Продолжение
Записки Штабс-Капитана, [30.11.2025 21:33]
К 10 марта наш полк, а вернее сказать, бомбардировочная группа, выполнила около ста семидесяти вылетов. Мой личный счётчик перевалил за двадцать. Вот ещё одна особенность воздушной войны высокой интенсивности – то, что сначала вызывает бурю эмоций, превращается в тяжёлую работу. Дни шли настолько быстро, что легче было считать свои вылеты. Передышка 8 числа осталась так далеко позади, что её уже никто не помнил. И хотя общее число вылетов было невелико, в экипажах копилась огромная усталость. Конвейер войны развернулся на полную мощность. Нам никто и не думал давать передышки. Её не было и внизу, в проклятом мешке творилась настоящая мясорубка. Сколько нам ещё предстоит? Никто не знал. Очередной день начинался и заканчивался в кабинах самолётов.
Интересная деталь. Ещё до убытия на учения, впоследствии переросшие в боевые действия, я со своим командиром звена решили приобрести гладкоствольные карабины под патрон .366ТКМ для практической стрельбы. Особенностью выбранных нами карабинов был псевдонарезной ствол типа Ланкастер. Он не имел нарезов как таковых, но имел стабилизирующие прямые желоба.
Трагические события в Казани в 2021 году привели к ужесточению Закона об оружии, приравняв стволы типа "Ланкастер" к нарезному оружию, которое недоступно новичкам. Закон должен был вступить в силу в начале лета 2022 года. Командир эскадрильи, Николай Владимирович, успел приобрести подобный карабин, чему мы по-хорошему завидовали, ожидая, что учения не продлятся больше, чем было заявлено, и мы успеем оформить покупку до вступления Закона в силу.
– Ну что, Леха, успеем, как думаешь? – спросил однажды командир звена.
– Похоже, что нет – с досадой заметил я. Все понимали – это только начало.
Многие вылеты я оставляю за границами своего повествования. И хотя все они были весьма напряжёнными, мозг сохраняет в памяти только самые яркие из них. Таким вылетом стал ночной полёт 10 марта 2022 года, напрямую повлиявший на ведение наших боевых действий в будущем.
В ту ночь мы получили привычную задачу по уничтожению пунктов временной дислокации противника в Житомирской области. В этом же вылете мы должны были частью боекомплекта поразить передовые позиции противника. Вечерние вылеты сильно перенесли. Они стали ночными, при этом самолёты были завешены четырьмя фугасными авиабомбами ФАБ-500 М62, двумя ракетами воздух-поверхность Х-29ТД и подвесным подфюзеляжным топливным баком.
– Так, экипажи, внимание – начал привычно штурман полка – под самолёты подвешены Х-29. Очевидно, что использовать их обычным образом вы уже не сможете. Пустите их неуправляемым пуском. Первая цель – ПВД противника приметная – комплекс сооружений. Их даже ночью увидите. Бомбы на вторую цель, не перепутайте – закончил тот.
Я подошёл к карте. Границу мы должны были преодолеть в районе белорусского Мозыря. Это западнее нашей обычной точки входа. Чернобыль останется сильно левее. Мы практически не затронем свою территорию. Такие полёты я не особо любил. Мы лишаемся короткого интервала безопасности, где ещё возможны действия спасательных команд. Пройдя рядом с Овручем, мы должны будем выполнить пуск ракет по скоплению зданий, затем развернуться в сторону Малина, дойти до заданных координат, сбросить четыре бомбы на передовые порядки противника и начать отход уже через знакомый мешок. Маршрут напоминал кольцо. Задача была ясна.
Взлетать с таким арсеналом сложно. Даже в условиях отрицательных температур мой старичок не хотел отрываться от земли, довольно долго разбегаясь с уже поднятой носовой стойкой. В этом вылете я со Стальным был четвёртым. Привычно собравшись ещё до первой границы, наша шестерка колонной самолётов шла к заданным целям. Над Белоруссией снова стояла хорошая погода. Ярко светила луна. Настолько ярко, что вдали она красиво отражалась в Киевском водохранилище. Условия для пуска ракет были, для нашей маскировки — нет.
