегической ущербности: вместо удлинения передельной цепочки внутри России мы получаем ее укорачивание, более высокое звено цепи создания стоимости вместе с рабочими местами, налогами — правда, и вместе с экологически неблагоприятным шлейфом — переезжает из России в Китай.
Что касается обещанного трансфера технологий производства аккумуляторных батарей, то в части литий-ионных батарей их в настоящее время уже активно разрабатывает «Росатом». О более продвинутых технологиях и конкретных параметрах трансфера президент «Норильского никеля» пока ничего не сообщил.