В книжке "Ракетные двигатели на химическом топливе", Иаков ТИМНАТ, М, Мир, 1990, тираж 2650
имеются следные ПГС ЖРД:
- с кольцевой КС и с центральным телом, Rocketdyne, экспериментальный, почти замкнутая схема с частичным вдувом водорода в донную область
- двухтопливный RP-1/водород, высокого давления, 3 ТНА, замкнутая схема, единственный из известных мне, в который окислитель (кислород) охлаждает часть сопла и КС. Экспериментальный пятитонник, проект в районе 350 тонн. Сдвижной насадок на сопло при переходе на водород.
- модульный трехкомпонентный линейный с центральным телом и тягой 2000 тонн! (сам 20 тонн весит, бандура еще та - 4 ТНА в каждом модуле, а в общем - от 8 до 40, причем оптимально - 32 ТНА - 8 модуля) Естественно, не летал и имел место только на бумаге, но Rocketdyne испытали некоторые элементы - главным образом модули КС. Утверждалось, что если потребуется, такое диво можно слепить запросто - у них нет технических трудностей;) Ну это еще до Шаттла было, в 1978 году.
- с соплом двойного разширения - тоже три компонента, интереснейший - около нормальной КС еще одна, кольцевая. Сопло - с двойной критикой! ТНА по старому народному обычаю - 4 шт. Говорят, что это - лучшая схема, за исключением может быть предыдущей. Вот интересно, у РД-701 как с этим делом обстоит? У него, по всей вероятности, в одной КС жгут с двумя зонами. А у амов все раздельно. Вместе-то оно симпатичнее.
Но возникает вопрос - почему мой любимый рокитдайн отказался от трехкомпонентников? Зубки сломал? Или все-таки игра свечь не стоит. Кстати, последные 3 движка заточены под одноступенчатые носители - и написано в книжке, и без этого чувствуется.
Еще имеются ПГС уже летавших моторов:
- RL-10-A-3
- LE-5 (для H-1, не путать с эн-1, тут японский носитель имеют ввиду)
- SSME
Покончили с маршевыми
Есть куча ПГС двигателей малой тяги и систем управления/орбитального маневрирования.
- того же Шаттла
- спутника LEASAT
- космического аппарата Mark II
- однокомпонентных импульсных ЖРД
И заканчивается с ПГС водородника, который на воде работает, электролизом получают водород и кислород и жгут его в двигателе с тягой 7...450 N, а суммарный импульс - 6.5 МN.s за год!
Книжка написана интересно, следует отметить, что там и РДТТ, и ЖРД рассматриваются вместе, что не каждый день встретишь.
Приметы книжки для букинистических изысков: нетолстая, формат 60Х90 1/16, обложка синяя, белыми линиями нарисован схематически Шаттл, красными буквами - название. На корешке - эмблема изд. Мир и красными буквами название.
По моему мнению, книжка хорошая, стоит и в библиотеках поискать и скопировать кой-чего. Если скенер у меня появится, отсканю по требованиям, а сейчас - нечем:(