Привычно погасают бортовые огни снижающихся самолётов. Прекращается радиоэфир. Мы проходим границу. Луна светит практически в лицо, так ярко, что хочется опустить светофильтр. Заправки – освещённой станции ЧАЭС – уже не видно. Рельеф тут сильно прогибается. Идя над верхушками синих от лунного света деревьев, мы спускаемся в ложбину. По военным меркам под нами недалёкий тыл. Чернота, без привычных пожарищ боёв, нагнетает обстановку. Впереди горит огонёк, он остаётся по правую руку. Это Овруч. Там несколько блуждающих буков. Мы идём змейкой, то и дело отворачивая в стороны. Сверху мы похожи на змею во время её движения. Сложно сказать, работает ли режим подавления на Хибинах, их радиогоризонт схлопнулся. Я приучил себя не смотреть на количество регистрируемых угроз. Но на режим подавления я всегда обращал внимание. Он молчал.
В ту ночь небыло тяжёлой синтетической, как я ее называл, помехи. Ее ставят самолёты НАТО. Она лишает нас возможности любой связи. Высокий писк встраивается в абсолютно каждый канал. Маневр ими не помогает. Это хороший знак. Возможно нас еще не заметили. Только крики детей, которые украинцы ставят нам на каналы управления, сильно надоедают.
– Кто-то летает на нашей высоте, будьте аккуратны – произносит в эфир комэска.
– Опять верты на наши высоты залезли – говорю я Стальному.
К моменту этого вылета обстановка дошла до того, что вертолётчикам давали высоты входа выше, чем нам. Наша нижняя граница в ночное время устанавливалась в пятьдесят метров. Но старались держаться ниже. Вертолётам давали выше, но они иногда пересекались с нами. Иногда доходило до того, что вертолётчики резким отворотом уступали нам дорогу. Ситуация напоминала движение по перекрёсткам.
– Смотри в оба – говорю я Стальному, когда неожиданная чёрная тень пробежала по нашему фонарю.
– Тень сильно большая для...– не успеваю сказать я.
– Влево! – неожиданно кричит Стальной
Я инстинктивно дёргаю ручку на себя с отворотом влево. Прямо в этот момент дорогу мне режет огромный планер Су-27. Его узкий нос проходит рядом с кабиной. Я не сразу понимаю картину происходящего.
– Тут кто-то есть! – докладывает кто-то из наших.
В том вылете нам не выделили воздушное прикрытие. Да и не летают наши истребители на таких высотах.
– Баян баян, 436, подскажите этим бакланам, что рядом летают, что б на свои высоты вернулись! – прерывая радиоэфир кричу я операторам А-50.
– 436, я Баян, не понял вас.
– К нам кто-то подлетел, посмотрите кто, пускай свои высоты займут!
– Секунду, 436... среди вас нет наших. Это не наши, 436 – отвечает мне Баян.
Разбирая этот случай мы пришли к выводу, что это были украинцы. Они часто пытались нас перехватывать. Но на таких высотах, на фоне земли да еще и под таким ракурсом, их устаревшие радары работали плохо, рассчитать стрельбу для ракет с РГСН они не могли. Между тем, группы, действующие рядом, в последние дни отмечали пуски по ним ракет ближнего боя. Это всё, на что могли рассчитывать перехватчики в таких условиях. Впрочем, пролёт рядом со мной Су-27 ВВС Украины – единственное, на что пошла та пара перехватчиков. Почему они не решились открыть огонь – я не знаю. Возможно, они хотели нас рассеять.
– Это Су-27, говорю я по своей радиостанции – Внимательнее будьте!
Трудно передать, что испытываешь в такие моменты, когда противник охотится на тебя. Но группа продолжила выполнение задачи. Наш строй лёгкой мишенью не был. Маловысотный перехват маневренной скоростной цели сложен даже с рабочей РЛС. Догнать же Су-34 на малой высоте, который идёт на скорости, близкой к тысяче, из той позиции, в которой они себя обозначили, практически невозможно. За виток их виража мы уже были далеко, скрываясь за рельефом и густыми лесами. Но ощущение нависшей со спины угрозы, когда хочется оглянуться, не покинуло до самой посадки..
Мы прошли лесистую местность севера. Под нами открытые поля. Кто-то впереди сильнее прижимается к земле. Виднеется освещенный Житомир. Мы сейчас буквально под носом у местных расчетов ПВО. Какой же долгий маршрут. Пора разгоняться. Строй начинает сильнее пошатываться. В какой-то момент мы разом разворачиваемся для атаки. Мы уже не идём друг за другом, перейдя практически во фронт самолётов. Справа сверху оказывается самолёт товарища. Мы одновременно занимаем высоту минимального пуска.
– Где они? – всматриваясь в рельеф спрашиваю я Стального.
– Погоди, сейчас покажу – говорит штурман, уставившись в свой пульт управления.
У меня на стекле прицела появляется зелёный квадрат с точкой. Он лежит в том месте, где находится цель. Теперь я вижу её. Комплекс из небольших зданий, который до войны, возможно, был летним лагерем. Их особенно любили для обустройства ПВД. Цель чёрным пятном лежит на светлой, освещённой луной земле. Её хорошо видно.
В таком тесном строю применять вооружение всем разом опасно – всегда есть риск схождения самолётов. В группе действует правило – открывать огонь согласно очередности вылета. Как бы небыло – пускать ракету вне очереди значит подвергнуть опасности товарища рядом, в добавок расстроив всю группу.
– Ну давай же – говорю я.
Впереди вспыхивают два огромных шара. Включились двигатели ракет первого экипажа. Они горящей стрелой понеслись к цели, оставляя жирный плотный хвост. Потом еще и еще. Небо озарилось огненными шарами. Наша очередь.
– Включай ручную дальность – говорю я штурману, удерживая положение прицела.
– Включил!
На прицеле загорелся индекс ПР. Мы готовы, но впереди ещё один экипаж. Он справа, но пускает свои ракеты перед моим экипажем. Я вижу, как уходят два тяжёлых огня. Делая резкий отворот, самолёт моего товарища с резким креном уходит в сторону от меня, прижимаясь к земле.
– Пуск – говорю я, зажимая боевую кнопку.
– ВУУУУУУУХХХ – Ракеты сошли с мест крепления. Кабина в момент пуска ярко освещается. По планеру проходит лёгкая дрожь.
Мои огненные стрелы несутся в уже пылающие здания. Я резко направляю самолёт вниз. Мы быстро снижаемся к земле. Глаза, отходя от ярких вспышек, начинают различать поблескивающие фигуры. Изогнутые спины наших бомбардировщиков отчётливо видны. Мы немного рассеяны по местности, но сохраняем порядок.
– Давай к следующей – говорю я не отвлекаясь от пилотирования.
– Уже включаю – отвечает Стальной.
На стекле ИЛС загорается зелёная стрелочка задатчика курса, она ведёт меня к следующей цели. Мы идём с запада на восток. Режем территорию противника в сторону мешка. Впереди уже виднеются выходящие из-за складок местности пожарища боёв. Вдалеке яркими огнями горит Киев. Заходить с такого ракурса всегда сложно. Мы доподлинно не знаем положение наших сил. Координаты цели выданы за несколько часов до вылета. При заходе со стороны противника особенно важно выдержать чёткость параметров, перелетевшая цель бомба упадёт на нашей территории.
Мы снова собираемся в подобие фронта. Цели находятся близко друг к другу, еще немного и я увижу разрывы первых бомб. Я заранее набираю необходимую высоту. Счётчик дальности стремится к нулю.
– На боевом, курс с учётом сноса верный – диктует штурман.
– Понял.
Мы скользим над противником. В нашу сторону летят многочисленные залпы разных калибров. Небо заполнено трассерами. Мы находимся на острие атаки. Внизу ожесточённо ведёт бой наша пехота. Ад властвует тут. Сейчас мы лишь орудие. По ложбине, находящейся чуть ниже линии пожаров, разносятся огненные шары. Первые самолёты сбросили бомбы. Мощные фигуры двух Су-34, освещаясь светом луны, круто уходят влево, в сторону границы.
Слева от меня, не намного впереди, идёт машина старшего лейтенанта Никитова, моего друга и товарища по лётному училищу. Мы бомбим почти одновременно, я влетаю в пожар его бомб. Практически одновременно начинаем крутой отход. Я веду свой самолёт так, чтобы не обогнать его. В мои обязанности входит обеспечить безопасность его манёвра, так как он не видит моего местоположения.
Фигура его самолета выравнивается относительно линии горизонта и тут же начинает разгон. Я поступаю так же. Он сильно отдаляется от меня. Теперь ничего не мешает мне дать полную тягу. Я перемещаю РУДы вперед. Самолет заметно ускоряется. Пора покинуть этот район. Я ненадолго включаю удержание высоты и курса. Проверяю расчет топлива на посадке. Сверившись с показаниями, я снова беру управление. Мы идём по небольшой ложбине. Слева и справа от нас — доминирующие высоты, поросшие редким лесом. Неожиданно справа в воздух взметнулись два огненных шарика. Они быстро летят в то место, где должен быть Никитов. Ракеты идут быстро, оставляя за собой кручёный по спирали белый след. Такой след оставляют ракеты ЗРК «Оса». Мы иногда видели их. Они прикрывают армейские порядки первого эшелона.
В синеве яркой от луны ночи, будто бы кто-то чиркнул спичкой. Короткий сухой хлопок света. Через помехи начинает прорываться голос Никитова, который вскоре затихает.
– Никитова сбили – говорит Стальной то, в чем я сам боюсь признаться.
До границы еще сто километров! Шансов на спасение у них практически нет. Мы проходим эти белые, весящие в воздухе жгуты, я круто отворачиваю вправо, в сторону комплекса, что бы быстрее выйти из их поля зрения. Пройдя змейкой, круто обогнув то место, откуда ушли ракеты, я возвращаюсь на прежний курс.
Неожиданно справа от меня появляется широкая фигура Су-34. Он клонится на правый бок и вот-вот встретится с впереди растущим лесом. Он идёт, переваливаясь с крыла на крыло. Видно, что он резко потерял скорость. Лётчик выжимает всё из погибающего самолёта. Хоть бы они смогли перевалить границу.
– Это они! – радостно кричу Стальному.
Мы обходим их темную фигуру. Им ничем не поможем. Но я действительно очень надеялся, что они смогут дойти хотя бы к нашим, в район ЧАЭС. Полет до аэродрома вычеркнут из памяти. Помню, что после заруливания, я сообщил инженерам про потерю борта. По их информации, которая к счастью подтвердилась, они смогли перевалить границу.
Ракеты сильно повредили мотогондолу правого двигателя. Вторая гидросистема, запитанная правым двигателем, вытекла моментально. Вся электрика правого двигателя вышла из строя. Левый двигатель сильно пострадал от вторичных осколков. Первая гидросистема тоже начала течь. Самолет практически лишился управления. Электрика правого двигателя получила сильные повреждения, лишив экипаж радиосвязи и всех приборов. Текли топливные баки. Оценив примерное положение самолета, его нахождение над Белоруссией, Никитин привел в действие систему катапультирования. Экипаж покинул кабину. Штурман при этом получил перелом правой ноги. Их подобрала команда спасателей, прилетевших на вертолёте.
Эта потеря вынудила командование поднять высоту выполнения задач. К тому моменту, наша авиация несла потери из-за средств ПВО малой дальности. Было решено оставить нас вне поля их зоны действия. На средних и больших высотах мы начали свою борьбу с более тяжёлым противником.
В добавок к сбитому в начале экипажу, экипажу Подгорного, ожидающего замены фонаря на другом аэродроме и сбитого экипажа Никитова, в нашем спальном расположении пустыми находились уже шесть кроватей. В строю оставалось шесть самолетов.
